Дебютный альбом финнских дэтстеров уже был в одном из обзоров, и,как это, пожалуй, часто бывает у молодых, энергичных горячих ребят, он был, на мой субъективный, излишне техничным (Здесь вспоминается история с дебютником Dark Tranquillity). Но вот перед нами второй альбом и... Когда я решил послушать его перед сном - подвис на полночи слушая без отрыва в полном обалдении. Как и у DT у финнов со вторым альбомом удалось сотворить шедевр. В музыкальном плане альбом прекрасен - он энергичен, силен и, что еще важнее, звучит нетривиально и непохоже на своих коллег по цеху. И хотя в принципе можно немного придраться к вокалу, который все-таки на втором месте в миксе и по выразительности в целом проигрывает ведущим гитарам, однако не стоит забывать, что вокал далеко не всегда должен лидировать, иногда он просто создает атмосферу и не более того. Цепляет материал буквально с первого трека - "Showdown" именно та самая песня с которой у меня буквально волосы встали дыбом и я не мог не продолжить прослушивание. Заглавная композиция прекрасна отрезком с паузами и солирующими ударными. "Разрушитель пут" великолепен своим мелодичным и энергичным интро и затем мощнейшими вокальными партиями. Интересное мелодичное интро присутствует и на шестой композиции, есть и акустическая композиция, предваряющая финальный финал. Очень яркий и необычный альбом, слушая который, понимаешь, за что знатоки жанра так сильно полюбили финнов (и многие не простили им кардинальной смены стиля), и группа получила очень высокий статус буквально со вторым релизом после старта, выйдя из музыкального андеграунда. Резюмируя, прекрасный альбом.
AMORPHIS - Elegy 1996
Еще один классический альбом финнов, хотя, как можно догадаться по более светлой и мягкой обложке, куда более мягкий и нежный, но не менее свежий и экспериментальный. Материал "Элегии" считается классикой Аморфис и полностью соответствует имени группы - в нем есть и типичные митол-запилы, и даже Томи рычит (в последний раз) почти не меньше, чем поет Паси Коскинен. Если первые два альбома группа показались вам тяжелыми и сложными - послушайте "Элегию" и не сможете оторваться, ибо звук стал намного мягче, добавилось психоделичного рока, а вот напевность и душевность никуда не делись. Песни идеально расположены - от среднетемповой "Better Unborn", которая постепенно раскачивается и приводит слушателя в нужное состояние - к более энергичной песне про вдов с традиционным зацикленным "аморфисовским" риффом (да-да, как на предыдущем диске), затем прогрессивный медляк про замерзающее пузико воробья, пьющего холодную родниковую воду, снова узнаваемый аморфисовский боевик с шикарным инструментальным отрезков в середине, и вот уже середина альбома - знаковая "Моя кантеле". Кантеле - народный финнский инструмент, если верить тексту, сделанный из печали, скорби и страданий людских. Вообще, как вы поняли, тексты альбома это, разумеется, фольклор, переведенный на Инглиш и оформленный музыкально. Такое вот кантеле: "Его стенки из трудных дней, // Его короб из бесконечного горя, // Его струны собраны из мучений, // Его колки из прочих несчастий". Впрочем, если Аморфис вас еще не удивил в первой половине альбома, для вас, пожалуй, одна из прогрессивнейших песен - "Заботы": "Много камней на порогах, // На море много волн, // Но моих забот больше, // Больше, чем шишек на елях, // Бород мха на можжевельнике, // Шелухи на стеблях травы". Внезапное появление клавишных в соло-секции этой песни это нечто (впрочем, вспомним "Magic & Mayhem" с предыдущего диска). Далее следуют три очень продуманных и мелодичных трека: "Песня попавшего в беду", "Плачущая на берегу" и заглавная композиция. В общем-то и "Плачущая" и "Элегия" составляют своего рода дилогию о потере любимого человека. Разве что "Элегия" больше элегия и похоже на медляк, постепенно раскрывающийся к своей кульминации. Слушая каждый раз скрипящие гитары в припеве, ловлю себя на мысли, что мурашки бегут по спине как в первый раз. Альбом однако на этом не заканчивается, предлагая нам шикарный эпилог - энергичный интсрументал "Облегчение" и акустическую версию "Кантеле", на которую даже был снят клип. В акустической версии особенно прекрасна завершающая соло-секция. Когда-то группа могла писать вот такую музыку, а ото, что пишет сейчас, слушать невозможно. Во всяком случая я пока не осилил.
DROPKICK MURPHYS - 11 Short Stories Of Pain & Glory 2017
Раз начали говорить о фолке, то продолжен о фолке. Только теперь о фолк-панке, или, если вернее, о кельтик-панке. Не могу сказать, что большой знаток стиля, хотя и очень люблю отдельные релизы некоторых коллективов (Flatfoot 56 например). Что касается DM, то это первый альбом в моей коллекции, о котором я не пожалел, который принес ожидаемые положительные эмоции. От панка тут некая атмосфера праздности, праздника и раздолбайства с энергичностью, а от фолка легкое звучание, подобие народных песен и немного народных инструментов. Среди песен отмечу "Лузера первого класса", "У меня была шляпа", а также песню про то, как главного героя киданули все, начиная от его бабы, на которую он потратил все деньги и которая увела от него и собаку, и друзей. Прекрасен и припев: "Я поднимаю кулак и грожу небесам и бьюсь головой об стену - это нихрена не меняет, т.к. я и так все про...л". Что ж, не отнять и не прибавить! Замечателен и текст завершающего трека, оптимистически вещающего, что мы скоро увидимся с коллективом снова на следующем релизе. В общем, светлый и позитивный альбом, лишенный негатива как хорошее безалкогольное пиво.
ETERNAL DEFORMITY - Frozen Circus 2007
Долго откладывал прослушивание этого альбома из-за таксебешной обложки.. Однако за ней скрывается шикарный музыкальный материал, начав прослушивать который перед сном - я так и не смог заснуть. Начинает альбом довольно невзрачное интро, за которым следует очень энергичная "Сила твоего сердца", которая чем-то напомнила мне песни Blutmond - внезапными мелодичными и медленными переходами и энергетикой. Должен сказать, что при прослушивании трудно определить, в каком стиле ваяют талантливые поляки. Одни только гитарные соло - завораживают. Однако, друзья, кто пишет, что это авангардный митол, кто-то, что дум, а иные - и прогрессивный дэт. Третий трек - один из любимых на альбоме, за которой следует не менее внезапный кавер на Депешмод, при этом совершенно не митольный, но не менее прекрасный. Продолжают альбом и другие сложные и цепляющие композиции, о которых сложно что-либо сказать, но оторваться и перестать слушать крайне непросто. Отмечу необычное прочтение образа скандинавского бога грома Тора, одержимого желанием убивать великанов: "Умрите в огне! Я не хочу слушать вашей лжи, Умрите и страдайте, Радуя мои уши. Мой молот ищет великанов! Мой молот ждет великанов!" Завершает альбом баллада о любви, быстро вошедшая в категорию любимых из-за долгого и вдумчивого акустического интро. Подводя итог: альбом, который трудно классифицировать, увлекательно слушать, он удивляет и очаровывает, самый высший балл.
NIGHTWISH - Oceanborn 1998
И снова к классике. Несмотря на довольно-таки уёбищный арт на обложке второй альбом Туомаса и ко - заслуженная классика жанра. И если ужасные рисунки в буклете и страшная фото, на которой ударник похож на зомби, а у доярки Тарьи вывалился бюст прямо на зрителя, вас не опугнули и вы стали слушать этот альбом - уж точно не пожалеете. Во-первых, по сравнению с дебютником, звук, наконец, стал как надо - острый, громкий, мощный, гитары жарят, ударные ударяют, клавишные мягко играют колокольчиками, а Тарья поет вместе с приглашенным Вильской (на двух треках). И если первый трек кажется вам излишне прямолинейным, то "Gethsemane" - одна из мих любимых песен коллектива. И да, она посвящена аллюзии на библейский сюжет. Говорят, Туомас написал ее своей бывшей бабе. Эх, лучше бы она ему не только сердце разбила, но и пару других органов, чтобы он еще пару хороших песен написал (ага, как Маяковский). "Дьявол и глубокий темный океан" как и "Фараон" песни с Вильской на вокале в "роли" Дьявола и Фараона. И хотя он не рычит как в золотые годы в Finntroll, песни хорошие. Хитом является и следующая песня, сочиненная вместе с гитаристом. В школьные годы мне она нравилась как за мечтательные клавиши в интро, так и за довольно долгий вступительный рифф, который без лишних прелюдий дает митал. "Страсть и опера" не менее прекрасный трек, прекрасно подходящий для продолжения альбома. Пока ни слова не сказал про классический оперный вокал Тарьи, раскрывающийся на альбоме идеально под тяжелый звук, но это потому, что это само собой разумееющееся. "Лебединое сердце" не очень люблю, да и строка "аглидаклинг" звучит как-то не так. Инструментал "Ленный танец" безусловно открывает слушателю еврейские мотивы (и корни) Туомаса. Завершает альбом "Валькинг ин зэ эйр", которая за долгие годы успела мне очень поднадоесть, поэтому я слушаю ее реже. Трек "Спящее солнце" вышел на альбоме уже в поздних редакциях, так что если у вас первопресс - его вы не найдете. Как и бонус-трека "Найтквест" - в духе "Соловья" с предыдущего альбома, типичный рок-номер в новом мощном звуке второго альбома. Что еще сказать? Второй альбом Найтвиш - классика как для готеки, так и для павера, так и для симфо-митола. И хотя нет оркестров, пафоса до небес и понтов, материал диска на голову превосходит все то, что пытается из себя выдавить Туомас и сотоварищи после 2002 года.
NIRVANA - Nevermind 1991
Что ж, продолжим жечь по классике. Хотя должен признаться, что несмотря на то, что практически все песни с самого продаваемого альбома Нирваны и были мне знакомы, целиком я прослушал его сравнительно поздно. Вообще сложно писать о диске, о котором уже и так написано все. Я даже передачу смотрел, как они записывали его. При прослушивании не мог отделаться от немного вопроса: а если бы группа не приобрела такой успех с выходом диска, прожил бы Курт побольше? Ведь именно внезапная популярность, к которой он был не готов, сыграла с ним злую шутку, прибавив множество неразрешимых проблем. Открывает альбом песня про подростковый дезодорант, затем "В цветении" и самый известный медляк "Тащи свой зад сюда". Не могу сказать, что какой-то из треков зацепил, т.к. вырос я исключительно на ранних записях коллектива, к гаражному звуку которых успел привыкнуть. Видно, что коллектив старается выдать ярость и агрессию при этом оставаясь в рамках "чистого и причесанного" звука. Возможно, именно этот контраст и стал революционным и вдохновляющим для музыкального мира. Среди песен, услышанных впервые, отметил для себя "Louge Act". Понравилось и то, как в фильме про запись альбома рассказали, что часть завершающей композиции Курт записывал лежа на полу с гитарой. Да, на альбоме есть скрытый трек. И там коллектив оторвался и показал весь подростковый ангст и ярость, однако, трек скрытый, его не каждый обнаружит и будет слушать после нескольких минут тишины. Такая вот "комнатная" революция..
PANTERA - Far Beyond Driven 1994
Куда более противоречивым и по-настоящему яростным вышел третий (ой ли) альбом Пантеры. Попал в этот обзор он только благодаря цензуре - синяя обложка совсем не то изображение, что на кавер-арт хотела группа. Ставя перед собой цель записать материал еще более жесткий, энергичный и бьющий под зад, братья Эбботы, Ансельмо и Рэкс первоначально готовили обложку со сверлом, входящим непосредственно в нутро и мягкое подбрюшье. С такой облогой альбом вышел только после переиздания, когда Даймбэг был уже мертв, а потому коллективу с легендарным статусом можно было все, что угодно. Начинается альбом без всяких интро и предисловий - буквально с удара по зубам. Звук стал еще более резким, плотным и жужжащим, Фил ревет еще отчаянее, останавливаясь лишь на отрезки с мегазамедленными и жирно-гипнотическими риффами. Никуда не делись и странные психоделично-жужжащие риффы, плотно окутыващие слушателя в овтором треке в куплетах. Практически сладж с его гудроном вместо крови. А затем - по хитам. "Пять минут наедине" как олицетворение силы и ненависти и "Я сломлен" как гимн отчаяния и крика души. Необходимо напомнить, что тексты имеют прямую связь с реальной жизнью Ансельмо, который в момент записи альбома уже начал испытывать проблемы со здоровьем и серьезно подсел на медикаменты. Следующие два трека - немного психоделии и экспериментов, которым на альбоме тоже нашлось место. "Slaughtered" - снова классика, вошедшая в саундтрек не менее классического фильма "Green Elephant". Не уступающая в атмосферности "Сбрасывая кожу" и еще два боевика с мощнейшими риффами, которые, правда, несколько затмевают вокальные партии. А затем... Трек, за который группа в буклете извиняется перед своими фанатами. Потому что... Это кавер на Блэк Сэббат и медляк. Да-да! Если во время звучания альбома Пантера словно дружно пинали вас по сраке, то на этой песни они решили сделать вам нежный массаж. Сказать, что получилось волшебно и удивительно - ничего не сказать, это словно полет к дальним звездам. Когда у Томи Йомми спросили, как лучше играть "Planet Caravan", он сказал: "Спросите это у Даймбэга". Лучше и не скажешь!
PORTISHEAD - Third 2008
Если вас вдруг охватило уныние и задумчивость, то лучше последнего альбома (да-да, он на данный момент последний..) Портисхэд не найти - он куда более мрачный, странный и печальный, чем кажется на первый взгляд, начиная от минималистической обложки и заканчивая первыми строками вокала. "Я бы хотела посмеяться над твоими словами, но я не могу найти свою улыбку" - и это далеко не самые мрачные строки. Если музыкально альбом очень разнообразен - есть и акустические мотивы, и давящие машинные сэмплы, то вот вокал, создающий гнетущую и мрачную атмосферу неизменен - тут все очень плохо. Только отдельные треки служат словно небольшой передышкой ("Глубокие воды" например). Именно благодаря вокалу создается яркая картина лирического героя, окруженного враждебным миром в полном одиночестве, хотя неестественная негармоничная и ритмичная музыка также создает это самое недружелюбное окружение ("Пулемет"). Пусть вас не обнадеживают названия треков ("Волшебные двери") - все они о потере себя, об отчаянии и разочаровании. Среди любимых треков отмечу два последних, если первые по началу немного шокируют своей необычностью и мрачностью, то с последними ты уже достаточно вошел "в кондицию". Iiiiii'm aaaaalwaaays sooooo unsuuuuure... Замечательный альбом, который стоит поставить на повтор и переслушивать занимаясь творчеством. Да и вообще обитателям депрессивного болота - то, что доктор прописал для скорейшей госпитализации.
WITHIN TEMPTATION - The Silent Force 2004
"Невидимая сила" (египетская, не иначе?) - отличное название для этого альбома, и моя основная претензия к нему будет связана именно с ней, ибо другими словами не описать звучание гитар на этом полноформатнике! Да, вокальные партии хороши, клавишные аранжировки, пафос - все это прекрасно, но.. Когдая первый раз услышал данный диск, долго не мог понять, кто же играет: что-то попсовое или же все митол али готек? Спустя какое-то время я понял почему: звучание гитар совершенно кастрированное, дж-дж-дж - служит только фоном для вида, на самом деле гитарные риффы практически не солируют нигде (то же потом будет и у Найтвиш). Ну, хорошо, есть отрезки песен, где вроде как есть риффы. Но они не запоминаются. И да, у нидерландского коллектива есть альбомы и получше (и куда более любимые мной). Хотя в целом "Невидимая сила" неплохой альбом, песни которого в другом миксе и аранжировке звучали бы, на мой вкус, возможно лучше. Не могу не отметить, правда, медляк "Somewhere", который тут в полной аранжировке звучит хуже, чем акустический кавер от Аннеке, где нет такого пафоса, но зато есть душевность что ли. Иными словами, хотя с альбомом и связаны определенные воспоминания и истории, переслушиваю я его крайне редко.