"Каша из топора - 1": Заметки о тексте, ритуале, магии и свободе

Oct 12, 2014 18:50

Предупреждение: всё написанное - не проповедь и не претензии на истину в последней инстанции, а просто размышления.

Игры белых людей в ваджраяну - всего лишь любительская этнология и этнография. Ключ к настоящей магии содержится в жизнеописании Миларепы, написанном Речунгпой. Когда Мила Тхёпага творил злые чары по всем тантрийским правилам, у него ничего не получилось. :) И тогда он в отчаянии заплакал, стал рассказывать куда-то в воздух о бедах своей семьи, сорвал плащ и яростно ударил им о землю. Тут-то и собрались тучи, подул ветер, а что было дальше, знают все, кто в теме...

Ритуал и священный текст - это препятствия, искусственно созданные с целью сфокусировать сознание настолько, чтобы оно могло вырваться на свободу, за пределы привычных обезьяних схем. Так лазерный луч мечется между двумя зеркалами и набирает силу, пока не прорвётся сквозь одно из них. "Реальность" - наша тюрьма, построенная из предметов и слов-ярлыков. Ритуал и священный текст разбирают стену профанической "реальности", чтобы из этих привычных кирпичей сложить реальность "священную", символическую, умопостигаемую. Приняв эту игру, мы можем использовать её для разрушения тюрьмы. Но можем и превратить мир символов в новую тюрьму "дополнительной реальности" - так возникают религии...

Изначально ритуал - всегда спонтанный и глубоко личностный творческий акт. Думаю, именно так и возникла когда-то тантра, которую в конце концов профанировали (в форме массовой религии) азиаты с их примитивным уровнем сознания, ориентированного в основном на механическое воспроизведение "традиции" и обожествление гуру. Ничего уникального в тантре нет, это своеобразная древнеиндийская "магия хаоса", аналоги которой можно найти в любой культуре. В приведённом случае настоящим ритуалом была не абхичарука, а удар плащом о землю. Мудры, мантры и молитвы оказались всего лишь подготовительным этапом. Надеюсь, понятно, что то же самое можно сказать о гримуарах, амулетах, призывании божественных имён и гематрии - еврейском, самом оригинальном способе медитации на языке и тексте. Всё это - топор в каше, которую мы на самом деле варим из других продуктов, припасённых на нашей soul kitchen.


Если продолжить аналогию разборки и пересборки "стены реальности", станет понятно, что в рамках ритуально-текстового подхода "прорыв" к Свободе возможен только при опоре на тексты и ритуалы родной культуры - или культуры, которая очень тесно переплетена с родной. Ведь у каждого человека своя "тюрьма реальности", заложенная ещё в детстве, в процессе социализации. Можно прорваться сквозь свою культурно-языковую матрицу, но зачем (и как) прорываться сквозь чужую? :) Это такое же бессмысленное занятие, как пикетировать с лозунгом "Free Tibet!" московский Кремль. :) Впрочем, именно таким самообманом и занимаются многие российские буддисты, радостно отмечающие между пуджами и садханами день рождения своего диктатора.

Итак, магические, ритуально-текстовые методы (конечно, есть и другие) действуют только в рамках одной культуры. Как быть, если эта культура неродная, а практиковать именно эту традицию очень хочется? Без ассимиляции ничего не получится! Именно поэтому в первые века проникновения ваджраяны в Тибет там усердно учили санскрит и перенесли на родную почву весь огромный индийский пантеон и мифологическую картину мира, заметно отличающуюся от исконной тибетской. Точно так же сейчас серьёзные западные практики ваджраяны неизбежно приходят к пониманию, что для успеха придётся полностью погрузиться в индийскую и тибетскую культуру, а заниматься этим удобно только в Индии, Непале или в пожизненном ретрите. И, разумеется, настоящей каббалы тоже не бывает без изучения древнееврейского языка и первоисточников.

Зачем нужна вся эта морока? Не проще ли обратиться к прямым, несимволическим методам вроде чань? Дело в том, что опора на языковой и символический уровень даёт большие практические преимущества. Это отдельная сложная тема. А трудности усвоения чужой культуры - плата за "билетик в Царство Небесное", неизбежная для абсолютно раскультуренного (пост)советского человека. Ведь у большинства из нас нет ни русских, ни украинских, ни еврейских, ни других культурных корней, кроме крови и языка. Все мы неофиты и паломники, даже если паломничаем не далеко на Восток и Запад, а всего лишь в Почаев или Умань. На самом деле это не печально, а очень интересно и многообещающе. Нам знакома радость открытий и свежесть духовного восприятия, недоступная людям, с детства воспитанным в одной традиции.

Иногда спящая в генах родная традиция просыпается неожиданно для нас самих. Майдан по форме и духу был глубоко национальным магическим действом, причём коллективным - огромное количество людей собралось в древнем "месте силы" у костров и литавров. Думаю, яростная реакция отрицания у многих российских "тантриков", "даосов", "традиционалистов" и т. п. публики объясняется просто: они интуитивно чувствуют, что мимо них пронёсся мощный циклон Силы, Свободы и Благодати, которую они столько лет напрасно пытаются привлечь экзотическими танцами... А вот телемиты всё правильно поняли. С праздником! :)



культура, философия, филология, дух, каббала, поиск

Previous post Next post
Up