Как-то раз "Первый канал" предложил мне съездить на Чукотку и снять там фильм про китобойный промысел. Киты занесены в Красную книгу и добывать их строго запрещено, но у местных народов существует аборигенная квота на вылов всякого морского зверя, которую они и выбирают каждый сезон. Я, разумеется, мгновенно согласился.
Китобойный промысел на Чукотке - это не то, что мы обычно думаем о китобойном промысле. Это не имеет ничего общего с промысловыми судами и прочей цивилизацией. Чукчи просто выходят за китом на обычных лодках и вручную забивают животное гарпунами. Кита! С лодки! Вы вообще представляете, как выглядит кит, да еще в собственной стихии? Не знаю, как вы, но я очень хотел это увидеть.
Страна наша почти безгранична, и ехать мне было очень далеко: девять часов лететь до Анадыря, а потом еще от Анадыря пилить 600 километров над тундрой до залива Лаврентия, что в Беринговом море.
"Трансаэро", говорите, неважная авиакомпания? "Аэрофлот"? Боинги вам староваты? Билет до Бали к сезону подорожал - не укупишь? Выбирайте маршруты правильно! На сцену выходит маленькая, но гордая "ЧукотАвиа". Полуторачасовой полет от Анадыря до Лаврентия на легендарном суперлайнере Ан-24 (молодежь может погуглить) над бескрайними чукотскими сопками обойдется вам на двоих в 70 000 рублей. Без чая и без вариантов. Совсем без вариантов: летает этот рейс один раз в неделю. Так что цена не значит вообще ничего: просто цифры в билете, которые могут быть вообще любыми. Местные уверяют, что бывало и по 96 000, причем на одного.
Сначала трое суток пришлось жрать на берегу водку в ожидании подходящей погоды, потому что в октябре она на Чукотке крайне нестабильна. Потом последовал краткий инструктаж по технике безопасности, подготовка лодок и гарпунов, и долгое торчание на сопке с биноклем. Далее - отплытие: четыре лодки сталкивают в воду, заводят и прогревают моторы, и - устремляются вдаль, в ту сторону, где смотрящие засекли фонтанчики, извергаемые потенциальной добычей.
Километров через пять кита нагоняют. Шансов уйти у него нет: серый кит - а нам попался именно этот вид - даже в напуганном состоянии не способен развить более 18 километров в час, а лодки охотников гораздо быстрее.
Далее происходит убийство, совершенно первобытное. Называть это охотой не поворачивается язык: загнанное животное дружно и тупо забивают гарпунами, а кое-где и добивают из ружей, целясь в легкие, чтобы кит задохнулся. У меня тоже был шанс исполнить мечту любого охотника "взять кита", но я к гарпуну и не прикоснулся: мне животное было жалко. Чукчей-то понять можно: если делать выбор между каким-то китом и выживанием собственных детей, то этот выбор очевиден. Но передо мной такой альтернативы не стояло, а бессмысленно убивать кого бы то ни было мне отнюдь не в забаву.
Умное животное, следует заметить, сопротивлялось. И весьма чувствительно - только по нашей лодке кит два раза шарахнул хвостом со всей дури. И это был весьма яркий экспириенс, вот что я вам скажу. Вылететь в ледяное Берингово море под молотящий хвост взбешенному киту мне не улыбалось ну вообще никак. На несколько секунд я даже, как выражаются местные, чуть не "присел на котлету". Оператор, по его признанию, тоже. Но это никак не помешало ему хладнокровно снимать, а мне так же спокойно комментировать происходящее. Это было чистое рубилово. Мясо. Жесть, как она есть.
Тушу пришвартовали к берегу, вытащили с помощью трактора, и на нее мгновенно набросились с ножами местные жители. В течение какого-нибудь часа от многотонного исполина остались лишь жалкие кости. Сильное было впечатление.
Фотографий не очень много, зато фильм на "Первом канале" всё же вышел. Посмотрите, это завораживает.
Click to view