На самом деле немножко меньше, потому что про Rokka no Yuusha я обязательно напишу отдельно, как и про пару других книг. Но и остального достаточно накопилось, чтобы написать про это. Отзывы про книги традиционно более короткие, чем мои простыни про аниме :) По жанрам всё - фэнтези/фантастика.
"Высокий дом", Д. Стоддард Далеко вдали стоит, вздымая островерхие крыши к небу, Высокий Дом Эвенмер. Дом, куда приходят лишь те, что приходят не случайно. Дом, где есть много прекрасного и странного. Есть там часы - и если забыть завести хотя бы одни, погибнет мир. Есть фонари - и, если не зажечь хотя бы один, навеки погаснет солнце. И Книга Забытых Вещей там есть, и живущий на чердаке последний из динозавров… всего и не упомнить. Но есть в Высоком Доме еще кое-что - Комната Ужасов. Комната, в которой таится Страх. Комната, о которой не хочется даже думать. Комната, в которую должен войти, несмотря ни на что, всякий, кто хочет стать Хозяином Высокого Дома… Фэнтези "в дотолкиновской традиции", кажется, это так называют. Никаких эльфов, драконов, магии. Только один Высокий Дом, бескрайний и безграничный, Дом, который по сути является чем-то вроде хранителя всего мироздания. Главный герой - сын хозяина Дома; в детстве он совершил проступок, который повлёк за собой тяжёлые последствия, и теперь ему приходится их разгребать. Впрочем, в рассказе о похождениях главного героя наиболее интересным для меня были описания самого Дома. От идеи целого мира, раскинувшегося в комнатах, коридорах и переходах, просто захватывает дух. Огромное количество ярких и необычных образов, колоритных персонажей (чего стоит одна только местная "белая королева"!). А также метафоры, аллюзии, символизм, вот это вот всё. Герой борется с воплощённым Хаосом (энтропией, если угодно), но и воплощение абсолютного порядка оказывается тоже не самым приятным. Читалось оно довольно медленно, но фантазия автора искупает всю тяжеловесность слога. Книга на любителя, но для меня это тот самый "шаг за грань реальности", за который, собстенно, и люблю жанр фэнтези. П.С. Кстати, насчёт драконов я соврала: один дракон живёт на чердаке Дома, но, скажем так, это не просто какой-то там обычный дракон. Но не буду спойлерить. Кстати, это древнее чудовище по совместиетльству ещё и один из самых обаятельных персонажей книги - он со своим фирменным сарказмом в одиночку отдувается за весь юмор =) "А мы могли бы славно посидеть, попили бы чайку с пирожными, в бридж сыграли бы. А потом послушали бы гармонику на парадном крыльце." - после неудавшейся попытки напасть на главного героя =]
"A.D. 999", Ж. Белл Год девятьсот девяносто девятый от Рождества Христова. Мир, затаившись, ждет - Апокалипсиса. Мир замков и королей, рыцарей и астрологов, колдунов и чернокнижников ждет КОНЦА СВЕТА. НАШ мир - или мир, ПОХОЖИЙ на наш? (АСТ - мастера придонного стука в том, что касается аннотаций =_= Вообще-то я пыталась найти по аннотации совсем другую книгу, про которую мне когда-то давным-давно рассказывал друг. Но наткнулась на эту, впрочем, не жалею) Благо, тема на самая изъезженная - спасать мир в этот раз предстоит не героям и воинам, а однорукому монаху и девушке-травнице, и спасать его придётся не "огнём и мечом", а исключительно силой духа. Экшна и битв в книга почти нет, а вот смертей хватает и в целом атмосфера довольно мрачная. С точки зрения религии - ересь, конечно, та ещё (тут и христианство, и скандинавские боги, и эльфы - гремучая смесь). Но ересь милая и добрая) И христианство в кои-то веки изображено крайне положительно (и при этом явно со знанием дела) - без типичных для фэнтези штампов. Отдельный плюс автору за то, что обошлись без романтики - более того, это принципиальный момент в сюжете, на котором строится и одна из ключевых сцен. Да, двое главных героев - монах и травница - сперва видят друг в друге лишь идеологических врагов, затем постепенно начинают понимать, что Не Всё Так Однозначно, сближаются... и становятся верными друзьями. В общем, трогательная линия.
Трилогия "Острова Славы", Г. Ларк Испокон веку браки между жителями разных государств, расположенных на Райских островах, запрещены. Немногочисленных полукровок повсеместно ненавидят и презирают. Но сейчас именно Блейз Полукровке предстоит сыграть важнейшую роль в борьбе против могущественного темного дун-мага Мортреда. Дело в том, что Блейз обладает редкой способностью видеть проявления магии. Но будет ли этого достаточно для победы? Когда-то давным-давно читала "Звезду надежды" Гленды Норамли - очень приятная книга, я тогда жалела, что эту авторшу больше не переводили. Ан нет - оказалось, её более позднюю трилогию издали под другой фамилией, девичьей, как я поняла. Цикл Гленды Ларк "Острова славы" ("Та, которая видит", "Запах зла", "Осквернённая") - очень любопытная фэнтези. Здесь необычный и крайне самобытный сеттинг - мир придуман практически с нуля и не в европейской/восточной традиции. Действие происходит на архипелаге из множества островов. На каждом острове - свой быт, обычаи, уклад жизни, всё это очень здорово продумано, причём аналоги среди земных обществ подобрать крайне сложно - чего стоит хотя бы община пастухов с высокогорья. Магия в этом мире делится на два вида и по сути своей ближе к порче или болезни, а одна из группировок магов довольно реалистично прибрала к рукам власть (эдакие "серые кардиналы"). Теме местной религии тоже нашлось место, более того, для разнообразия именно религиозная организация там является источником прогресса, а вот маги, даже "светлые", скорее, сторонники запретов, цензуры и прочих прелестей жизни. Книги очень радуют Персонажи вышли яркими и запоминающимися. Ну и в целом это хорошо продуманная история с интересным глобальным сюжетом. Ну и драма там довольно качественная - это вам не раздоры из-за трона. [fem view]Знаю, что многих френдесс и френдов интересует тема fem view, так что не могу не отметить: - в главных ролях две женщины - их характеры не сводятся к штампу "сильная героиня" (хотя одной из них физической силы не занимать) - центральное место в сюжете занимает их дружба, это основная мотивация, двигающая героинями - романтическая линия с мужским персонажем там есть, но героиня отказывается от счастливой жизни с любимым из своих принципов (не, он на самом деле хороший мужик, просто так вот вышло) Собственно, что меня привлекает в книгах Ларк - так это способность создавать удивительные миры, совершенно не имеющие аналогов ни в реальной жизни, ни в традиционной фэнтези. Кстати, её биография, которую можно почитать на фантлабе, меня тоже очень впечатлила - неудивительно, почему у неё так здорово получается придумывать необычные миры. "Я пробиралась по манговым болотам, меня преследовал тигр и атаковала королевская кобра, меня заставало врасплох внезапное наводнение и кусало множество сердитых ос. Я пережила тропический шторм, находясь в открытой лодке, меня заживо жрали пиявки, москиты, клещи, песчанные блохи и прочие создания, у которых даже нет названий. И я прошла бы через все это снова? Разумеется! На самом деле, я все еще этим занимаюсь."
"Хозяин зеркал", Ю. Зонис, Е. Чернявская В мире, изломанном, как отражение в разбившемся зеркале, лишь Долина Семи Колодцев спокойна и неизменна. Но и здесь пролилась кровь, и мальчику Джейкобу приходится отправиться в Город, Чтобы добыть порцию ненависти. Ненависть в Городе не кипит в котле под золотой крышкой, а продается в обычной аптеке. И правят здесь трое Господ - Глад, Мор и Война, победившие в столетней войне снежную Королеву. Однако тень Королевы все еще витает над Городом, и Джейкобу достается ее поцелуй и осколок ледяного зеркала в сердце. Отныне он - Кей, и ему предстоит сложить из осколков зеркал слово. Но какое? Из всего спсиска сложнее всего писать про эту книгу) Объёмная, многоплановая, с кучей цитат, отсылок, аллюзий... на что угодно. Временами опасно балансирующая на грани с "артхаусом ради артхауса". Да что там "временами", вся книга кажется этакой интеллектуальной игрой с читателем. Она похожа не то на мозаику, не то на сложную головоломку: множество сюжетных линий, большое количество персонажей, тайм скипы. События то и дело начинают развиваться совсем не в том направлении, в каком можно было ожидать, в центре внимания оказываются совсем не те герои, которых ты ожидал увидеть. И нельзя сказать, чтобы всё это к финалу складывалось в логичную и ясную картину... Что-то будет раскрыто, а что-то читателю придётся додумывать самостоятельно. (Типичный анимешный СПГС, не в худшем его проявлении.) Ещё это весьма мрачная и жёсткая книга. Хотя сам сеттинг здесь довольно абстрактный (не могу назвать этот мир ни фэнтезийным, ни сказочным, ни стимпанковым - по чуть-чуть от всего сразу, метафора на метафоре сидит и метафорой погоняет), но жутковатых моментов хватает. По духу - эдакий декаданс. Причём мрачно там всё в первую очередь в психологическом плане - положительных героев практически нет, да и те, что есть, не способны ничего сделать. Ни любовь, ни дружба, ни доброта ничего не могут изменить, они не имеют силы в этом искажённом и варпанутом мире. Главный герой - личность крайне неоднозначная. На первый взгляд - отрицательный, при этом истинные мотивы его поведения способны здорово изменить мнение о нём. Но даже они не отменяют того, что он там хладнокровно и расчётливо учинил чуть ли не геноцид... В общем, по описанию "Хозяин зеркал" - совсем не то, что мне могло бы понравиться. Можно сказать, полная противоположность. Тогда почему я прониклась этой книгой? Концовка - хоть и крайне путанная, но сильная. Когда среди всего этого мрака и безнадёги герой неожиданно (может быть, и для себя самого) оказывается способен на искренние чувства и высокий поступок - это пробирает. И да, это вполне логично встроено в повествование, никакого "чудесного обращения злодея ко свету". Ну и общее впечатление... есть в книге нечто живое, нерв, эмоции, искренность. Звучит довольно парадоксально (учитывая всё вышесказанное - про артхаус, интеллектуальную игру и т.д.), но факт.
"Военный талант", Д. Макдевит «Военный талант». История войны, которую вели земные колонии с «чужими», и величайшего полководца этой войны. История бесплодных побед, сокрушительных поражений, предательства и героизма. История, написанная как детектив, потому что «правда - дочь времени» и разрешить величайшую загадку этой войны удается лишь двести лет спустя... Если бы не ulsa, вряд ли заинтересовалась бы этой книгой - а зря! Фантастика плюс детектив, причём детективная составляющая своеобразная: главный герой расследует дела давно минувших дней - изучает архивы, расспрашивает потомков участников исторических событий. История, которую он раскапывает, сама по себе совершенно прекрасная - яркая иллюстрация неоднозначности тех или иных исторических событий и тем более личностей. Очень понравилось, как многогранно ... В общем, круто, меня восхитил трезвый взгляд автора. Написано суховато, персонажи не особо яркие, да и по ходу дела мало раскрываются (разве что главный герой радует тем, что не тянет на Марти Стью - осмотрительный, осторожный, не прёт на рожон). Но при этом сама история очень увлекательная, сложно было оторваться. И сам подход автора, и мир, в котором всё происходит, показались какими-то очень уютными. В общем, крайне приятное впечатление, надо будет почитать и другие книги автора.
"Золотая свирель", Я. Кузнецова Лесса Омела была утоплена, как ведьма, лет так с 25 тому назад. Но остались недоделанные дела, неразгаданные загадки, и вот она, живая, здоровая и совсем не изменившаяся, снова на улицах Амалеры с золотой свирелью в руках. Неспасённые друзья и неразгаданные тайны ждут! Красивейшая и очень лиричная книга. Превосходный язык - яркий, образный, сочный. Прекрасно выписанные характеры, убедительное развитие персонажей в течение истории. Правильные Жители холмов (вообще вся мифологическая сторона очень здорово изображена). Интересная и нешаблонная сюжетная линия - даже в исхоженном вдоль и поперёк жанре фэнтези до сих пор можно написать нечто свежее и по-настоящему оригинальное. Любопытно также отметить, что это "женская фэнтези" в лучшем смысле слова - и сюжетно, и с точки зрения основных конфликтов. В центре внимания здесь становление характера, внутренний рост, разрешение внутренних конфликтов - и главной героини, и других персонажей. Вместо преодоления, превозмогания и борьбы - осознание, принятие (в т.ч. принятие своей "тёмной" стороны), поиск общего языка. В общем, очень много правильных тем и идей. А вот романтики, кстати, почти нет - любовная линия обитает на периферии и не играет решающей роли в мотивации и поступках персонажей (при этом сама линия очень красивая и взрослая, и подаётся она, опять же, с правильной точки зрения).
"Урод", К. Соловьёв За Крэйном, младшим наследным принцем земель Алдион, издавна ходила недобрая слава бретера, пьяницы и высокомерного мерзавца, развращенного властью и своей собственной ослепительной красотой. Возможно, в этот вечер все бы обошлось, если б он ограничился своими обычными развлечениями. Но судьба распорядилась иначе. Он осмелился убить безоружного мага, не подозревая, что тем самым навлек на себя проклятье, от которого не излечит ни вино, ни кровь. Он потерял все. Власть, титул, дружину, состояние. Он потерял даже то, чем дорожил больше всего - свое прекрасное лицо. Отныне он урод, пария, чернь. Обезображенный, низвергнутый, страдающий от унижения и жажды мести, он бежит из родных земель, чтоб больше никогда туда не вернуться. Теперь он бездомный бродяга, загонщик, уродец из кунсткамеры, ярмарочный паяц и разбойник. Единственное, что он сохранил от былых времен - презрение и ненависть. Не очень много для наследного принца, которым он был. Но достаточно для того, кем он стал. (Наткнулась на автора через жж - здесь он под ником sublieutenant. Начала знакомство с рассказа "Самолётик", весьма понравившегося.) ВНЕЗАПНО, наиболее впечатлившая книга за год. Эффект был чем-то схож с эффектом от "Хозяина зеркал", но сама книга написана совершенно иначе. Реалистичная, даже гипер-реалистичная, даром что все события происходят в мире, очень сильно отличающемся от нашего. Даже на типичный фэнтезийный он с трудом тянет. Но при этом продуман довольно здорово. Всё "весомо, грубо, зримо". Удушающий, давящий, тошнотворный мир. Тяжёлые условия, в которых жизнь превращается в вялотекущую борьбу за выживание. Прогресса нет и не предвидится. Вера и религия здесь играют не последнюю роль - а точнее, их подчёркиваемое отсутствие. "Если Бога нет, то всё дозволено" - вот как-то так оно и выглядит. (Да, по сюжету боги некогда существовали в мире, но разочаровались в своих созданиях и ушли из мира. Свою роль в истории это тоже ещё сыграет.) Доброта, любовь, забота о ближнем - пустые слова; есть лишь плотские инстинкты, алчность, злоба. Главный герой - полностью под стать миру. Умная, высокомерная сволочь, который вызывает отвращение всей своей сущностью) Своя система взглядов и свои принципы у него, впрочем, имеются - это принципы из разряда "право сильного", причём себя он привык относить к сильным. Когда жизнь бьёт его под дых и ему приходится окунуться на самое дно, поначалу даже испытываешь мрачное ликование. Кажется, что сюжет вот-вот свернёт в сторону довольно классического мотива "после перенесённых страданий герой Осознал и Исправлися", но нет. Тут очень правильная центральная мысль - "страдания сами по себе не могут никого сделать лучше, скорее, наоборот". Читать было довольно тяжело, но концовка превзошла все ожидания. Это было... мощно. Луч света в тёмном царстве, проблеск добра даже в настолько искажённой и извращённой личности, как главный герой... О ДААА. Умеют всё-таки наши авторы писать достоевщину %_% Причём это не "чернуха ради чернухи" - такое, как я недавно упоминала в обзоре Kara no Kyoukai, я на дух не переношу. Нет, тут весь мрак и скатывание на дно необходимы (и, кстати, сюжетно там с ними всё будет непросто), чтобы привести к именно такому финалу и к такому катарсису. В общем, не безнадёга, а совсем даже наоборот.
[спойлер]Но мир он всё-таки уничтожил. Кхм. И я бы сказала, что это довольно спорно -_0
"Нантская история", К. Соловьёв Нант - не лучший город для жизни. "Темные проклятые века", череда атомных войн и эпидемий, ввергли мир в новое Средневековье, в котором рыцари щеголяют моторизированной экзо-броней и боевыми имплантами, графы и бароны пользуются уцелевшими нейро-технологиями и нано-ядами, Святой Престол объявил себя высшим защитником всего сущего от еретических знаний, а император на протяжении десятилетий ведет бесконечные войны на севере, юге, западе и востоке. Чернь же бесправна и едва сводит концы с концами. И, как будто этого мало, ходят слухи, что в Нанте возродился угасший много веков назад темный культ... Юная Альберка уверена в том, что она сможет разобраться с этим зловещим культом. Она достаточно целеустремлена, настойчива и уверена в себе. Но есть три причины, способных серьезно ей помешать. Во-первых, она обладает слишком бурной фантазией. Во-вторых, она пьет слишком много вина. И, в третьих, она полностью парализована. Автор взял шаблон "гениальный сыщик расследует преступление, не выходя из дома" и проехался по нему асфальтоукладчиком. Да, первое время главная героиня щёлкает загадки одну за другой, хитроумные планы растут и множатся, интриги обступают со всех сторон... Но фантазия заводит героиню не туда, а совы, как обычно, вовсе не то, чем кажутся. Ну и развязка - словно обухом по голове. Она несправедливая, нечестная, неправильная (то есть правильная и внутрнее логичная, конечно - я имею в виду исключительно эмоции, возникающие при чтении). И очень грустная - при том, что формально это всё-таки хэппи-энд. Вот чем ещё мне нравится творчество этого автора - умеет взять за живое. И не щадит героев, не делает им скидок и поблажек. Поэтому всё происходящее воспринимается гораздо живее и острее, по-настоящему. П.С. Главная героиня - совершенно замечательная. Даже жаль, что это отдельная книга... я бы про неё читала и читала.