Это просто попытка в стихотворной форме передать смутные образы недавнего сна. Снам не прикажешь: вот такие образы возникли, причём первичен образ стоящей над рощей женщины в дорогом чёрном платье, охотницы за людьми, чьи подруги забавляются с вырванными у жертв органами. Это некая демоница, не дух/богиня леса, а просто его обитательница. Но, поскольку никого сильнее в округе нет, она же и "хозяйка"... Локапала, выражаясь на санскрите.
Довольно глупо рационально анализировать собственное стихотворение, да ещё психоделическое, сновидческое, но можно попробовать - хотя бы в первом приближении.
Начнём с того, что у древних лес ассоциировался отнюдь не с отдыхом на природе и восстановлением утраченной гармонии. Это как раз ноу-хау современного неоязычества, когда городские люди идут в лес не на охоту, а расслабиться и поплясать в веночках. Лес - это ИНОЙ, всегда враждебный мир, противопоставленный человеческому, окультуренному и благоустроенному. Вспомните Мюрквид в скандинавской мифологии (от которого даже по названию происходит толкинское Лихолесье). Лес - грань между миром живых и усопших, место посвящений, жестоких инициационных обрядов для подростков. Очень подробно и интересно см. у В.Я.Проппа в его знаменитом труде "Исторические корни волшебной сказки": http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt В лесу находится жилище бабы-яги, богини смерти. Она ведьма, пожирающая людей, но она же - проводница в иной мир и покровительница богатыря, отправляющегося туда за похищенной невестой или предметом, обладающим магической силой. Почему так получилось, подробно пишет тот же Пропп в той же книге.
Ближайшая родственница и географическая соседка русской бабы-яги - мордовская Вирява, хозяйка леса. Тоже людоедка, но её часто описывают как красивую молодую девушку, а не как страшную старуху. Интересно, что в возрасте пяти лет я ощущал очень сильную связь с этим божеством, жадно глотал все мордовские сказки с её упоминанием и поклонялся корявому дереву в харьковском парке, называя его "домом Вирявы".
Словом, прежде чем спрашивать, почему лес навевает такие страшные образы, нужно сначала спросить, почему в сказках и мифах лес - всегда место, где героя ждёт зло и испытание, где обитают ведьмы, пожирающие неосторожных путников.
Когда я пытался воплотить, конкретизировать смутные сонные видения, у меня возникла идея хозяйки леса, мстящей людям за поругание над природой. Собственно, кто сказал, что природа дружелюбна к людям после всего, что они с нею сделали?.. Это просто первая мотивация её действий, которая пришла мне в голову. Она мимоходом приводится в предпоследней строфе. Но никакой экологической идейной нагрузки в стихотворении нет. Просто такое вот видЕние... "В тонком предутреннем сне".
Да, интересно. У меня тоже бывают такие яркие запоминающиеся сны, причем совершенно непонятно, о чем они. И с подобным образным рядом, почему меня стих и зацепил.
Собственно, название моего ЖЖ ("На берегах морозной реки") как раз навеяно образом из сна, который я никак не могу материализовать. Все хочу заставить жену нарисовать то, что мне приснилось.
Довольно глупо рационально анализировать собственное стихотворение, да ещё психоделическое, сновидческое, но можно попробовать - хотя бы в первом приближении.
Начнём с того, что у древних лес ассоциировался отнюдь не с отдыхом на природе и восстановлением утраченной гармонии. Это как раз ноу-хау современного неоязычества, когда городские люди идут в лес не на охоту, а расслабиться и поплясать в веночках. Лес - это ИНОЙ, всегда враждебный мир, противопоставленный человеческому, окультуренному и благоустроенному. Вспомните Мюрквид в скандинавской мифологии (от которого даже по названию происходит толкинское Лихолесье). Лес - грань между миром живых и усопших, место посвящений, жестоких инициационных обрядов для подростков. Очень подробно и интересно см. у В.Я.Проппа в его знаменитом труде "Исторические корни волшебной сказки":
http://www.lib.ru/CULTURE/PROPP/skazki.txt
В лесу находится жилище бабы-яги, богини смерти. Она ведьма, пожирающая людей, но она же - проводница в иной мир и покровительница богатыря, отправляющегося туда за похищенной невестой или предметом, обладающим магической силой. Почему так получилось, подробно пишет тот же Пропп в той же книге.
Ближайшая родственница и географическая соседка русской бабы-яги - мордовская Вирява, хозяйка леса. Тоже людоедка, но её часто описывают как красивую молодую девушку, а не как страшную старуху. Интересно, что в возрасте пяти лет я ощущал очень сильную связь с этим божеством, жадно глотал все мордовские сказки с её упоминанием и поклонялся корявому дереву в харьковском парке, называя его "домом Вирявы".
Словом, прежде чем спрашивать, почему лес навевает такие страшные образы, нужно сначала спросить, почему в сказках и мифах лес - всегда место, где героя ждёт зло и испытание, где обитают ведьмы, пожирающие неосторожных путников.
Когда я пытался воплотить, конкретизировать смутные сонные видения, у меня возникла идея хозяйки леса, мстящей людям за поругание над природой. Собственно, кто сказал, что природа дружелюбна к людям после всего, что они с нею сделали?.. Это просто первая мотивация её действий, которая пришла мне в голову. Она мимоходом приводится в предпоследней строфе. Но никакой экологической идейной нагрузки в стихотворении нет. Просто такое вот видЕние... "В тонком предутреннем сне".
Reply
Собственно, название моего ЖЖ ("На берегах морозной реки") как раз навеяно образом из сна, который я никак не могу материализовать. Все хочу заставить жену нарисовать то, что мне приснилось.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment