Что ждет российскую науку.
В нескольких статьях я попытаюсь описать, к чему приведет реализация планов по реформированию РАН.
Самыми беззащитными перед чиновниками окажутся гуманитарные институты РАН. Гуманитарные науки в принципе не способны приносить прибыль и, с точки зрения правящих ультралибералов, должны быть упразднены за ненадобностью. Кроме, разумеется, тех, которые преподаются в ВШЭ.
С цитируемостью, индексом Хирша и прочей наукометрией у них тоже не очень. Дело в том, что значительная часть российской гуманитарной науки принципиально ориентирована на внутреннее потребление. А если статья не публикуется на английском, то для пресловутого Web of Science она не существует. Даже если российский журнал выпускает переводную версию (и тогда он отражается в WoS), то кто на Западе все это будет читать и на это ссылаться? Много там специалистов, например, по «Слову о полку Игореве»?
Что будет, если уничтожить русское литературоведение? А будет то, что через несколько лет мы прочитаем уже в переведенных с английского статьях про Достоевского, написавшего роман «Демоны», про фон Визина, написавшего пьесу «Тинэйджер» и про Пушкина и его стихотворение «Я помню чудесный момент, когда ты появился передо мной». Это последнее, к вящему торжеству толерантности и к радости европейских исследователей, неопровержимо докажет принадлежность Пушкина к людям передовой сексуальной ориентации.
Что будет, если позакрывать всякие там институты русского языка, филологии и лингвистики? Тогда через несколько лет мы можем получить, то есть официально, постановлением правительства, новый стандарт языка. В котором слово «симпотный» станет проверочным для «симпотичный», пара падежей будет убрана потому как они были «черес-чур», а сам этот язык будет называться «руский».
Думаете, это преувеличение? Скажите, а до введения ЕГЭ вы бы поверили, что выпускники школ не будут знать, Солнце вращается вокруг Земли, или Земля - вокруг Солнца? Боюсь, что это не просто не преувеличение - реальность окажется еще круче. Ведь эти выпускники уже приходят работать в министерства, включая Министерство образования и науки Российской Федерации.
Вот как комментирует сайт РИА-новости изменение норм русского языка в 2009 г.: «Экспертизу грамматик, словарей и справочников современного русского литературного языка как государственного проводят Институт русского языка РАН имени Виноградова, Государственный институт русского языка имени Пушкина, Московский государственный университет имени Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт лингвистических исследований РАН». Знаете, как Минобрнауки поступит, когда экспертизу проводить будет некому? Они объявят тендер на проведение этой экспертизы. И победитель простого аукциона станет высшим экспертом в вопросах русского языка. Что-то наподобие
"Выполнение научно-исследовательских работ по проекту «Подготовка материалов для разработки проекта федеральной целевой программы «Русский язык на 2011-2015 годы»". А если серьезно, то надо ответить на вопрос: зачем, по большому счету, нужна национальная гуманитарная наука, в чем ее основная функция. В недавней истории есть пример, когда гуманитарии внезапно оказались на коне. В 1992 году в нескольких постсоветских государствах запрос на национальную гуманитарную науку был столь велик, что трое гуманитариев даже стали президентами.
Кандидат исторических наук, филолог по образованию Абульфаз Эльчибей - в Азербайджане, и два доктора филологических наук: Звиад Гамсахурдия - в Грузии и Левон Тер-Петросян - в Армении. Все они успели поработать мнс и преподавателями, и диссертации, вне всякого сомнения, писали сами, причем писали неплохо. Они - авторы монографий, книг, статей, яркие и творческие личности.
Лучше б, конечно, они гуманитариями и оставались. Президенты из них получились ужасные, а Гамсахурдиа к тому же стал военным преступником. Антироссийская истерия, имевшая и/ или до сих пор имеющая место быть в этих странах, тоже возникла не без их прямого участия. Но речь-то сейчас не об этом.
Почему именно в тот момент гуманитарии оказались столь востребованы? Да потому что срочно, в пожарном порядке, надо было конструировать новую, постсоветскую национальную идентичность этих стран. Вот она - главная функция национальной гуманитарной науки. Она формирует и поддерживает не больше не меньше как национальную идентичность страны. Пожалуй, именно уничтожение национальной гуманитарной науки будет иметь самые тяжелые и невосполнимые последствия, хотя и отсроченные во времени и не сразу ощутимые.