В день, который не предвещал быть жарким и пригодным для водных процедур, но и не собирался быть сильно дождливым, я бросил всё и поехал в город Александров - на электричке Большого Московского кольца.
Утром сел на станции Поварово-2, и электропоезд повёз меня далеко на восток. Нумерация километров на этом участки БМО как раз идёт от станции Александров-1, а станция Поварово-2 находится на 137-м километре. Электричка проходит этот путь за 3 часа с крохотным хвостиком.
От Александрова и обратно по БМО ходят довольно приличные электрички, без изысков, но чистые, тёплые и целые, пусть и заполняемость их очень низка. Открыты туалеты, и они даже не загажены - что весьма актуально на таком длинном маршруте.
Впрочем, вряд ли кто-то в тот день проделал полный маршрут, кроме меня: большинство народа подсаживается и/или высаживается в пути.
Маршрут состоит из следующих основных частей:
1. Поварово - Икша, однопутный с большой товарной станцией Белый Раст
2. Икша-Яхрома, по ходу Савёловского направления (то есть вперемежку с обычными радиальными электричками на Дмитров и далее)
3. Яхрома - Пост 80 км, сначала мимо окраин Дмитрова, потом вдоль автомобильной дороги Дмитров - Сергиев Посад. Последний тоже «задевается» вдоль отдалённой окраины.
4. Пост 80 км - Александров, по ходу Ярославского направления.
Весь маршрут идёт фактически по гребням Клинско-Дмитровской гряды, из-за этого линия БМО весьма извилиста, окрестности живописны, хоть и очень лесисты и малонаселённы.
После поворота от Дмитрова (станция Иванцево) коммунизм, которым можно наслаждаться на многих участках БМО кончился, и в вагон зашла кондуктор с очень тёмнокожим охранником. Я немного растерялся, но в итоге мне был продан билет от Иванцева до Александрова аж почти за 200 р. Надо сказать, что на обратном пути той же кондукторшей билет мне был продан без разговоров в полтора раза дешевле - не от Александрова просто, а от станции, где меня она «настигла» в вагоне. На билетах гордо красуется надпись «Александровский участок»
Участок Яхрома - Пост 80 км подвергается масштабной реконструкции: строится второй путь, во многих местах полотно пробивается заново. На станциях и даже остановочных пунктах делаются красивые платформы (пусть и низкие) с плиткой. Жалко, что вся эта красота - для четырёх пар поездов в день. В лучшем случае.
По выезде на Ярославское направление поезд наконец разогнался. От трёхчасового сидения в вагоне затекают кости, но наконец мы на александровском вокзале.
Обычный провинциальный город с советским центром, переделанным под торговые центры и пятёрочки-магниты, двух-пятиэтажки, одна моноэлитка за забором, вокруг центра частный и получастный сектор. На улицах автобусы - пазики (2 поколения). Где-то вдалеке - «спальники» посовременнее, но я там так и не побывал. Города на 110 км от Москвы (как Можайск), на Ярославском направлении, принадлежит Владимирской области. Что в нём инфраструктурно владимирского, уловить сложно.
Есть и старосветская застройка - двухэтажных домов на манер дореволюционного русского города. Но это по большей части в окрестностях естественной цели посещающего Александров - Александровской слободы.
«Слобода» - это Свято-успенский женский монастырь XVII в. (то есть архитектурно это не то, куда отбыл в своё время Иван Грозный. Стены и башни, конечно, мало серьёзны для позднесредневековой фортификации, но вид придают.
Вид на Слободу со стороны основной части города.
За кустами - некое прудообразное водообразование на реке Серая, сильно заросшее. На берегу стоит, однако, какое-то траловое судёнышко, видимо, будут чистить.
Ворота с надвратной церковью со стороны города. Они закрыты.
Они же, с внутренней стороны
Троицкий собор. Кровлю красят таджики
Церковь-колокольня, в шатровом стиле
Уютненько и чистенько. В корпусах музеи. Монастырь, кстати, тоже действует.
В городе мне быстро надоело, я пошёл искать дикие места. Сделать это было не сложно (особенно имея распечатанную карту))))
Река Серая:
Она действительно сера
Александров находится на крайних восточных отрогах Гряды, но здесь уже чувствуется дыхание Владимиро-суздальского ополья с его тихими, открытыми и относительно полноводными реками, немыслимыми на Гряде, в краю быстрых заросших крапивой ручьёв. Глядя на реку, порой невозможно понять, в какую сторону она течёт.
Это, видимо, какая-то революционная ткачиха образца 1905 года, увековеченная властью рабочих.
Больше сам город я не фоткал. В торговом центре нашёл книжный магазин и даже хотел там купить книжку с каким-то индуистским классическим текстом, но передумал. Запасся едой на обратный трёхчасовой путь и двинул к вокзалу. Четыре часа - показалось слишком много для этого города.
Посетите этот город, есть на что посмотреть.