"Рассмотрение взглядов на пустоту: Лунный свет, озаряющий ключевые пункты высшего пути", английский перевод и научный комментарий:
http://files.mail.ru/ORRX2E или
http://axifile.com?7596948 (13,2 Мб, PDF)
Качество плохое, но читать можно. Качал с Гугльбукс при помощи специальной программки. К сожалению, из 449 страниц не хватает 44. С другой стороны, из самой важной части потеряно всего несколько страниц ближе к концу самого текста Горампы. После 237-й страницы идут уже сокращения, комментарии, указатель имён и библиография, именно здесь больше всего пробелов. Сам текст Горампы почти цел, и совершенно не пострадала большая вступительная статья - обзор традиций тибетской полемической литературы.
Тибетский текст выложен
здесь, на сайте издательства.
Знаменитый труд великого сакьяпинского учёного Горампы (1429-1489), в котором он полемизирует с Долпопой (1292-1361) и Цзонкапой (1357-1419). Долпопу, ключевого учителя школы джонанг, Горампа уличает в этернализме под маской жентонг, а Цзонкапу, основателя гелуг - в нигилизме под маской рангтонг.
Имя Горампы окружено огромным почитанием в школе сакья, в которой до сих пор изучают философию по его книгам. "Рассмотрение взглядов на пустоту" остаётся одним из основополагающих философских трудов этой традиции тибетского буддизма. Разумеется, гелугпинцы относились к Горампе совсем иначе: в Центральном Тибете его книги были под запретом на протяжении почти 500 лет.
Статья о том человеке, благодаря которому мы можем теперь это прочитать:
http://www.dharmawiki.ru/index.php/Дзонгсар_Кьенце_Чоки_Лодро Из вступительной статьи (с. 16-17):
"Действительно, тибетская религиозная полемика по большей части сосредоточена на самом предмете спора, однако нам не хотелось бы изображать её как благородный и объективный обмен мнениями между двумя сторонами. Здесь замешаны страсти, и авторы часто поддаются искушению атаковать оппонентов ad hominem или привлечь самые различные "аргументы к личности", которые западная логика относит к группе ложных. В этих текстах множество подобных ложных аргументов и откровенной брани. Скорее всего, на самом деле немного найдётся культур, в которых искусство грубых полемических выпадов было бы столь же развито, как у тибетцев. И это, несомненно, сделало жанр зрелищным, а значит, популярным.
Иногда тибетские полемисты утверждают, что их оппоненты находятся под действием наркотиков, различных болезней или даже хуже: что они одержимы демонами - а иначе с какой стати несли бы такой вздор? Они сравнивают их с глупыми животными (излюбленное сравнение - с овцой). Они обвиняют оппонентов в том, что те полны спеси, а между тем настолько глупы, что и бахвалиться толком не умеют; исполняют свой "танец" "с отрубленной головой, распустив сзади павлиний хвост". [...]
И это только верхушка айсберга! Даже такой серьёзный учёный, как Горампа, не может воздержаться от предположений, например, что общение Цзонкапы с Манджушри было скорее разговором с демоном".
Вот так-то, а мы тут из-за споров на БФ переживаем! :) Правда, в статье отмечается, что позже полемика в Тибете стала более цивилизованной и рациональной.