Кисть, тушь, бумага, тушечница - эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как «четыре драгоценности ученого». Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни всякого образованного человека в Китае. Китайские искусства каллиграфии и живописи, обладающие неповторимым своеобразием и утонченностью, в последние годы получили широкую известность во всем мире, можно сказать, стали мощным направлением в художественных кругах. Между тем занятия китайской каллиграфией и живописью во многом основываются именно на владении кистью, тушью, бумагой и тушечницеи, поскольку только посредством этих принадлежностей можно добиться особой выразительности. присущей китайскому искусству. Поэтому и придается столь большое значение «четырем драгоценностям ученого». Китайская поговорка гласит: «Дабы преуспеть в работе, прежде следует отточить инструменты». И вполне естественно, что к выбору своих профессиональных инструментов всякий художник подходит с величайшей ответственностью. В период династий Тан (7 - 10 вв.) и Сун (10 - 13 вв.), когда в Китае процветали искусства, мастерство изготовления «четырех драгоценностей» достигло высокого совершенства. Особую известность получили танские кисти чжугэби и тушечницы дуаньсиянь. А знаменитая китайская тушь лидингуймо и бумага чэнсиньтанчжи, созданные в эпоху Пяти династий (первая половина 10 в.), являлись предметом восхищения для многих поколений образованных людей в Китае. Высокий уровень изготовления «четырех драгоценностей» непосредственным образом повлиял на развитие китайской каллиграфии и живописи.
Кисть-это Первая драгоценность китайского художника и каллиграфа, инструмент, с помощью которого он может выражать свои мысли и чувства.
Кисть для каллиграфии была и остается своего рода оружием любого грамотного и творческого человека на Дальнем Востоке. И в Китае, и в Японии всегда высоко ценились интеллектуалы, которые умели слагать стихи, владели искусством живописи и каллиграфии. Навыками искусного письма обладали почти все императоры - как в Китае, так и в Японии.
Для того чтобы чиновник мог сделать карьеру при танском дворе, ему необходимы были каллиграфические навыки. Это умение предусматривалось законами. В японском же языке один и тот же глагол «какимас» имеет значения «писать» и «рисовать». Это не случайно, так как оба навыка неразделимы в понимании носителей иероглифической культуры.
Владение кистью в традиционном Китае считалось одним из необходимых качеств «благородного мужа». Поэзия, живопись и каллиграфия - вот те искусства, приобщение к которым ценилось превыше всего.
Легенда приписывает создание кисти для каллиграфии китайскому военачальнику III в. до н.э. Цинь Мэн Тяню, который жил при императоре Цинь Ши-хуанди. Археологические находки подтверждают существование кистей и в более ранний период, однако, по всей видимости, Мэн Тяню принадлежит унификация технологии изготовления кистей, сочетавших мягкий и твердый тип ворса.
В глубокой древности материалом для письма оставались камень, дерево и шелк. «Союз кисти и бумаги» возник лишь на рубеже нашей эры, в эпоху Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.), отмеченную небывалым расцветом культуры. Достаточно вспомнить, что слово ханьцзы, которым по-китайски обозначается понятие «иероглиф», в дословном переводе означает «ханьские знаки». Среди археологических находок, относящихся к данному периоду, отмечается значительно большее количество кистей, чем в более древнее время. С этого же времени начинается и новый этап развития китайской каллиграфии - каллиграфии на бумаге.
Ханьские кисти, как и кисти нескольких последующих эпох, отличались грубостью и жесткостью. В более позднее время такие кисти для каллиграфии использовались для написания больших иероглифов. В качестве материала для изготовления инструментов письма вплоть до эпохи Тан (VII-Х вв.) чаще всего использовался олений мех.
Начиная с эпохи Тан большей популярностью начинают пользоваться кисти для каллиграфии из заячьего и кроличьего волоса. При дворе императора прославилось семейство Чжугэ из провинции Аньхой, члены которого изготавливали прочные и удобные кисти из кроличьего меха. Этими кистями писали придворные чиновники высокого ранга и каллиграфы.
С развитием и совершенствованием каллиграфического искусства кисть для каллиграфии, как инструмент письма также претерпевает некоторые изменения. С XI в. постепенно приобретают распространение кисти из более мягкого материала, особенно из овечьего меха. Знаменитые мастера китайской каллиграфии - Ми Фу и его сын Ми Ю-жэнь - уже применяют такие кисти. Пользование мягкими кистями предполагает необычайное умение и высочайшую виртуозность, - ведь эти инструменты обладают меньшей упругостью. Однако именно овечьи кисти для каллиграфии оставались в числе самых популярных (хотя и далеко не единственными) на протяжении всего средневековья. Это были уже тонкие кисти с длинным кончиком, благодаря чему удавалось выписывать тонкие линии и мелкие элементы. Длинные кисти получают повсеместное распространение.
Китайские художники пользуются самыми разнообразными кистями для каллиграфии. С их помощью можно написать что угодно, от самой мелкой детали до широкого свободного мазка. Кисть для каллиграфии должна быть упругой,гибкой, чувствительной к каждому движению руки художника.
Кисти для каллиграфии принято разделять на три основных типа в зависимости от вида использованного для их изготовления волоса животных. Кисти бывают мягкими, жесткими и комбинированными.
Мягкие кисти (янхао).
Такие китайские кисти для каллиграфии делают из волоса козы. Они хороши для работы в свободной, широкой манере. Мягкие волоски такой кисти способны удерживать большое количество туши, краски или воды.
Жесткие кисти (ланхао).
Эти кисти для каллиграфии часто называют "волчьими",но на самом деле "волчьи" кисти делаются из меха колонка или собаки (по-китайски, буквально, «желтый волк»).Более дорогие китайские жесткие кисти для каллиграфии делают из барсучьего, оленьего, медвежьего и конского волоса. Эти кисти хороши, чтобы писать ими тонкие линии или мелкие детали рисунка, незаменимы для традиционной китайской живописи в стиле гунби, ими прорисовываются волоски на мехе животных. Так же, если вам потребуется нарисовать холмы, горы или скалы, возьмите одну из жестких кистей.
Комбинированные кисти(цзяньхао)делают из смеси мягкого и жесткого волоса. Например, кисть может состоять на 30% из кроличьего и на 70% из козьего меха или наоборот. Такими кистями очень легко и удобно писать, поскольку они позволяют проводить четкие и легкие линие, но при этом удерживают много жидкости.
Так же встречаются редкие, экзотические кисти для каллиграфии(из меха тигра, лебяжьего пуха и т.п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ.
Китайские кисти для каллиграфии бывают Маленькие, Средние, Большие и очень Большие. В основном на китайской кисти пишут тип иероглифов или стиль, для которого она предназначена,из каких материалов сделана кисть, процентное соотношение ворса). По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих разновидностей.
Процесс изготовления кисти для каллиграфии, пока что невозможно механизировать полностью: некоторые операции имеют уникальную специфику, которую может почувствовать только человек. Так, например, волосяной пучок собирается вручную. Чтобы окончательно сформировать достаточно округлый и упругий пучок, его берут в рот и, сжав губами, вращают языком.
Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных «мАстерских» кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, дорогих пород дерева, кости, рога и прочих редких материалов.
Часто рабочая поверхность кисти отделяется от ручки специальной вставкой - пластмассовой или деревянной на обычных современных кистях, роговой или костяной в «мАстерских» и старинных кистях - под которой находится крепление ворса. На конце ручки часто имеется специальная петелька, за которую кисть можно подвешиваются для просушки.
Кисти для каллиграфии при продаже часто снабжают особым колпачком, надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую часть кисти при транспортировке. Колпачок после транспортировки кисти не следует снова надевать,так кисть не сможет просохнуть до конца.Новая кисть пропитана крахмальным раствором,который нужно удалить замачиванием в воде на 5-10 минут перед первым использованием.Рабочая часть кисти,как правило состоит из двух частей-внутренней "сердцевины" и внешней.При выборе кисти для каллиграфии следует обратить особое внимание на то, чтобы волоски в каждой из двух частей были ровно стрижены.
Старайтесь держать кисть для каллиграфии в подвешенном вертикальном положении,пока она полностью не просохнет, потом вы моете поставить ее в стакан или специальную подставку для кистей. В таком положение влага будет постепенно стекать к кончику кисти и она сможет основательно просохнуть. Застой влаги губителен для кисти!
Хорошо промывайте кисть после каждого использования теплой водой,кисть держите конциком вниз под небольшим углом,держа кисть пучком вверх вы нарушите целостность рабочей части.После промывки легкими надавливаниями пальцев отожмите кисть,не нажимайте слишком сильно,так вы повредите ворс.При транспортировке всегда заворачивайте свои кисти в бамбуковый пенал,который поможет избежать деформации рабочей части кисти.
"Пользование тушью". Отрывок из книги "Слово о живописи из сада с горчичное зерно".
Ли Сянь берет тушь будто золото. Ван Ся брызгами туши ПОМО создавал картину.
Учащися следует держать в уме эти четыре иероглифа:
обильная тушь ПОМО и сдержанная тушь СИМО.
В них заключена большая часть сути шести законов и трех категорий.
Лу Чай сказал:
"Старой тушью больше подходит писать на старой бумаге, особенно при копировании старых свитков, - в ней нет блеска, нет живости".
Линь Бу и Вэй Е- прекрасный пример того, как применять старуб тушь.
Для письма на новом шелке, золоченой бумаге и веерах старая тушь не годится: здесь нужна новая-блестящая и живая.
Это вовсе не значит, что старая тушь хуже, просто она не подходит к новой бумаге и шелку-новая бумага и шелк плохо впитывают старую тушь.
Такое сочетание уподоблю появлению праведного отшельника в современном богатом доме или преуспевающего дельца в древней одежде.Весь свет прикрывал рот, чтобы не прыснуть.
Как можно вести себя подобным образом?
Вот почему я говорю:
"Готовь старую тушь для письма на старой бумаге. Новой пиши на новом шелке и позолоченной бумаге. Всему этому не следуй слепо, рисуй на свой лад, не жалея туши".
Бумага - это Третье Сокровище китайского художника и каллиграфа, материал, на котором он может выразить свои чувства и мысли.
В наши дни существует огромное разнообразие бумаги, предназначенной для китайской живописи. Чаще всего в китайской живописи и каллиграфии используют бумагу "сюань". Уже при династии Тан эту рисовую бумагу использовали, как подношение к императорскому двору. Все знаменитые шедевры китайской живописи были сделаны именно на бумаге «сюань». Без нее немыслимо существование традиционной китайской живописи. На западе «сюань» называют рисовой бумагой, что не совсем верно. В действительности ее изготавливали из коры pteroceltis tatarinowii (кора тутового дерева), смешанной с рисовой соломой. Родиной рисовой бумаги считается уезд Цзинсянь в провинции Аньхой. Так как в древности уезд относился к провинции Сюаньчжоу, а центром торговли рисовой бумагой был город Сюаньчэн, она и получила такое название. Процесс изготовления рисовой бумаги был работой трудоемкой и состоял из 18 этапов, длившихся около 300 дней. Бумага «сюань» считается лучшей за белый, словно гипс, цвет, мягкость и прочность, проверенную временем. Тушь на такой бумаге впитывается, а не растекается, потому что поверхность ее не слишком гладкая и не чересчур грубая. Бумагу «сюань» используют не только в каллиграфии и живописи, но особенно в наше время для дипломатических соглашений и других важных документов. Такая бумага идеально подойдет художнику, рисующему в свободной манере (гохуа,сеи).
Проклееная рисовая бумага, напротив подходит только для стиля гунби. Она не впитывает жидкость, что позволяет наносить десятки слоев, чтобы добиться нужного тона.
Существует бумага, продающаяся в тубах рулонами, нужно отметить, что она неплохого качества, но все таки по-прежнему во всем мире ценится бумага, изготавливаемая вручную.
Чернильный камень или тушечница - это Четвертое Сокровище китайского художника и каллиграфа.
Когда изобрели чернильный камень (тушечницу) - вопрос довольно противоречивый. Древние китайцы приписывали изобретение Желтому императору, однако чернильный камень (тушечница) использовали еще в первобытные времена, шесть или семи тысяч лет назад, за две тысячи лет до эры Желтого императора, для получения цветов. Археологи раскопали множество древних чернильных пластин (тушечниц), таких как нефритовые пластины (тушечницы) династии Shang и Zhou, каменные пластины (тушечницы) до-Qin династии, просто разрисованные пластины (тушечницы) и разрисованные пластины (тушечницы), смешанные с песком династии Han, медные и серебряные пластины (тушечницы), а так же железные пластины (тушечницы)династий Wei и Jin, пластины голубой порцеляны шести династий и глиняные пластины династии Tang. Многие чернильные пластины (тушечницы), современные и древние, были сделаны из камня. Чернильные пластины или тушечницы классифицируются по четырем категориям начиная с династии Tang: Duan, She, Tao, тушечницы из Си.
Чернильные пластины (тушечницы) Duan.
Производится в Zhaoqing провинции Guangdong из камня Duan, названого в честь реки Duanxi, протекающей у подножия горы Fuke, где и находят эти камни. Говорят, что это лучшие камни для изготовления чернильных пластин, их использовали еще в династию Tang (618 - 907). Чернильные пластины из камня Duan имеют добрую славу среди китайских учащихся.
Чернильные пластины (тушечницы)She.
Названы в честь префектуры Shezhou, провинции Anhui, где они были впервые изготовлены в династию Tang. Много округов под юрисдикцией этой префектуры производят чернильные пластины She, но лучшие получаются из камня горы Longwei, округа Wuyuan, провинции Jiangxi. Иногда пластины She упоминаются как чернильные пластины Longwei.
Чернильные пластины (тушечницы)Tao.
Эти чернильные пластины производят в Taozhou с древних времен. Теперь их производят в основном в деревне Taoyan, округ Zhuoni, провинция Gansu. Пластины Tao делают из камня, найденного в реке Tao, отсюда и название.
Одна особенность, общая для всех трех видов камней - это то, что они должны быть твердые и беспримесный. Твердые, но без трещин. Беспримесный, но не скользкий. Твердым гладким камнем вы легко приготовите жидкие чернила, растирая чернильную палочку на камне. Так как камень беспримесный, то чернила приготовятся очень быстро.
Любой не очень гладкий или скользкий или слишком шероховатый или неровный камень можно использовать новичкам. У пластины может быть крышечка, так как крышечка упрощает хранение чернил. Чернила не испарятся и не высохнут. При растирании чернил о плитку, прилагайте усилия равномерно, чтобы пластинка не двигалась. Разотрите ровно столько чернил, сколько вам необходимо для письма. После использования пластину необходимо вымыть. Оставьте немного чистой воды в центре пластины. Это дольше сохранит пластину в рабочем состоянии. Позаботьтесь, чтобы на пластину не попало масло или жир.
Тушечницы из Си.
Сийские тушечницы производились в древнем Сичжоу (современная провинция Аньхой, уезд Си). Камень для их изготовления добывался в речной долине у подножья горы Long Wei (Хвост Дракона). Вместе с тушечницами из Дуань, Тао и Чэн они были признаны самыми качественными («четыре знаменитые тушечницы»).
История сийских тушечниц продолжительна. Во времена династии Тан они и дуаньские тушечницы считались лучшими во всей стране. В эпоху 5ти династий они стали еще более популярными. Тушечницы из Си, бумагу Чэн Синь Тан и тушь Ли Тин Гуя называли тремя сокровищами Поднебесной.
В эпоху Сун производство сийских тушечниц достигло наибольшего расцвета. Объемы добычи камня непрерывно увеличивались, качество продукции улучшалось. Другие тушечницы не могли сравниться с сийскими по количеству оттенков камня, его тонкости. Жившие в то время деятели искусства, литераторы, художники и каллиграфы, такие как Оуян Сю, Су Дун-по и др,- почти все писали стихотворения, восхвалявшие эти тушечницы. Сийский камень из горы Лун Вэй даже сравнивали со знаменитым нефритом Хэ Ши Би.
В конце династии Сун - начале династии Юань - вследствие чересчур активной, неконтролируемой добычи камня месторождение пришло в истощение. Изготовление тушечниц практически прекратилось.
Перед эпохой Освобождения производство окончательно пришло в упадок. Это одна из причин того, что сийские тушечницы менее известны и распространены, чем дуаньские. Только после образования Нового Китая добыча камня возобновилась, и изготовление тушечниц вышло на качественно новый этап.
Говорят, что камень из Си по твердости и гладкости может сравниться с нефритом, узоры на нем выполняются тщательно и детально, поверхность увлажняется от дыхания. Два главных достоинства этих тушечниц - «Кисть гладко скользит, тушь не пристает к поверхности». Кроме этого, есть еще одна отличительная черта сийских тушечниц - даже после того, как в них много лет оставалась тушь, их можно моментально отмыть.
Из-за того, что во время формирования породы камня его структура и окружающая среда постоянно изменялись, образовалось множество форм и оттенков цвета. Например : «Узорчатый», « Брови», «Венера», «Золотая лихорадка», «Нефритовый пояс», «Сийская зелень», «Сийский красный» - всего10 типов и 100 видов. Волнистая «Венера», гладкие как поверхность озера « Брови» и прекрасный «Узорчатый» - три вида камня, которые не имеют себе равных среди других.
В обработке камня используются традиционные техники и стили, издревле применяемые в провинции Аньхой. Они характеризуются определенной силой нажатия резца, мягкими, волнистыми линиями, простыми, живыми формами, изящными легкими узорами и разумной конструкцией. Углубление для туши также делается очень удачно, в сочетании с оригинально размещенными на поверхности камня украшениями, душевной работой мастера, естественность изделия поражает воображение.
Кроме того, что тушечницы из Си хороши в использовании, они также имеют довольно высокую художественную и культурную ценность. На протяжении веков они были великим сокровищем и предметом восхищения для многих художников, каллиграфов, ценителей и хранителей древностей.
Читать эту и другие статьи на сайте Baimao.ru