Что такое велофетишизм и как с ним бороться | Сайт Котовского

Jul 18, 2018 17:53

Что такое велофетишизм и как с ним бороться

Читатели, которые осилили некоторое количество моих заметок, знают, что я не слишком подвержен шопоголизму. Не могу сказать, что умеренность во взглядах на потребление сформировалась у меня вследствие неких сознательных размышлений - скорее это просто сторона моего характера.

Припоминаю, когда в детстве одноклассники сходили с ума от того, что их родители не могли достать им кроссовки Abibas и джинсы Lev-ass, я преспокойно расхаживал в кедах советского производства.

Из этого мой читатель может сделать вывод, что товарищ Котовский свободен от хобби-фетишизма, который регулярно захватывает головной мозг особо увлекающихся граждан. К сожалению, это не так. Фетишизм не один раз накрывал меня с головой, и приходилось делать немало усилий, чтобы вернуться к нормальному существованию.

Возможно, не все знакомы с термином фетишизм, применимым к области хобби. Говоря просто, фетишизм - это явление, когда в увлечениях форма начинает преобладать над содержанием.

Насколько я могу припомнить, первый приступ фетишизма накрыл меня в юные годы, когда я начал зарабатывать собственные деньги. Я всегда любил (и люблю) качественный аудиозвук, и тогда я потратил немало денег и усилий на приличную стереосистему. Люди старше 30-ти, увлекавшиеся звуком, должны блаженно закрывать глаза, увидев названия типа «Радиотехника S90», «Прибой», «Эстония» и тд.



По тем временам у меня была очень хорошая, хотя и не идеальная музыка, но только отсутствие интернетов в ранние 90-е не позволило достичь терминальной стадии, за которой начинаются такие явления, как «теплый ламповый звук». Постепенно из-за нехватки информации хобби сошло на нет, а с ним кончился и фетишизм.

Второй приступ ударил по тому же больному месту, но в области автомобильного звука. Тут все было гораздо серьезнее, так как к услугам больного уже предстали аудиофильские форумы, на которых ваш покорный слуга зависал несколько лет. Как водится у любого страдающего фетишизмом, меня уже не интересовала музыка как таковая - все внимание уходило на нюансы.



Понимающие люди знают, что такое звуковая сцена, и как сложно грамотно выстроить ее в салоне автомобиля. Аудиофил не слушает музыку, он слушает звук, для него важно, не запаздывает ли бас в сабвуфере, нет ли разрывов между средними и высокими частотами, не вступают ли некоторые частоты в резонанс с обшивкой салона.

Неизвестно, куда бы меня завел фетишизм, но песня оборвалась, потому что в один непрекрасный момент всю технику из автомобиля выкрали. Это был удар в самое сердце, но скажу честно, он был отрезвляющим.

Потом я повзрослел, оставил оседлый образ жизни, начал путешествовать и переезжать с места на место. Когда ты не живешь на одном месте, тебе нужно очень мало вещей для жизни: мой обычный багаж состоял из мобильного телефона, лаптопа и некоторой одежды. Все вроде бы говорило за то, что фетишизм оставил меня навсегда.

Но не тут-то было, я опять увлекся - на этот раз велосипедом. Начиналось все безобидно: только практичные решения, только удобство. Я и не подозревал, что всего через пару лет мне будет наплевать на практичность и удобство, я буду согласен катать на очень низкоресурсном железе и ужасно неудобном седле, главное чтобы это было красиво, модно и соответствовало принятым в велофеишистской среде трендам.



Самое начало велосипедной карьеры, всего 3000 км за плечами, еще никаких признаков велофетишизма

Как такое могло получиться? Очень просто: через некоторое время от практических вопросов в увлечении ты переходишь на ступень выше. Ты уже овладел азами, знаешь основы, и начинаешь с интересом присматриваться к старшим товарищам на форумах.

И замечаешь, что там совершенно другая жизнь - люди разговаривают на каком-то своем языке, восторгаются/критикуют одним им известные вещи или явления. И чем более харизматичны эти старшие товарищи, тем скорее фетишизм захватывает мозг незадачливого неофита.

На этом этапе формируются вкусы, которые могут остаться на всю жизнь. Совершенно непонятно с чего, читающий форумы человек становится фанатом одной марки, и ярым противником другой. Понемногу он начинает обозначать свое присутствие в ветках, где спорят умудренные жизнью фетишисты, пока что только на уровне вопросов. Затесавшись в компанию, заболевший со временем перестает пользоваться собственным мозгом, этот орган ему вполне успешно заменяет коллективный разум форума.



Если новообретенный адепт велофетишизма обладает достаточным доходом, то в довольно краткие сроки он обзаводится велосипедом значительно более высокого уровня, чем того требует опыт его катания. Впрочем, отмечу, что вписаться в фетишистскую тусовку тупой покупкой дорогого велосипеда практически невозможно.

Такой ход вызывает лишь презрение фетишистов со стажем. Причина проста: велосипед должен быть выстрадан, то есть каждый его компонент должен долго обсуждаться на форуме еще до его покупки, и чем на больший срок затянется процедура выбора, тем лучше.

В этом случае даже в более выигрышном положении окажется небогатый адепт, лишающий жену шубы, а себя отдыха в теплой стране, чтобы собрать (но ни в коем случае не купить готовый!) новый велик. Он откладывает деньги с каждой зарплаты, предаваясь яростным спорам на форумах, какой подсидельный штырь лучше подойдет к его рулю.

И когда рано или поздно предмет его вожделения оказывается собран, обкатан и тщательно сфотографирован на качественный аппарат, то довольный страдалец принимает на форуме поздравления, и окончательно считается принятым в клуб.

Если вы думаете, что я хоть сколько-то утрирую, то уверяю - это все чистая правда, даже скажу, что в небольшой статье не раскроешь все глубины велофетишизма. А они там очень глубокие, поверьте мне на слово.

Именно поэтому я предостерегаю моих читателей, не знакомых с этой стороной велосипедизма, избегать форумы для поиска информации. Она, несомненно, имеется, но гораздо больше там даже не столько бесполезного флуда, сколько откровенно вредительских постулатов, совершенно не нужных новичкам.

Нормальная ветка в нормальном велосипедном форуме - это обсуждение веса компонентов, без этого не обходится ни один тематический ресурс. Какая разница, скажете вы, весит моя рама 1200 грамм или 1700? Велосипед сам катится, только успевай подкручивать педали.

Но для фетишистов это крайне важная тема, и снижение веса принимает маниакальные формы, чем с огромным удовольствием пользуются производители веложелеза.



Самый легкий в мире шоссейный велосипед: 4167 гр

Они разрабатывают и продают страждущим по огромным ценам малоресурсное из-за облегчения оборудование, которое часто не выдерживает даже одного сезона умеренного катания. Опять таки, если вес самого велосипедиста незначителен, то использование легких компонентов хотя бы как-то оправдано, но когда вес стремится к центнеру, то….

Впрочем, в терминальных стадиях симптомы становятся совсем уж пугающими: пациенты берут в руки дрели, дреммели и фрезы, и начинают, как Микеланджело, удалять из велосипеда весь лишний металл. И это не шутка, к сожалению.

Впрочем, в оправдание велофетишизма надо признать, что у современных велосипедов есть своя завораживающая эстетика. Дизайнеры и маркетологи день и ночь стараются сделать продукцию все более привлекательной для среднего покупателя, а в сегменте топовых моделей идет просто война на уничтожение.

Так как сегодня велосипед все же является спортивным снарядом, а не средством передвижения, то дизайнеры всеми силами стараются это подчеркнуть. Посмотрите, разве это не красиво, особенно в таком сочетании:



Топовое железо, устанавливаемое на дорогие модели, абсолютно идентично тому, что используется гонщиками на соревнованиях, а велосипеды, на которых они выступают - серийные модели, которые продаются в магазинах. Поэтому, человек, выбирая, скажем, трансмиссию Shimano XTR, платит в три раза больше, чем за практичный и надежный Deore, потому что это круто, модно, на этом ездят настоящие гонщики, и разбирающиеся люди, несомненно оценят.

Да, я сам был владельцем топового велосипеда, и могу признать, что постоянно катающийся велосипедист может отличить не глядя, что за оборудование под ним. Но это происходит на уровне таких незначительных нюансов, таких субъективных сущностей, что трехкратная (а иногда и более) разница совершенно не оправдана.

Таким образом, человек, обосновывая выбор топового железа тем, что он якобы проезжает свой тренировочный круг на две минуты быстрее (как правило, он не участвует даже в любительских соревнованиях) - просто чешет свое ЧСВ.

Что в этом плохого, спросит меня читатель. Ну, забавляются люди, тратят большие деньги на увлечение, но ведь это дело личное. На самом деле здесь есть одна очень плохая зависимость: чем больше фетишизма, тем меньше катания. Я заметил на своем опыте, что пока я не увлекался разработкой концепции велосипеда своей мечты, то просто катал и не заморачивался. Меня интересовала только практика: как проехать больше, устать меньше, не замерзнуть в дождь и тд.

С приходом в увлечение фетишизма гораздо важнее стал внешний вид велосипеда. Поставить крылья? Да никогда, это же уродство, я на таком не поеду. Седло должно быть спортивным, то есть тоненьким узким листком пластмассы, обтянутым кожей. Неудобно? Плевать, человек и не к такому привыкает. Кожаный Брукс? Не смешите, это для тихоходов-туристов.

Но это еще пол беды, я стал замечать, что споры на форумах для меня стали важнее самого катания. Если раньше соотношение проведенного времени на форуме и в дороге было примерно 1 к 10, то со временем оно стало стремиться к обратному результату.

Вдобавок, если раньше я мыл велик раз в сезон, то со временем стал даже отказываться выезжать в пасмурную погоду, чтобы не испачкать его лишний раз. Впрочем, в этой области я не добрался до вершин: полно фетишистов, которые после каждого выезда кроме мойки, чистят байк в труднодоступных местах ушными палочками. И это тоже, к сожалению, не шутка.



Еще дофетишистский период - проехать по лесу после двух недель дождей - милое дело

Да, есть исключения, и есть катающие фетишисты, проверяющие все постулаты на практике. Но таких - единицы на форумах, в основном аудитория, достигшая просветления - это диванные велосипедисты. Это вдвойне печально, потому что у каждого за плечами большие пробеги, но все это сходит на нет из-за фетишизма.

Больше всего им теперь интересно обсуждать новые амортизаторы, спорить о конструктивных особенностях рам и фотографировать свои начищенные до блеска велосипеды.

Впрочем, в некоторых случаях есть и некоторая польза. Например, фетишист, еще не окончательно потерявший связь с реальностью, осведомлен на порядок лучше, чем простой богобоязненный каталец о соотношении цена/ресурс всех компонентов, и может дать хороший совет. Как правило, эти люди очень хорошо разбираются в веложелезе, часто они способны разобрать велосипед до винтика с закрытыми глазами, и так же его собрать.



Например, я собственноручно делал обслуживание и ремонт своих воздушных маслянных вилок и амортизаторов, чего бы, разумеется, не стал делать, будь я обычным практическим велосипедистом. Но тут меня подстегивал энтузиазм, и я гордился тем, что способен разобраться с довольно непростыми техническими устройствами.

Фетишист по доброй воле пропускает через себя огромный поток технической информации, читает отзывы, анализирует статистику. Впрочем, рано или поздно все положительные моменты вытесняются голой верой, и адепт начинает просто верить в определенные догмы, не воспринимая никакой критической информации.

Меня излечили от фетишизма дальние путешествия. В Дороге очень быстро отступает все наносное, не настоящее. Если железяка не выполняет своих функций, быстро ломается, то будь она хоть трижды красивая и модная, это тебе не поможет продолжать путь. В путешествии устанавливается баланс практичности, комфорта и надежности, и ничто лучше этого не выветривает глупости из головы.

Явление это широко распространено практически по всем увлечениям, и вы можете столкнуться с этим даже в безобидных с виду хобби. Один мой приятель несколько лет назад увлекся RC машинками. Он начинал с машинки за 300 долларов, теперь у него только один двигатель стоит около тысячи. Он тоже зависает на тематических форумах, спорит, покупает новые фетиши для машинок, но…. почти не выносит их из дома.



Друзья, держитесь подальше от излишней информации, не рвитесь в тусовку старожилов, чем бы вы не увлекались. С большой вероятностью, эти люди уже занимаются чем-то другим, мало связанным с самим увлечением. Очень часто техническая сторона увлекает мужчин даже больше, чем сам предмет хобби. Вдобавок, всегда присутствует желание меряться чем бы то ни было, но попробуйте лучше направить это стремление в практическую сторону.

Если вы, к примеру, катаете на велосипеде, то вместо того, чтобы меряться, у кого на форуме самый красивый/фетишный велосипед, лучше запишитесь на любительские гонки, марафон или съездите в дальний велопоход.

Ограничьте себе поток тематической информации, смените круг общения. Мне в свое время это сильно помогло, я просто в один день ушел из хорошей ветки на форуме, в которой буквально жил несколько лет, и где считался вполне себе авторитетом и старожилом. Помогло.

PS. В следующей заметке я покажу свой любимый велосипед, который выносил в своих мечтах, собрал и даже получил третье место среди самых красивых велосипедов на главном фетишистском велофоруме России.

Интересное в сети, Велосипеды

Previous post Next post
Up