В этом посте нас ждут 9 альбомов, которые я очень люблю (некоторые еще со школы), многие из которых по праву считаются классическими. Поэтому без лишних слов - от винта! [Spoiler (click to open)] THERION - Vovin 1998
Один из наиболее коммерчески успешных альбомов шведского коллектива во главе с неизменным Кристофером и первый после существенного ребрендинга в оформлении (и звуке). Успех предыдущего релиза (кто не помнит, это был революционный альбом "Theli") позволил группе пригласить для записи оркестр со множеством музыкантов и оперных певцов, а также заказать непонятную, но вполне вменяемую обложку (при всей гениальности "Theli" с ее узнаваемого порося пробивает на вполне заслуженное ха-ха). По звуку это, пожалуй, самый "легкий" из всех последующих "классических симфо-митольных" релизов шведов - это хорошо видно как минимум по открывающему треку, который начинается с вступления оркестра, да и гитары с их дж-дж-дж звучат в миксе постольку поскольку лишь порыкивая где-то безобидно. Впрочем, это не делает альбом "альтернативным роком" как это было в случае с другими именитыми командами, в 97-99 "облегчившими" свое звучание. Уже на следующем полноформатнике нас ждет свое рода возвращение к сырому скрежету гитар и мощным ударам ударных. Но в этом и прелесть "Vovin" - в некоторой вдумчивости и симфоничности партий. После "Райз оф Саддам энд Горилла" следует гипнотичное "Рождение Венеры" и более энергичное "Вино", в котором, правда, вся таинственность вступления и начального риффа вскоре рассеивается (что, печально, ибо атмосфера совсем меняется). "Clavicula Nox" несмотря на явный косяк с латынью в названии - несравненная жемчужина с альбома. Один из отрезков инструментальной партии, помню, даже крутили на нтв во время прогнозов погоды (на нашем тв так любят, было в передачах с песнями Scorpions на первом канале и в сериале "морские дьяволы" с треками из саундтрека к "героям III меча и магии"). Подводя итог, одна из лучших песен группы. Чего, впрочем, нельзя сказать о довольно дурацкой "дикой охоте" и замученном "глазе Шивы", последнюю из которых пытались сделать синглом для радио. Впрочем, затем нас ждет шедевральное завершение альбома: мрачная и эпичная "черное солнце" с ее фееричным клавишным вступлением и моими любимыми гитарными партиями в интерлюдиях, "драконья трилогия", демонстрирующая все мастерство вокального и инструментального разнообразия и сочинительского мастерства, и "ворон отчаяния", завершающая жемчужина этого полноформатника. Идеально на некоторых изданиях дополняет альбом и минималистичный кавер на "The King" Accept, в котором после былого многообразия инструментов и хора нас встручают лишь клавишные и женский вокал. Нужно ли еще что-то добавлять? Ах, да, этот альбом Therion - любимый у бессменного президента нашей страны. Почему? Ну, потому что он "Вовин". (на самом деле "Vovin" - это дракон на каком-то там языке)
HELLOWEEN - The Dark Ride 2000
Один из самых мрачных и противоречивых (и недооцененных) альбомов немецких паверщиков. Хотя "The Dark Ride" и чуть попроще в музыкальном плане своего предшественника ("Better Than Raw"), некоторое упрощение явно пошло на пользу материалу альбома. Впрочем, все песни диска можно условно разделить на привычные для Хэлловина позитивные треки и мрачные сочинения, которые являются частью концепта полноформатника. И те, и другие, разумеется, по-своему хороши, объединяет их по-настоящему мощное звучание. Впрочем, действительно радостны треки в меньшинстве, это гимны "All Over The Nations", "Спасение" и "Мы проклинаем ночь". Открывает альбом после короткого интро прекрасное клавишное интро "Мистера черепахи", в песне, правда, слишком уж весело звучит припев, как по мне. Звучание "Escalation 666" и "Sun Is Going Down" я бы и вовсе назвал экспериментальным в музыкальном плане. Во мрачных треках как нельзя подходит едкий и саркастический вокал третьего вокласта группы - Энди Дериса. Впрочем, нельзя назвать достаточно веселыми и традиционные хэви номера - "Зеркало" и "Если бы я мог летать", последняя впоследствии стала синглом с альбома. Завершает альбом достаточно необычный "медляк" "Immortal" и заглавная композиция, которая начинается с подзывания мистического кота ("кс-кс.."), очень разноплановая песня, которая способна удивить. Отмечу два бонус-трека - "Безумие толп" и "Избавь нас от греха" - очень необычные, яркие и мощные композиции, которые прибавляют альбому мрачных оттенков. В заключением отмечу, что "The Dark Ride" во многом создан под влиянием гитариста Роланда Грапова и ударника Ули Куша, которые сыграли огромную роль в сочинении материала альбома. После выхода полноформатника Helloween оказались на распутье: записать что-то еще более мрачное, или же, наоборот, вернуться к более позитивным павер-митольным корням... Группа выбрала второй вариант, Грапов и Куш покинули группу. Следующий альбом не стал хуже предыдущего, но это уже совсем иная история. А мы с вами приветствуем друг друга на темной стороне тыквенной головы, которая затмила и луну и солнце.
PANTERA - Reinventing The Steel 2000
Помню, как в 2001-ом на МТВ перед тем как показать в эфире клип "Revolution is my name" кто-то из ведущих с радостью рассказывал о том, как в прессу муссировались слухи о распаде группы, и никто не верил, что будет новый материал, а Пантера собралась и запилила-таки новый диск, который стал.. последним. И, как мне кажется, причиной стало то, что это был первый диск группы, который благоприятно приняли в прессе, на телевидении, новый альбом группы перестал быть плевком в лицо и ударом поддых всему миру, которому музыканты объявляли открытую войну, он стал просто еще одним альбомом коллектива. Просто еще одним альбомом. Неудивительно, что Ансельмо, в то время еще не примирившийся со своими демонами и миром вокруг, поспешил спрятаться в далекую нору и не отвечать на звонки, хотя нас вполне мог ждать еще один альбом Пантеры в альтернативной реальности.. Хотя это все мои домыслы. Так-то коллектив откатал еще половину тура, подтвердив на записанных выступлениях в Корее, что открывающую альбом "Hellbound" Фил может исполнить не только в студии - от шепота и нарратива куплетов до бешеного драйва припевов. несмотря на название и все попытки казаться "плохими парнями", братья Эбботы и ко велосипеда не изобрели, как и сталь, несмотря на название альбома. Даже в прыгающем через костер в милых труселях технике группы есть что-то по-реднековски домашнее и милое, нежели по-реднековски агрессивное. Впрочем, на альбоме хватает годных треков, это и названная "Hellbound", по праву занявшая место среди моих любимых песен коллектива, "Revolution is my name" с прекрасным ностальгичным клипом и внезапным чистым пением Ансельмо, "Death Rattle" - трек про наркоту, который в инструментальной версии стал частью саундтрека мультфильма про Губку Боба (и правда, неплохо, трек с такой тематикой добавлять в детский мульт), "We'll grind that axe for a long time"... Последний трек своего рода массивный гимн груву, в становлении которого Пантера сыграла важнейшую роль. Сегодня в песне слышится некий сарказм, ведь обещавшей еще долгие годы всем давать люлей группе осталось жить чуть меньше трех лет. Особенно фееричны и переводы ее текста на русский язык в интернетах. "Все всасывают в соответствии с днем... Мы будем долго шлифовать этот топор" (Звучит, словно метафора "точить свое копье", ага). Впрочем, на некоторых композициях ("Goddamn electric", "Вчерашний день не значит нихера" или "You've got to belong to it") грув ради грува затмил все явные плюсы, демонстрируя лишь среднетемповый напор ради давящего однообразия. В финале диска лично мне слышится даже некоторая усталость от участников группы, да, еще один альбом, просто еще один альбом, не открытие, не пинок под зад, не плевок в лицо критикам, а просто еще один альбом Пантеры. Пожалуй, самый спокойный из всех, самый мотонный и противоречивый. Прослушивая его нельзя не думать о том, а что было бы если он стал для Даймбэга, Винни, Рекса и Фила не последним, а хотя бы предпоследним.
LUX OCCULTA - The Mother And The Enemy 2001
Один из моих любимых альбомов в принципе, мрачнейший и во многом недооцененный материал от поляков, еще некогда радовавших симфоническим блэком, а тут вдруг выдавших такой авангардный шедевр, который никому и в голову не мой прийти. Достать этот сд было непросто, ибо издавался он каким-то португальским лэйблом, который довольно быстро склеил ласты. "Мать и враг" - это словно история вечного противостояния человека и его среды обитания, которая внезапно перестала терпеть все его издевательства и вполне наглядно победила своего врага, причем его же руками, незаметно превратив жажду жизни в жажду смерти, превратив первую в стремление к личному обогащению. По звуку перед нами достаточно жесткий блэко-дэт с переизбытком психоделики в виде клавишных, сэмплов, саксофоном и женским вокалом от Индии Чайковской. Гениальность и эклектичность альбома и его композиторское новаторство понятно - в сочинении многих композиций принимали участие в том числе и сессионные музыканты помимо самих участников группы. Материал диска можно условно разделить на две части - убийственные боевики и атмосферную психоделику, порой и то и другое встречается в одной композиции (например, состоящая из двух частей "Pied Piper" про крысолова из Гаммельна). Когда слушаешь оглушительный рев гитар и шум ударных, которые сопровождает хриплый обвиняющий вокал Ярослава, кажется, что познал всю жуть атмосферы альбома. Но затем начинают играть опустошенные и опустошающие треки, в которых в принципе нет и намека на метал, и ты понимаешь, как же ты заблуждался, когда полагал, что ничего не может быть хуже этой причудливой смеси блэка и дэта. Вступают духовые инструменты, сопровождающиеся то вкрадчивым шепотом, то приятным женским вокалом, и мурашки все больше бегут по спине. В последнем треке так и вовсе слушателю предлагают спокойно "Выдохнуть", но ты чувствуешь, что лучше бы Lux Occulta гремели и орали, как раньше, а то и били по голову своих слушателей, чем предлагали испить этого сладостного отравленного вина, от которого невозможно отказаться и после которого мир для тебя не будет прежним.
BESEECH - Souls Highway 2002
"Я бы хотел, если это возможно, предложить вам это необычное приключение.." Именно так начинается альбом норвежских меланхоликов, вот уже с которым релизом избегающих избитых штампов в жанре готики. Да, в группе есть вокалистка. Думаете, она лидирует в партиях, как Аннеке в The Gathering или хотя бы поет дуэтом как в Theatre of Tragedy? Ничего подобного. Лидирует в группе именно мрачный, спокойный и вкрадчивый мужской вокал, а порой и вовсе нарратив. И это совершеннейше волшебно создает свою неповторимую атмосферу. Среди несомненных шедевров альбома "Читай между строк" и кавер на хит Аббы про мужика после полуночи, который заметно замедлился, утяжелился и стал куда более мрачным (хотя и чем-то напоминающим HIM). Добавьте к этому достаточно бескомпромиссное тяжелое звучание гитар и ударных, и вы получите секрет успеха альбома. И хотя последующий материал я люблю еще больше (ибо он еще более меланхоличный и мечтательный), "Шоссе душ" заслуженная классика, пусть я и довольно мало тут про него написал.
MEGADETH - United Abominations 2007
Сегодня прочитал в комментах на ютубе, что UA - один из лучших альбомов Мастейна и ко в 2000-х. Что ж.. Как на мой субъективный, это непростой и довольно противоречивый альбом, который, учитывая все его явные минусы, назвать плохим нельзя, и слушать его порой очень хорошо. Давайте сначала к минусам. Во-первых, это неудачная, на мой взгляд, обложка альбома. Группа проводила на официальном сайте конкурс среди фанатов на лучший арт, и в результате имеем что имеем. Чем она плоха? Наверное, тем, что слишком много деталей превращает картинку в кашу, стоит вам чуть отдалить изображение. Мелькание разноцветных пятен какое-то. Во-вторых, сами песни. Но тут уже и плюсы, и минусы. Открывает альбом "Ходящий во сне", вступительный рифф которого напоминает внеальбомную "Kill The King", и это скорее прогрессивная композиция, оставляющая неоднозначное впечатление. "Следующий Вашингтон" - типичная политическая сатира и хит группы (хотя Дэв читать на латыни правильно и не умеет, ага, не мог не придраться). Третий трек - как по мне, достаточно занудный, особенно это касается припева. Что касается заглавной композиции, то весь концепт с новым мировым порядком - как-то меня лично не впечатлил, хотя куплеты и хороши. "Gears of war", написанная для игрушки, не иначе, опять же хороша запоминающимся риффом и напоминает лучший материал предыдущего альбома. "Благословенны мертвые" с замесом на тему всадников апокалипсиса тоже кажется мне довольно унылой. "Играй ради крови" так и вовсе кажется слишком веселым. А вот перезаписанная "A Tout Le Monde", на мой взгляд, очень хорошо удалась. И даже дело не в новом звуке или приглашенном вокале Кристины из Lаcuna Coil, а в вокале Мастейна, который теперь звучит чуть адекватнее, особенно во втором куплете. Именно такого звучания от этого трека я лично ждал. Завершают альбом "Америкастан" - еще одна политическая сатира (как же без нее?) "Ты мертв" и "Сожженный лед" кажутся мне тоже не очень-то удачными композициями. В японском издании есть еще кавер на Led Zeppelin (которого у меня нету), на котором вроде бы сыграл Ник Менца, экс-драммер Megadeth, которого хотели пригласить на запись, но он не потянул. Последнее время Ник играл в прогрессивной OHM вместе с другим бывшим коллегой Дэйва - Крисом Поландом, в мае 2016 ударник скончался от сердечного приступа на сцене (ему стало плохо во время концерта, скора не довезла его до больницы). UA - первый альбом группы, на котором от предыдущих составов команды играет только Дэйв Мастейн. Меня связывают с альбомом и ностальгические воспоминания, когда при покупке был выбор между ним и полноформатником бегемота, и выбор был сделан в пользу поляков, а потом этот диск мне подарила девушка, и я слушал его вечерней дорогой домой. Но, как бы то ни бло, данное творение Дэйва и ко для меня далеко не лучшее его творение.
EVENTIDE - The Beast And The Machine 2010
Долгожданный второй альбом шведских прог-мелодик металеров, вышедший после демо "Planet Plague". Пожалуй, главное, за что стоит любить этот альбом и уважать группу, это то, что материал вышел совершенно независимо - без участия лейбла, и коллектив записал все на свои средства и распространяет самостоятельно. Отсюда и упрощенное оформление (цветной конверт), и некоторые минусы записи (на мой взгляд, чистый вокал звучит несколько глухо в сравнении с дебютником). Кроме того, материал получился чуть тяжелее - если "Дневники с виселицы" это достаточно типичный мдм с множеством мелодичных элементов, чистым вокалом, клавишными и акустикой, основная часть "Чудовища и машины" - это риффы, риффы, риффы. Впрочем, в этом нет ничего плохого, материал по-настоящему убойный и душевный. Рычащий вокал рвет душу, гитары умеют и в агрессию, и в мелодии, ударные и бас не вызывают нареканий. При прослушивании практически сразу запоминается "Периферия" - из-за своего узнаваемого припева и участия чистого вокала, который впервые появляется на интерлюдии в заглавной композиции (и с этого момента уже начинаешь любить этот альбом). Впрочем, и "Один с тенями" прекрасна не менее запоминающимся припевом и куплетами с достаточно жестким текстом. И вновь на треках типа "Passenger" думается о том, что именно так должны были бы звучать In Flames здоровго человека.. "Мистер Смерть" - первая заявка на медляк и среднетемповая вдумчивая композиция, хотя "настоящий" медляк - это "Life, The Obstacle" с непростым и не очень-то запоминающимся припевом, зато шикарной акустикой и интерлюдией: "Мы ищем избавления и получаем отказ, мы ищем спасения, когда вера становится слепой". Одной из любимых назову и "Спица в колесе" в конце альбома, ставшую внезапным открытием. Впрочем, дослушайте альбом до конца - внимательно - последний трек еще как удивит вас!
FINNTROLL - Blodsvept 2013
Можно было бы сказать, что это "последний альбом" финских троллей, если бы группа не выпускала в сентябре наконец-то что-то новое. Что ж, как бы то ни было, альбом, с которым у меня тоже приятные ностальгические воспоминания (получил в подарок на Новый год! Это круто!), тоже на удивление хорош. Как и на предыдущем, коллектив гармонично сочетает элементы фолка и митола, вокал не лезет вперед и не раздражает, а подача гитарных риффов напоминает альбом 2004 года с Вилльской и "Троллхаммареном" (мне, как любителю того материала, неудивительно, что схожий по звуку альбом 2013-го тоже понравился, ага). И хотя я не очень-то в восторге от рисуночков в буклете, визуальная составляющая на уровне - не забудьте посмотреть прекрасный клип на одну из песен альбома - "Haxbrygd". Песня про ведьму, которая готовит свои зелья в огромном котле в лесной хижине? Пофиг! Снимем клип про то как тролли, задорно играя на аккордеоне, мастерят себе авто, чтобы потом отправиться в бэдтрип.. Разве такое отношение к делу не может не радовать своим творческим раздолбайством, которое при этом музыкально крайне грамотно? И совершенно не важно, что по-прежнему нашему слушателю песню троллей на шведском кажутся тайными заклинаниями лесных существ (что было очень круто еще в "Сезоне охоты"). Хотя погоди, скажут мне слушатели, ведь в четвертой песне хор отчетливо поет "Булки! Булки!" - и так понятно, зачем и какие булки нужны троллям! Подводя итог, тролли не растеряли ни свой оригинальный звук, ни композиторский талант, альбом стал частью их дискографии по праву. Йо-хо-хо!
THE SWORD - Used Future 2018
Просматривая рецензии на творчество группы, натыкался и на мнения о том, что такие коллективы есть зло, вредящее настоящему труЪ думу. Что ж, для меня, далекого от подобных баталий, материал альбома, далекий от дума и находящийся скорее в плоскости стоунера и ретро-митала (с неизменными аллюзиями на 70-е годы), вызвал откровенный восторг и радость своим свежим, ярким и позитивным звучанием. Во-первых, конечно же, привлекают задорные и немного зацикленные гитарные риффы, во-вторых, довольно частые соло и разнообразные проигрыши, в-третьих, чистый и звонкий вокал. Хватает на альбоме и инструментального материала. Среди песен помимо открывающей альбом "Смертельной ночной темноты" отмечу "Море зелени" (как одну из любимых) и "Не устраивайся поудобнее". Местами активный и энергичный альбом спускается к среднетемповым мечтательным и задумчивым скоростям. Есть в композициях и что-то блюзовое. Добавляет шарму альбому и его инструментальная цикличность, достигнутая путем добавления инструменталов-близнецов в качестве интро и аутро (в полноценной версии мелодия используется в композиции "Come And Gone"). Подводя итог, несмотря на то, что материал вышел весьма далекий от всякого митала, "Подержанное будущее" очень люблю, еще один удачный кирпичик в стене произведений с концептом ретро-футуризма, да и просто хорошая музыка.