Маракотова бездна

Apr 11, 2011 23:58


Еще одна книга на моей полке и в моей памяти. Артур Конан Дойль, «Маракотова бездна». Рассказывается в мистифицированной форме о том, как в капсуле фанатичный «док» с двумя ребятами спустился на дно. Спустился сначала по нехитрому приспособлению, а потом чудище нарушило планы. А на дне оказалась целая Антлантида. Со своей историей, умением жить под водой, с передовыми технологиями.

Мы видели великую страну с птичьего полета - ее огромные владения, прекрасно возделанные и орошенные беспредельные поля, где росли культурные злаки; цветущие фруктовые сады, веселые ручьи, поросшие лесом холмы, спокойные озера и кое-где живописные горы. Повсюду селения, фермы, прекрасные дворцы. Потом мы перенеслись в столицу страны - удивительный, великолепный город на берегу моря; в гавани стояло множество галер, пристани были завалены товарами. Город защищали крепкие стены, высокие боевые башни и глубокие рвы - все колоссальных размеров. Дома вдоль улиц тянулись на много километров, а в центре города
возвышался окруженный зубчатой стеной замок, такой огромный и внушительный, точно порождение каких-то фантастических снов. Потом мы увидели лица обитателей страны того золотого века: почтенных старцев, мужественных воинов, прекрасных, достойных женщин, веселых, крепких детей - цвет человечества.

Потом замелькали картины другого рода. Мы видели войны - беспрерывные войны, войны на суше и на море. Мы видели полудикие беззащитные племена, уничтожаемые огнем и мечом, их подминали под себя колесницы, топтала тяжелая конница. Мы видели сокровища, доставшиеся победителям, но чем богаче они становились, тем резче менялись лица на экране: они приобретали все более жесткие, животные черты. Из поколения в поколение все грубее становилось выражение лиц, все ниже и ниже опускалась культура. Мы наблюдали признаки сладострастия и беспутства, морального разложения; богатства росли, а духовная культура падала. Жестокие, извращенные состязания, стоившие жизни их участникам и привлекавшие тысячи зрителей, заняли место мужественных спортивных игр прошлого. Простая, здоровая жизнь отошла в область преданий. Мы видели беззаботные, легкомысленные толпы, бросавшиеся от одного увлечения к другому; они гонялись лишь за порочными наслаждениями, никогда не насыщаясь ими. Вырос, с одной стороны, класс эксплуататоров, сверхбогачей, стремившихся исключительно к чувственным наслаждениям, с другой стороны, обнищавшее до последней степени население, все назначение которого состояло в том, чтобы беспрекословно исполнять желания и капризы господ, как бы жестоки и отвратительны ни были эти желания.

Что-то это мне напоминает, особенно если пролистать историю и проследить смену победителей и побежденных. А потом ликование от побед и богатства, чувственные наслаждения, развращенность тела и духа. Собственно - так было издавна. И даже если существовали до нас цивилизации, то исчезли как грязный лишай с тела планеты. Как исчезли? Да бушует мир вокруг стихии и событий последнего времени. Судачат о начале конца. Если не мы сами перебьем друг друга, то природа нам уж точно поможет. Догребем ресурсы, выпьем воду… А что Земле-то? А ровным счетом ничего. Она наш «доширак» не ест и кока-колу не пьет. Ну, подумаешь, нам станет тесно. Подумаешь, что за территории бороться будем, опускаясь до истинного животного мира. Выживет сильнейший. А коли уж не выживет, то избавится от нас плнетушка наша, да и отдохнет пару миллионов лет. Это-то спешить некуда:

…Гигантский маяк рухнул и исчез под волнами. Еще некоторое время виднелись крыши и купола высоких домов, точно острые скалистые рифы, но скоро и они скрылись под водой. Над поверхностью бушующего океана высилась лишь одна крепость - как чудовищной величины корабль. Потом и она стала медленно опускаться в бездну, и на вершине ее качался лес рук, простертых вверх. Страшная драма была окончена, море поглотило весь материк, весь без остатка, и на его поверхности не виднелось ни одного живого существа. В его бурлящих волнах то там, то тут всплывали трупы людей и животных, стулья, столы, одежда, головные уборы, тюки с товарами, и все это ныряло и носилось в пенистом водовороте. Потом воды успокоились, перед нами раскинулась необъятная водная гладь, блестящая, как ртуть, и мрачное солнце на горизонте скупо освещало могилу страны, судьба которой была отныне решена.

А тут, при такой картине умиротворения и покоя, приходит лишь одна фраза: «…И не было ничего, и Бог носился над водою…» Бог - это Солнце. Оно греет нас, и не важно, какие мы - инфузории ли, прямоходящие ли, возделываем ли землю или бомбим ядерными взрывами. Планете почти фиолетово - есть мы или нет. Солнцу, по сути, тоже фиолетово. Или оранжево. Оно будет светить. Нам одним решать, как долго оно будет светить на нашем пути.

Религиозное, Мысли, Отзывы о прочитанном

Previous post Next post
Up