Hataraki Man Работяга ТВ-сериал, 11 серий, 2006 год. Повседневность, "производственный роман". Истории из жизни журналистки Мацукаты Хироко, крайне ответственно и фанатично относящейся к своей работе, и окружающих её людей - коллег, друзей, знакомых. У самой Хироко есть цель, к которой она стремится: когда-нибудь создать собственное издание мирового класса.
После "Широбако" совершенно логичным образом потняуло посмотреть что-нибудь ещё на производственную тематику - про работу и около того. Ну и конечно, первым на ум пришёл Hataraki Man (который, кстати, очень нравится сразу двум моим подругам - g_rave и yakabito. А ещё я помню обзор первой серии в блоге у Пророка, когда сериал начал выходить в эфир, эх...). Разница между Hataraki Man и Shirobako становится видна очень быстро. Конечно, здесь качественно иной уровень реализма - и в изображении конкрентых ситуаций, жизненных и узнаваемых, и в общей атмосфере сериала. Не хочу сказать, что это плохо - "Широбако" позитивный и вдохновляющий, а это, в конце концов, многого стоит. Другое дело, что авторы "Работяги" куда более честны и со зрителями, и с персонажами. Никаких поблажек, никаких счастливых случайностей - и главное, отрицательная сторона увлечённости своей работой тоже показана во всей красе. Правда, и авторы этого сериала тоже не обошлись без изрядной романтизации, что меня как раз крайне смущает. В "Широбако" романтизация смотрится куда более естественно, так как общий настрой у сериала более лёгкий, комедийный.
На этот раз у меня вместо обзора получилось что-то вроде размышлений по мотивам - очень уж многое в сериале цепляет за живое.
Первые три серии не особенно тронули - я даже могу понять, почему при выходе в онгоинге сериал был менее популярен, чем прошлые работы того же слота. Первая серия - про расследование злоупотреблений политика - лично мне показалась очень наивной, и с точки зрения изображения журналистской работы, и вообще, по жизни. Впрочем, главная героиня, Хиро, понравилась ровно в тот момент, когда её охарактеризовали как "человека, который торопится на поезд в метро, даже когда не надо спешить". Довольно метко подмеченная черта характера, которой я тоже наделена =] Во второй серии мне сама тема журналистской слежки за знаменитостями была глубоко неприятна, поэтому смотреть было не очень интересно. И когда авторы в этой и в одной из следующих серий выводят мораль "любую работу надо делать со старанием, даже такую", я не могу принять их сторону. 3 серия... как-то совсем не запомнилось, хотя отдельные моменты удачные, вроде пьянки ГГ в баре с коллегой. А вот дальше сериал разошёлся не на шутку и показал себя с лучшей стороны. 4-5 серии (про парня ГГ и про её коллегу, девочку-фанатку) - жизненно, реалистично, грустно. Какие-то прям-таки чеховские интонации. Вообще, если судить по этим сериям, с работой в Японии просто жесть... (в каменты призывается товарищ khathi как знаток вопроса) Если уж устроился - то, считай, повезло, и главное дальше не рыпаться. Не нравится работа? Терпи, превозмогай, старайся и будет тебе счастье. Идея сменить хотя бы место работы, если не стезю, персонажам и в голову не приходит. Что в случае с парнем героини особенно странно - его перевели ну совсем в другую область, из прорабов в продажники (логика)... (Тут снова приходит на ум "Широбако". Помните, я удивлялась тому, как быстро Миса сменила работу, когда поняла, что это не её стезя? Так в "Хатараки" другая крайность. И если сравнивать, то позиция Мисы выглядит гораздо разумнее!) И опять же, парень ГГ говорит, что мог больше стараться на прошлой должности, но вся серия - про его превозмогание на работе, начиная с укрывания и откапывания фундамента под проливным дождём в одиночку. Куда уж больше стараться? Я читала раньше, что японцы трудоголики, но чтоб настолько О_О 6 серия - прекрасная история о женской солидарности и разных подходах к работе - "агрессивном/пробивном" и "мягком". Хотя, несмотря на хэппи-энд и примирение двух героинь (и их позиций) в конце серии, "мягкий" подход всё равно как-то коробит ^_^" 7 серия - про массажистку главной героини. В центре внимания - условный выбор между перфекционизмом и быстрой работой ради максимальной выгоды. Здесь как раз можно наблюдать реалистичное развитие событий вместо типичного для среднего аниме-сериала подыгрывания героям. Массажистка уходит из одного салона, так как считает, что уменьшение времени, отводимого на отдельного клиента, не даёт возможности качественно "прорабатывать" каждого... Но в следующем салоне, куда она устраивается, нормативное время приёма - ещё меньше, и обслуживание клиентов в ещё большей степени поставлено не поток (вместо индивидуального подхода к каждому). Издержки бизнеса: больше клиентов - больше выгоды. Вот на этом моменте я подумала, что лучше бы она вернулась в прошлый салон ^^" Финал несколько смазанный, потому что мораль истории "я постараюсь успевать больше за меньшее время" как-то не тянет на правильную, как бы авторы не пытались доказать обратное... В параллель истории массажистки идёт история главной героини. Хиро в этой серии переживает из-за материала, сделанного наспех, которым она в результате осталась недовольна. Но там как раз развязка более логичная: считаешь, что работа не удалась и ты могла сделать лучше? Сделай попытку исправить. Попытка провалилась? Иди дальше. 8 серия, про авторов и продажников, - на удивление позитивная и трогательная, хотя хэппи-энд здесь тоже с привкусом грусти. Но всё равно самая тёплая серия во всём сериале. 9 серия, про трудоголиков, - грустная и тяжёлая. Сама тема крайне спорная, снова не хочется соглашаться с авторами. С этой серии начинается смысловая и идейная кульминация сериала. А чем вы готовы пожертвовать ради любимого дела?... В 9-11 сериях авторы и дают свой вариант ответа на вопрос. С одной стороны, вроде бы всё очень вдохновляюще - пафос превозмогания и преодоления (героиня вынуждена работать над своим выпуском с тяжёлой простудой и не спать ночами), в финале - радость и гордость от хорошо выполненного труда. С другой - эээ, всё-таки это выглядело как-то совсем нездорово. Но с третьей стороны, героиня ведь сама выбила у начальства этот специальный выпуск, из-за которого ей пришлось так мучаться. И работает она над ним не потому, что начальство нависло над ней с кнутом (хотя, конечно, и поэтому тоже - но не в первую очередь), не потому, что "так положено" или "все так делают" (нет, пофигистов у них в издательстве хватает), а потому, что её саму это прёт. Потому что ей это нравится. И превозмогать, работая с высокой температурой, не спя ночами, ей тоже вполне в кайф, судя по всему. Да и опять же - у неё есть Цель Жизни, к которой она стремится. Но всё равно что-то во всём этом коробит. Дух противоречия, может быть? В общем-то, взгляды и ценности героини я вполне разделяю: работа - это важно, работа - это здорово, люди, которые любят свою работу, - это круто. В таком случае, может быть, я ей просто завидую? -_0 В конце концов, в своей работоспособности и увлечённости я далеко не так уверена...
[Спойлеры: про парня главной героини]Ну и, эээ, сравнение/противопоставление самой Хиро и её парня (не в пользу последнего) - чё-то прям вызвало батхёрт XD Эй, да у вас там чувак переживает только из-за того, что он недостаточно упарывается по продажам! При том, что он вообще-то пришёл работать в строительную компанию - потому что хотел заниматься стройками! Да на его месте, после переведения из прорабов (подсказка: работа мечты в его случае) в другой отдел (неважно какой, вместо отдела продаж могло быть что угодно ещё, столь же далёкое от строек) мне бы тоже было тошно. Не, понятно, что работа есть работа, деньги из воздуха не появятся, и перевод на другую должность - не повод воротить нос, всё бросать и ложиться на диван непонятым гением. Так он и не бросает. Продолжает делать своё дело, пусть теперь оно уже и не совсем своё. Но переживает-то он при этом из-за того, что не может быть таким, как Хиро, и вкладывать душу в то, чем занимается. Блин, это ужасно, ужасно грустно :( И когда он в одной из бесед говорит Хиро, терзающейся из-за опоздания, "хватит заниматься самоедством - тебя же слушать больно" - это тоже такой... жизненный, правильный момент =( Ну в смысле - в той ситуации она реально не была виновата. Но всячески убеждает себя, что таки была, что на неё правильно наругались и т. д. Но любовь к работе не должна сочетаться от отказом от самоуважения( Превозмогать с температурой 38 (ок, знаю, что разные ситуации бывают, иногда реально приходится), стесняться сказать, что опоздала по уважительной причине, стесняться вообще сказать что-то поперёк слова начальника... Не, не, не верю, что всё это должно идти в тесной связке с любовью к своему делу. Ну а ещё одна сторона, которую не могу не отметить - гендерный вопрос. При всех прочих спорных моментах по поводу трудоголизма, авторы, по крайней мере, ясно показывают: да, это нормально для женщины - любить и ценить свою работу, считать её для себя чем-то важным, ставить для себя глобальную цель жизни в профессиональной области. [Спойлеры: про работу и отношения]Да и традиционный конфликт "отношения vs работа" здесь решается в сторону работы, и это не показывается, как что-то плохое. Ну то есть, там сложнее, конечно: "если отношения конфликтуют с тем, что для тебя важно и дорого, то тут явно что-то не то". Очень сильный сериал - взрослый, реалистичный, затрагивающий серьёзные вопросы. Вдобавок это лучшее раскрытие темы "женщина и работа" - многогранное, с показом разных проблем и конфликтов, с изображением разных подходов к работе. Правда, на мой личный вкус эта история о любви к своему делу местами переходит в пропаганду трудоголизма, что мне кажется несколько нездоровым. Но сериал в любом случае стоит посмотреть - и составить своё мнение. Желающие поделиться своим взглядом на сериал приглашаются в комменты - мне действительно интересно, возможно, я неправильно поняла каке-то важные нюансы или мотивацию персонажей.
Начальник ГГ, Нарита Типаж - "мягко стелет, да жёстко спать"
Потоп в дома и пробка по дороге не считаются уважительными причинами для опоздания?! УБИВАТ!
Главред
Парень главной героини
Местный Тору
Коллега ГГ, журналистка Юми - эдакая Ямато Надэсико Ей и посвящена 6 серия, про женскую солидарность и разные подходы к работе
И прочие
Кадзи Майко, ещё одна Ямато Надэсико, даже более запущеный случай, чем Юми =] (последняя на неё даже один раз наехала из-за пофигистичного на вид отношения к работе... и это было прекрасно)