Про "красный" и "белый" террор

Sep 13, 2016 00:08

Отсюда

В последнее время принято огульно заявлять о том, что, дескать, Красный террор, которым большевики ответили на террор Белый был в разы или даже на порядок большим. Учитывая, что большинство даже не в курсе, что Красный террор - это лишь реакция на казни без суда и следствия со стороны представителей Белого движения, то ничего удивительного в существовании устойчивого мифа нет. Отчасти, в этом виноваты сами большевики, которые к 50-летнему юбилею ВОСР начали сочинять откровенные байки, в которых белогвардейцев, как бусурман, не жалели и истребляли сотнями тысяч. Именно тогда появились прекрасные перлы про Землячку и Бела Куна, которые сумели каким-то образом уничтожить в Крыму "белых" едва ли не больше, чем их там всего было. Могил, правда, от таких гекатомб до сих пор никто не нашел, но в 60-е годы их и искать-то не предполагалось.

Если же говорить об истории как науке, т.е. такой области знания, которая оперирует верифицируемыми данными, то приходится признавать, что никто не знает точного количества жертв ни красного, ни белого, ни зеленого терроров. Статистику в годы Гражданской войны никто не вел. В 1920-е годы эмигранты пересказывали слухи и сочиняли очешуительные истории про баржи, дабы пламень борьбы с большевизмом не угас. Проверить все эти байки никто в эмигрантском окружении не мог, так что полет мысли ограничивался только исчерпанием воображения и бумаги. В "первом в мире государстве рабочих и крестьян" байки сочиняли несколько другой направленности, поскольку нужно было наглядно показать в какую жопу завел страну царизм и его приспешники. При этом почитание памяти жертв Белого террора позволяло примерно прикинуть его масштабы. Десятки единовременно. Сотни - если брать период всего противостояния. Но в каждом городе. Так что на круг выходили десятки тысяч казненных по стране.

Далееситуация в целом не менялась. Списки погибших революционеров и им сочувствовавших были известны почти поименно. Со стороны белых только перепевки на разные лады эмигрантских баек. Краткий период повышенного интереса в середине 60-х описан выше. Серьезной работой по вопрос масштабов Красного террора стало реально заниматься в 1990-е. Процесс пошел ни шатко ни валко, поскольку псевдоисторики вроде Мультатули, а также диссидентствующие успели изрядно все обгадить. В результате приток молодых специалистов, которые бы были готовы копать архивы по данному вопросу оказался мизерным - разрыв между укоренившимся в обществе мифом и реальным положением дел оказался чудовищным. Но одновременно недостаточно чудовищным, чтобы сказать, что это все от начала и до конца выдумка. Старых же кадров, которые бы работали над темой, по понятной причине не было вовсе.

В итоге к середине 2000-х в научном обществе уже было понимание, что сотни тысяч казненных без суда и следствия - это не реальные цифры, а чистой воды пропаганда. Отдельные примеры фактической проверки с целью установления истинных масштабов стабильно давали результат на порядок меньший, чем приписывала народная молва и басни монархистов. Но историческая наука на то и наука, чтобы никто не бежал впереди паровоза, крича, что он знает точную цифру жертв Красного или Белого террора. Все существующие на данный момент цифры по общему количеству жертв - оценочные. Т.е. подвергаемые обоснованной критике, поскольку идеального метода подсчета просто не существует. Одновременно идет очень большая, но очень медленная работа по выявлению точных количества жертв в отдельных городах и областях. И тут бывают совершенно поразительные открытия, которые напрочь рушат картинку, существующую в голове у обывателя, изрядно забитой опусами сторонников "Белого Дела" или просто антикоммунистов.

Например, мало кто знает, что в конце 1990-х годов была предпринята попытка реабилитировать генерал-майора Б.В. Анненкова, которого расстреляли в 1927 году по обвинению в массовом терроре против мирного населения. Жертвами "атамана" тогда назывались порядка 8 тысяч человек. Военная Коллегия ВС РФ рассмотрела дело и пришла к выводу, что оценка Военной Коллегии ВС СССР 70-летней давности не верна. Жертвами следует считать не 8, а от 12 до 15 тысяч человек, а к преступлениям против мирного населения следует добавить массовые казни среди собственных войск. Или вот недавно почтенный мемориальной доской генерал-лейтенант К.Г. Маннергейм, под чьим руководством Финляндия отстаивала независимость и боролась с большевистской угрозой, оказывается, может быть обвинен в этнических чистках. Например, по городу Выборгу известны точные сведения о количестве жертв и Красного и Белого террора. Красные - 22 казни, белые - 327 убитых за первые дня дня после взятия Выборга. Оба списка известны поименно (либо есть протокол на неопознанный труп). Также как известно, что по меньшей мере один случай расправы Маннергейм наблюдал лично, а в дальнейшем придерживался мнения, что "газеты преувеличивают". Начатые по его приказу и приказу полковника Левстрёма расследования спустили на тормозах, и никто из участников пьянок с расстрелами наказания не понес, удовлетворились тем, что офицеры ничего не видели, а егеря все поголовно были без знаков различия.

Так что когда вам кто-нибудь говорит о том, что красные или белые убили сотни тысяч - требуйте уточнения, кто считал и по каким данным. А лучше сразу переходите к выяснению о какой области идет речь, потому что по многим местам уже есть точные данные. Но нет никаких сводных данных. Пока.

перепост. палитега, инфо, история

Previous post Next post
Up