Давно на листике написала себе развернутую рецензию об этой книге. Прочитала еще летом. Но только сейчас добралась до тех бумажных записей. Нет, не забыла и время можно было найти. К тому же об этой книге многим знакомым уши прожужжала. Как только я обзавелась летом электронной читалкой, так сразу сред знакомых бросила клич, кто бы чего мог посоветовать почитать. Ничего толкового никто не советовал, во всяком случае мне не нравилось присоветованное читать. И как находка оказался форум нашего исторического факультета. Вернее, представленный раздел как клуб любителей исторической литературы. Найти можно на сайте университета
http://if.bsu.edu.ru/if/resources/bookclub/. Ведут по сути этот клуб два человека, историки со стажем. Но честно, на тот момент для меня этот форум был спасательным кругом - много литературы неплохой я к прочтению отметила. Ту, что не смогла найти в электронном варианте и даже платном, я стала заказывать. Общаясь с другими людьми, узнавала о тех интернет-магазинах, которые были проверены моими знакомыми, то есть работали наверняка.
Так я остановилась на рид.ру и лабиринте. Ну и неизменный озон, хотя стописят миллионов лет оттуда уже ничего не заказывала (был злобный глюк, не выбирался пункт самовывоза - только почтой за 250 доставка. Не устраивало).
К чему, собственно, долгая преамбула????
Да к тому, что первой книгой из толковой литературы в доме оказался Обряд посвящения. Я никогда доселе не относилась и к чтению серьезно, и к исторической литературе впринципе. Наверное, привито предвзятое отношение к учебникам истории. И надо сказать, что уже, опираясь на изобилия прочитанного и добравшись до той книги, с чего всё началось, я могу с уверенностью сказать - именно эта книга перевернула моё отношение к исторической литературе. В читалке у меня бОльшая часть тех произведений, которые рассмотрены в клубе исторической литературы. Надо еще заметить, что меня впечатлил отзыв Сергея Прокопенко, да и вообще манера повествования Сергея. Не лести ради, но выскажу личное мнение - Сергей, будучи так сказать "гуманитарием", ездит и на раскопки, и лекции читает интересные, и сайт исторического факультета ведёт - кстати, единственный сайт подразделения, за который мне не стыдно. В том плане, что читать его интересно, пусть в мелких технических вопросах первое время Сергей спотыкался. Знаю, что на форум исторической литературы многие из моих знакомых подписаны, с удовольствием читают и обсуждают. И со своей колокольни, не побоюсь этого слова, мы ставим и давно В ПРИМЕР другим подразделениям сайт исторического факультета. Да, мы посидели и потратили на него время, как и на все те, которые мы делаем. Однако "адекватным" оказался только один, но он еще и первым оказался. Вот что значит человеческое желание. Уж не знаю, можете считать меня отсталым сетевым романтиком, но ради хорошей работы, хорошей книги мне хочется писать хороший отзыв, тем более ради признания хотя бы одним человеком. Это значит, что твоя работа, твоё детище, твоё дело замечено другими и нужно не только тебе. А
Сергей Прокопенко и его коллега
Николай Болгов попросту молодцы.
А именно дальше пойдет мой отзыв о книге, длинный, уже постаревший, на помятых тетрадных листах:
Женщины с давних времен целыми днями обрабатывали шкуры животных, нанчились с детьми, готовили еду и разговаривали друг с другом. Именно поэтому женская речь уже тогда была сложнее и богаче словами. От мужчин же требовалось на охоте полное молчание, изредка издаваемые звуки и выражение сигналов жестикуляцией. Поэтому мужчины не понимали женщин. Их речь казалась мужчинам слишком уж сложной, длинной, невосприимчивой. Собственно, с первобытных времен ничего не изменилось: мужчина молчит или угрюмо мычит что-то в ответ женщине, по-прежнему ее не понимает. А женщины то и дело чирикают, удовлетворяя свою первобытную потребность в общении.
Женщины с мужчинами своего племени сношались за подарки или еду. Причем, женщине для получения удовольствия требовалось большее количество мужчин, а на сексуальное удовлетворение женщине нужно больше времени, нежели мужчине. Если мужчине не везло на охоте, и он возвращался без добычи (то есть без подарков) - женщина начинала его унижать, оскорблять и гнобить. Разумеется, лишая его сексуальных утех и задевая его мужское самолюбие. Думаю, тут на современный лад ничего пояснять и объяснять не надо, всё и так понятно. А самцы и по сей день меряются пиписьками. Или в крайнем случае размером лимузина или толщиной кошелька.
Шаманами и вождями многие мечтали стать. И уж если кто-то из племени получал желаемую власть, то старался всеми способами эту власть сохранить и укрепить. Придумывались разные способы запугивания, один из которых - всякие правила, запреты и табу. Но как обычно были и те, кто стремился эти табу нарушать. По принципу: «Если никто не видит, то тихонечко и можно».
Неандертальцы жили и не задумывались о том, что под силами природы скрываются какие-то одушевленные божества. Надо заметить, что это самим неандертальцам очень упрощало жизнь. Если же мы посмотрим на кроманьонку Ибай, то ее голова постоянно чем-то забита: бог гневается, жертву надо пожирней и погуще отдать божеству... Многим простым природным явлениям и событиям в своей жизни кроманьонцы искали объяснение с точки зрения своей веры. Здесь мы впервые сталкиваемся с навязыванием религиозных убеждений. К тому же злодеяния тоже оправдывались религиозными верованиями (На примере захвата новых земель и сохранения жизни тем, кто обернется в нужную веру).
Вооружившись верой, хитростью и тем стадным чувством, которое объединяло племена темнокожих, несли они свою веру. И ломались те племена, что оказывались в меньшинстве.
Еще следует отметить, что огромное значение темнокожие уделяли всяким "цацкам", символам, по сути своей никакой силы и власти не несущим. Когда Бида провозгласили вождём, ему не понадобилась никакая маска, никакие скипетры, палки и прочая атрибутика, наделенная особой "маной". То есть, зачастую даже в современном мире огромное значение уделяется именно шильдикам, цацкам, атрибутике власти и стремлению удержать эти цацки, а не саму власть.
Завершение книги весьма логично. Потому как только породнившись кровью можно помирить два разрозненных племени (за исключением единичного отношения к этому конкретного индивида). Вдобавок, будущее потомство окажется сильнее и выносливее (по учебникам биологии за 5й класс). Как раз, к сожалению, мораль книги тоже просвечивается отчетливо: те скромные попытки сохранить быт, самобытность, культуру и традиции одного народа как раз оный народ заставляет превратиться в маленькую кучку на грани вымирания, кочевать с места на место, что в итоге все равно когда-то приведет к характерному выражению и последующему вымиранию. По сути, закрученный сюжет со вспыхнувшей любовИю меж двумя совсем непохожими людьми заставил искать путь и новое решение возникших разногласий, проблем, конфликтов мнений. В противном случае поперерезали бы друг друга. С другой стороны - поиски нового пути и нового решения - есть новая тенденция к накоплению опыта, знаний, передаче этого опыта последующим поколениям и применение на практике, то бишь культивация.
А вот что написал об этой книге Сергей Прокопенко (в клубе любителей исторической литературы):
Роман испанского автора посвящен жизни первобытных людей в начале ледникового периода. В центре произведения жизнь двух персонажей: молодого неандертальца - Бида (Бидеа) и кроманьонки - Ибай. Через взаимоотношения главных героев друг с другом, с окружающим миром и действительностью, показан процесс трансформации человеческого общества в переломную эпоху. Название произведения полностью отвечает его концепции: во-первых, роман разбит на отдельные части, в которых главные герои употребляются неофитам, которые переживают ритуальную смерть и воскрешение - обязательные элементы инициации; во-вторых, главная героиня на протяжении описываемого времени прошла путь от молодой женщины до шамана племени, пережив индивидуальное посвящение; в-третьих, в романе показан процесс перехода человеческого общества в новое состояние кореным образом отличное от предыдущего, целью чего и является обряд посвящения. В романе автор раскрыл проблему не только приспособления человека к окружающей среде, но и столкновение различных мировозрений, культур, полов и рас, что особенно актуально в современных условий. Автор демонстрирует неплохое знание развития первобытного общества, даже в мелочах. Все это делает чтение захватывающим и познавательным.
PS. Роман не рекомендуется лицам не достигшим восемнадцати лет, т.к. содержит описание сцен эротического характера.
Я бы от себя добавила, что сцены присутствуют и гомосексуального характера.