Уважаемые читатели! Сегодня я хочу сделать вам подарок и опубликовать оригинал моей статьи для известного бортового журнала
KUBAN про Норвегию. Особенно это интересно будет моим новым читателям, присоединившимся ко мне в последний год. В Норвегии мы успели побывать в прошлом августе, но интерес к моим репортажам и фотографиям в ЖЖ у ряда региональных СМИ не иссякает даже сейчас. Редакторы краснодарского издательского дома
Newmen несколько недель назад предложили мне рассказать про Норвегию. В итоге мы выбрали интересную тему - как добраться до жемчужины южной Норвегии, города Бергена.
Публикую сегодня красочный репортаж с моим оригинальным текстом и фотографиями. Отредактированный журнальный текст вы можете найти в журнале (материал "Путь на север"), перейдя по верхней ссылке. Отмечу, что именно норвежская тема стала гвоздем программы октябрьского выпуска!
"С чем у большинства из нас ассоциируется Норвегия? Конечно же, с фьордами - морскими заливами, вдающимися вглубь страны на многие десятки километры. Фьорды - это визитная карточка самой северной в Европе страны. Но не только ими богата на пейзажи Норвегия. Восхитительные водопады, потрясающие горные дороги и, конечно же, незабываемые, остающиеся навсегда в памяти, прибрежные норвежские города.
Удивительно, но увлекаясь географией с раннего детства, я прекрасно знал про город Берген, располагающийся в юго-западной части Норвегии. На сегодняшний день Берген является одним из самых дождливых городов на планете. «Ну и что же здесь интересного», - возмутитесь вы и, возможно, даже будете в чем-то правы. Безусловно, дождь - погода на любителя, но норвежский дождь и, особенно, дождь в Бергене, вряд ли оставит кого-то равнодушным...
В-общем, как вы уже поняли, мы едем в Берген! Самое удивительное - это то, как мы добирались в город моей детской мечты. Конечно, можно было попасть в него практически напрямую на самолете, но тогда бы у нас не получилось познакомиться с ландшафтом страны и посмотреть на эти прекрасные горы с водопадами. Поэтому путь наш пролегал достаточно сложно. На арендованной в Стокгольме машине мы решили немного осмотреться и поехали вдоль балтийского побережья Швеции. Таким образом, въехали мы в Норвегию с южной стороны по трассе «Гетеборг - Осло».
Первое, что нас поразило - это прекрасные скандинавские дороги. Удобная навигация (у нас даже мысли не было воспользоваться GPS-навигатором), идеальное освещение магистральных дорог, отличная инфраструктура с местами для отдыха, бесплатным душем и столиками для еды, где вокруг бегают кролики-попрошайки
2.
Оказавшись около столицы Норвегии Осло в утренний понедельник, мы не стали испытывать судьбу и повернули практически сразу на Берген. Находясь дома, мы планировали ехать по наиболее комфортной по отзывам федеральной трассе Е16, но уткнувшись в непонятные слова на норвежском, весь поток повернул резко налево на трассу R7. Что это значило? Да то, что наш план пошел под откос, что, исходя из имеющейся подробной карты, нам предстояло потерять кучу времени на паромной переправе, да и вообще, что мы сегодня вряд ли уже попадем в Берген…
Делать нечего - указатель «Bergen 480 km» вселил в нас немного оптимизма (по E16 нам пришлось бы преодолеть порядка 530 километров) и мы по превосходным, хоть и узким норвежским дорогам, отправились покорять еще одну географическую точку на большой карте Европы.
Несколько слов о дорогах Норвегии. Как вы, наверное, знаете, Норвегия наряду с остальными скандинавскими странами, страна страшно дорогая. Литр 95-го бензина обойдется вам в 90 рублей, а чтобы добраться до Бергена придется проехать как минимум 4 платных участка дороги (минимум - 1000 рублей). Если с бензином все более менее понятно, то на платных участках остановлюсь немного подробнее. Как по Е16, так и по R7 вам встретятся дорожные знаки с надписью «Toll» и значком видеофиксатора. Это означает, что, проезжая под видеокамерой, фиксируется государственный номер вашего автомобиля. И теперь самое главное - если вы предусмотрительны и успели зарегистрировать на официальном сайте платных автодорог (
www.autopass.no) номер своего автомобиля, то вам удастся преодолеть «проблемные» участки по достаточно скромной цене. Но если по каким-то причинам вам сделать это не удалось, то придется переплачивать в несколько раз. Автолюбители на форумах утверждают, что на сегодняшний день у норвежских камер есть кое-какие проблемы с определением российских номеров. Таким образом, многие машины с российскими государственными номерами, опять же - если верить форумам, катаются по большой Норвегии бесплатно. Проблем же с определением евросоюзовских номеров у дорожных служб Норвегии не было и нет. Так что советую при аренде автомобиля просить, чтобы вас сразу регистрировали на указанном сайте. Важной отличительной особенностью Норвегии является то, что у платных дорог в этой стране совсем нет бесплатных дублеров
3.
Отметим, что стиль норвежской и шведской езды очень прост. Все идеально соблюдают правила. Так что будьте уверены, что из-за соседнего крутого поворота навстречу вам вряд ли кто-то вылетит.
Дороги в южной Норвегии необычайно красивы. Уверен, если вы решите проделать наш путь, у вас появится желание останавливаться через каждые 5 километров для очередного фотосета. Не повторяйте наших ошибок и продвиньтесь как можно дальше по направлению к Бергену. Все самое красивое начинается с середины пути. Обе дороги в Берген пролегают вдоль озер и фьордов. Вас также будут окружать живописнейшие лесистые и скалистые вершины. И не стоит расстраиваться, если вас застанет дождь. Погода в горах, как и на море, меняется очень быстро - за каких-то полчаса вы можете попасть и в град, и в моросящий дождь, а затем будете прятать глаза от палящего солнца
4.
Но не будем отвлекаться и вернемся к нашей дороге. Помните, как мы сначала испугались паромной переправы? Так вот, если вы оказались в Норвегии и перед вами фьорд - не пугайтесь. В летний период паромы ходят через каждые 15-20 минут. Очередей практически нет и стоимость переезда вам, скорее всего, придется по карману. Чтобы перебраться через Эйдфьорд (Eidfjord), вам потребуется около 120 норвежских крон (700 рублей). Зато какая красота открывается с парома - горы со снежными вершинами, мелкая рябь воды и стаи чаек. Это незабываемо!
5.
6.
7.
8.
Вообще, если ехать в Берген на автомобиле, то самый выгодный вариант - это посмотреть обе трассы. R7 проходит по высокогорным для Норвегии плато, а E16, в свою очередь, богата своими туннелями и дорогами по красивейшим горным ущельям. Кстати, в Норвегии самые длинные в мире автодорожные туннели. И наиболее рекордный по протяженности находится как раз на трассе E16. Это Лердальский туннель (Lærdalstunnelen) протяженностью 24,5 километра! При ограничении скорости в 80 километров в час вы погружаетесь в неплохо освещаемый изнутри туннель почти на полчаса. Кстати, в нем есть три грота - так называемые остановки для отдыха, где вы сможете даже утолить жажду.
Дорога из Осло до Бергена с немногочисленными остановками займет у вас порядка 7-8 часов. Могу пообещать вам - это будут незабываемые часы! Вы пересечете несколько климатических поясов, посмотрите на горные озера, ничуть по красоте не уступающие австрийским или швейцарским, поиграете в снежки и, конечно же, увидите фьорды с их голосистыми чайками.
Вы еще не забыли, куда мы едем? Да-да, в самое дождливое место на континенте! Перед Бергеном R7 и Е16 сливаются в один платный туннель, на выезде из которого вас сразу ждет такая долгожданная табличка с надписью «BERGEN» 265-тысячный Берген был основан в далеком 1070 году. В средние века город был знаменитым местом соединения торговых морских путей и входил в состав так называемого Ганзейского союза. Именно с тех времен в историческом центре города, который, между прочим, целиком и полностью входит в состав всемирного наследия ЮНЕСКО, стоит знаменитая набережная Бригген (Bryggen). Вообще, удивительно, как в таком сыром климате эти деревянные дома стоят лишь слегка покосившимися вот уже 300 лет…
9.
10.
Берген - известный на весь мир туристический город. Сюда едут увидеть знаменитые бергенские фьорды, поближе познакомиться с творчеством композитора Эдварда Грига и, конечно же, заглянуть на самый дорогой в мире рыбный рынок, расположенный все на той же набережной Бригген. В Бергене больше, чем везде в Европе туристов из США, Канады и Австралии. Самый удобный способ неспеша добраться до этого западного норвежского города - сверхкомфортабельные круизные трансатлантические лайнеры.
Берген - крайне дорогой город. Двухместный номер в самом простом городском отеле в пик сезона будет стоить порядка 6 тысяч рублей, ужин в недорогом ресторане - около 2500 рублей. Что уж говорить, если литр питьевой воды в обычном супермаркете стоит более 200 рублей! Кстати, еще один совет - воду в Норвегии можно смело пить прямо из-под крана. Она здесь чистая, вкусная и приятно пахнет
11.
12.
13.
14.
Но на самом деле здесь есть то, ради чего стоит тратить большие деньги. Прекрасные соборы, тихие улочки Старого деревянного города, прекрасные вершины вокруг и, наконец, дождь. Именно за последним мы сюда и ехали. Путешествие по Норвегии получилось бы неполным, если бы не этот прекрасный дождь. Будьте уверены - в Бергене вы не встретите ни единой лужи даже при самом сильном ливне. В этом городе все заточено и приспособлено к дождю…
Наиболее подходящее время для путешествия по южной Норвегии - это июль или август. Наименьшее количество осадков, мягкое солнышко и сравнительно теплые ночи. Но это не говорит о том, что в ваших дорожных сумках не должно быть теплых вещей. В связи с переменчивой погодой из лета вы можете тут же очутиться в глубокой осени. Так что советуем вам готовиться основательно!
Артем БАХМЕТЬЕВ
15.
Мои лучшие репортажи о Норвегии:
Visit Norway Дорога из Лиллехамера Набережная Бригген Эксклюзив. Дождь в Бергене Эксклюзив. По дорогам Норвегии Эксклюзив. Дорога к Мечте детства. Дребак - Берген Пересечение Эйдфьорда Город Лиллехамер