Как известно, Украина недавно приняла довольно суровый и тотальный по сравнению с Польшей или Прибалтикой запрет коммунистической идеологии, символики и пропаганды, а также осуждение советского прошлого. В самом запрете нет ничего особенного, и он мало чем отличается от принятых ранее в вышеупомянутых странах Восточной Европы. Советизм, русификация, диктат Московского Политбюро крайне антагонистичен младонационализму постсоветских стран, особенно тех, которые понесли территориальные потери от России и были её историческими соперниками.
Я хотел бы остановиться на определенном моменте этого закона, для чего необходимо сделать экскурс в историю. Во всех перечисленных странах постарались, чтобы такие законы остались сугубо в идейном плане, и мало повлияли на реальную внутреннюю или внешнюю политику, да и впоследствие переориентировали их так чтобы они не столько осуждали коммунизм, сколько советское прошлое. В частности, проводились консультации с Китайским посольством и специально оговаривалось, что Китай эти законы ни в коей мере не затронут, а единственное, что требовалось от местных коммунистов - осудить советское прошлое.
Посреди всего этого движения, есть страна, которая по, казалось бы, непонятной причине, никогда не принимала подобных законов - это Литва. Причина существует. Дело в том, что в своё время Юзеф Пилсудский, маршал и дедушка Польши, весьма похожей на современную Россию, решил вернуть Польше былую славу Речи Посполитой, и отторгнуть от Литвы Виленское воеводство, несмотря на то, что Вильно был столицей Литвы, весьма похожим на аннексию Крыма методом. По его негласному распоряжению, польские дивизии объявили, что не подчиняются генеральному штабу и являются стихийно возникшим виленским ополчением, недовольным национальным угнетением поляков. Была создана непризнанная Виленская Народная Республика Республика Срединной Литвы, которая, в результате референдума (а на её территории находилось 70% этнических поляков), влилась в Великопольшу. Сама республика и её вхождение в состав Польши были довольно быстро признаны Лигой Наций. Пилсудский планировал ещё несколько подобных актов но - не срослось.
В 1939м году, Советский Союз вернул эту территорию Литве. Очевидно, легитимность нахождения литовского столичного региона в составе Литвы прямо пропорциональна легитимности советского периода латвийской истории, так что ни о каком осуждении не может быть и речи.
Между тем, совершенно то же самое призошло с частью Украины: занята Пилсудским, возвращена Красной Армией в 1939м году.
"
Ukraine-growth" by
Spiridon Ion Cepleanu - Own work. Licensed under
CC BY-SA 3.0 via
Wikimedia Commons.
Так что, не говоря уже о внутриполитических последствиях, неужели украинскую раду совершенно не заботят возможные дальнейшие проблемы с территориальной целостностью? Ведь если Украина на официальном уровне тотально осуждает советское прошлое, не существует причины с точки зрения легитимности, почему бывшие польские земли не должны вернуться в Польшу. Украинское правительство, конечно, не особенно вменяемо. Но вот американское посольство в Киеве что-то в этот раз мышей не ловит. Хотя, с другой стооны, когда эти проблемы смогут возникнуть, американское посольство они уже никак волновать не будут.