Если бы не эта экскурсия от
spbblog в рамках проекта
#закулисьепрофессий, во вряд ли я когда-нибудь оказалась на производстве
Императорского фарфорового завода. А ведь так здорово понаблюдать, как производится фарфор.
Когда-то я уже была в маленькой частной мастерской и думала, что атмосфера на таком крупном заводе будет сильно отличаться, и что здесь сплошная механика и конвеер. Но, видимо фарфор и керамика- что-то настолько теплое, волшебное, что вокруг всего этого всегда царит умиротворенная творческая атмосфера.
Здесь, как ни странно, очень много ручного труда. Все, что можно было- автоматизировали, остальное только руками. Когда видишь, сколько труда вложено в каждую чашечку, цены на готовую продукцию уже не кажутся высокими.
Мы познакомимся с 3-мя профессиями и 4-мя работниками ИФЗ, которые согласились показать и рассказать о своем труде блогерам.
Это Хваловская Светлана Викторовна - живописец-штамповщик. На ИФЗ люди, которые придумывают что-то новое в росписи называются художниками, а те, кто копирует узор на фарфоре- живописцами. (По-моему шикарно звучит "Я живописец Императорского Фарфорового завода", если хочется громкой должности))) Вся эта кобальтовая сетка, фирменный узор ИФЗ, наносится вручную! А золотые элементы как раз наносят живописцы- штамповщики с помощью малюсеньких резиновых штампиков и жидкого золота. На каждом изделии несколько разных видов штампиков, важно нанести все это строго по образцу.
Светлана Викторовна на заводе уже 7 лет и ей, естественно, никакие образцы смотреть не нужно. На ИФЗ вообще много сотрудников, которые работают тут по много лет. Мне этот цех понравился больше всего, у них очень уютные рабочие места:
Тут нет шума, пахнет лавандовым маслом, которым разбавляют золото и слышны разговоры за жизнь) Я бы еще сериальчики с планшета включила, но говорят им нельзя. Зато музыку и аудиокниги в наушниках можно)
В общем спокойная такая, не стрессовая работа. А еще специальность «живописца-штамповщика» не встречается ни в одной вакансии за год не только в Санкт-Петербурге, но и, в целом, по России.
На гладкие поверхности наносят деколи. Это готовые рисунки, которые переносят на фарфор (слово "посуда" здесь считается позорным и по отношению к продукции ИФЗ его не употребляют), вроде переводных картинок.
Но идем дальше.
Это Поступкина Дина Николаевна- отливщик фарфоровых изделий высшей категории. Она заливает в гипсовые формы шликер, достает изделие и зачищает его с помощью кисточек. Кстати, она берет учеников :) Полгода требуется, чтобы обучиться профессии, но это время тоже оплачивается.
"Потенциальному «отливщику фарфоровых изделий» Императорский фарфоровый завод гарантирует 5-дневный график работы с 7.30 до 16.12. В пятницу специалист может рассчитывать на короткий рабочий день до 15.12. Примечательно, что опыт работы соискателей для предприятия не столь важен. Здесь предусмотрено обучение большинству редких профессий. Заработную плату от 16 000 до 24 000 рублей специалист будет получать, выполняя отливку изделий средней сложности, оправку, отделку поверхности изделий с соблюдением заданной точности и последующую установку на полку конвейерного сушила. При этом после прохождения обучения работник получит премию и повышение заработной платы."- такую справку нам дает
HeadHunter, соорганизатор проекта #закулисьередкихпрофессий.
У отливщиков не такое уютное рабочее место- они трудятся стоя, хотя для фигуры это, определенно, плюс. Тут чуть больше уровень шума, чем у живописцев. Дина Николаевна, как и Светлана Викторовна, отмечает, что больше всего в работе ее радует хороший коллектив и результаты труда. Действительно, мало кто может похвастаться, что каждый день несет в мир что-то прекрасное.
В основном на производстве работают женщины. Мужчины не хотят сюда идти из-за уровня зп, в основном. Поэтому особенно ИФЗ сейчас нуждается в отливщиках крупных форм (огромные вазы, скульптуры). По сути то же самое, что делает Дина Николаевна, но с большими объектами. Это тяжелая физически работа и под силу она только мужчинам и некоторым женщинам, например таким, как следующая наша героиня- Михайлова Ольга Рудольфовна.
На наших удивленных глазах она извлекла из формы этого мишку и приклеила ему лапу. (Сложные изделия отливают из нескольких частей и собирают с помощью специального шликера)
Ну и наконец последняя героиня- Маршалкина Марина Олеговна - глазуровщик фарфоровых изделии цеха костяного фарфора. (Костяной фарфор особо тонкий, называется так, потому, что в шликер добавляется измельченная берцовая кость быка)
Этот цех для работы я бы однозначно не выбрала, здесь очень шумно и есть производственный запах. Но если вы любите фиолетовый цвет- вам определенно сюда) Сначала я подумала, что у них огромная партия фиолетовой посуды, но Марина Олеговна объяснила нам, что весь костяной фарфор перед обжигом имеет такой цвет. Они добавляют в глазурь чернила, чтобы видеть, насколько равномерно покрыты изделия. Во время обжига чернила выгорают и фарфор становится белым.
Вот еще справка от HeadHunter "Тем, кто хочет попробовать свои силы в профессии «глазуровщика фарфоровых изделий», нужно будет научиться глазуровать изделия ручным способом, зачищать натёки от глазури и обдувать изделия сжатым воздухом. Дисциплинированность и ответственность будут важными требованиями при приеме на работу. Взамен Императорский фарфоровый завод готов предложить соискателям заработную плату от 22 000 до 23 360 рублей, отпуск в 35 календарных дней, полный соцпакет, ДМС и компенсацию стоимости детских путевок."
Ну и напоследок, чтобы впечатление было полным, я пошла в музей фарфора, он находится в этом же здании. Сюда пускают всех, вход стоит 300р. Экспозиция совсем небольшая, так что можно зайти, если будете рядом, 1-1,5 вполне хватит.
Там есть зал фарфора дореволюционной эпохи и зал советского фарфора.
До революции, конечно, все такое золотое, шикарно-пафосное
Далеко не каждая семья могла позволить себе обедать из фарфора
Зато в советский период фарфор более "характерный", что ли. Все такое яркое, образное.
Видно, какие художники были в моде и у чего откуда ноги растут)
А эта индустриальная многоплановая ваза меня просто покорила. Наверное счастье для художника расписывать такое)
В общем я очень рада, что побывала на ИФЗ, огромное спасибо всем организаторам и причастным.