Оригинал взят у
dashka_zdes в
Осторожно, бяка Я совсем по этому вопросу не специалист, но кажется важно про это сказать.
Существует то, что называется "теория привязанности" - это такое направление в психологии развития, вполне научное. Это не моя область экспертизы, но примерно себе представляю. Основатель этого направления - Джон Боулби, его книжки есть в русских переводах, и в общем они вполне состоятельные, хотя не все его тезисы сейчас признаются специалистами в этой области. Реактивное расстройство привязанности - это термин, который можно встретить в научных текстах, однако нет четких критериев диагностики этого нарушения, а значит нет и быть не может валидных тестов для его определения.
Так вот. Существует, кроме того, нечто под названием "терапия привязанности" (attachment therapy). Адепты этого направления цитируют Боулби и вообще делают все, чтобы их можно было спутать с теорией привязанности и таким образом посчитать методы авторитетными и научно обоснованными. На самом деле, "терапия привязанности" (ее можно еще распознать по отсылкам к Ненси Томас и иногда Элизабет Рэндольф. последняя - автор "теста" на реактивное расстройство привязанности, опросника, который никогда не был опубликован в научном журнале, не прошел клинических испытаний и примерно столь же достоверен как тест из космополитен "насколько ты ревнива"). Терапия привязанности - это псевдонаучная система взглядов, и ладно бы предлагаемые в этих рамках методы были просто бесполезны, но многие из них прямо можно классифицировать как жестокое обращение (насильственная фиксация ребенка в неподвижном положении, разные формы принуждения связанные с едой, насильственный регресс - когда ребенку запрещают делать самостоятельно то, что он уже умеет) - в общем эти методы опасны не только для психики, но и для соматического здоровья ребенка. Чаще всего жертвами становятся усыновленные и приемные дети, и еще дети с расстройствами аутистического спектра. были случаи, когда от жестокого обращения под видом терапии дети погибали. Там, в целом, идея такая, что раз привязанность в норме должна формироваться в первый год жизни, через выполнение витальных потребностей ребенка, то для формирования правильной привязанности на более позднем этапе надо воссоздать эту пропущенную стадию искусственно - то есть завязать выполнение витальных потребностей на фигуру опекающего взрослого. Стремление к самостоятельности и непослушание интерпретируется как признаки нарушения привязанности. В общем, коротко говоря, под видом привязанности они предлагают формировать у ребенка жесткую зависимость от родителя или замещающего его взрослого.
В общем, если кому интересно, по-английски про все это много пишет
Джин Мерсер , может быть я соберусь кое-что оттуда перевести, когда времени будет побольше. Недавно я у нее прочла, что в русскоязычном интернете появился сайт сторонников Ненси Томас. Далеко не у всех усыновителей и приемных родителей в нашей стране есть доступ к квалифицированной помощи, а ситуации когда замещающий родитель чувствует себя беспомощным, неадекватным, готов хвататься за любую соломинку, бывают у многих из них, наверное, у большинства. Поэтому, мне кажется, распространение подобных псевдопсихологических сект может принести настоящий вред, тем более что они хорошо умеют мимикрировать под нормальных добросовестных детских психологов, прикрываться респектабельными именами вроде Боулби, и вообще напускать на себя важный вид. Так что лучше бы как можно больше людей знали, на какие маячки стоит насторожиться - например, на словосочетание "терапия привязанности" (еще по-английски говорят Holding therapy, это, кажется, чуть другое направление, но похоже по сути), на имя Нэнси Томас, на "опросник Рэндольф".