Оригинал взят у
you_li в
Чжу Да по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада) Чжу Да (1626-1705) по прозвищу "бада Шаньжэнь" (человек с горы Бада) был отпрыском императорской фамилии. Детство его прошло в провинции Цзянси в атмосфере благополучия и комфорта. Когда же ему минуло 19 лет, в стране началась смута, вызванная нашествием маньчжуров.
В 1644 укрылся от манчжурских войск в буддистском монастыре, в 1648 стал монахом. В 1672 покинул монастырь, вёл жизнь странствующего монаха-художника. Отличался эксцентричным поведением, резкими переменами настроений. Дружил и переписывался с Шитао. В 54 года порвал с монашеской жизнью и женился. О его жизни сложено множество легенд.
В юности Чжу Да проявил незаурядные способности, наделенный чувством юмора, он порой удачной остротой привлекал к себе внимание присутствующих. С установлением господства Цинов в социальном и материальном положении семьи произошли резкие перемены, что вызвало в душе молодого Чжу Да чувство горечи и протеста. Он написал на воротах своего дома иероглиф "немота" и стал отказываться от речи в присутствии посетителей, отвечая на вопросы лишь кивком головы либо жестом. Так в молчании провел он более десяти лет, а потом покинул дом и укрылся в монастыре близ Наньчана, где принял постриг. В монастыре он выполнял работу проповедника буддийского учения, число его слушателей доходило до ста.
Одно время с ним случались припадки внезапного смеха или слез, а то он пускался в дикий танец, распевая во все горло - сковывавшее его нервное напряжение требовало выхода. Но с возрастом он стал спокойнее, большую часть времени посвящал живописи и каллиграфии. Свои работы он подписывал "человек с горы Бада", что в завуалированной форме обозначало его фамильный иероглиф "Чжу". Иногда он выстраивал иероглифы так, что они складывались в идеограмму "смех" или "плач". Таким образом, он выражал свое душевное состояние, когда не знаешь, что лучше: плакать или смеяться. Интересно, что одна из его печатей при внимательном рассмотрении представляла собой дату 19 число 3-го месяца, в тот день на горе Мэйшань в Пекине повесился последний минский император.
Из-под кисти Чжу Да вышло немало картин на темы "цветы и птицы", "горы и воды". Стиль его отличается лаконизмом, что, однако, не мешало автору добиваться передачи глубокого содержания. Для животных - птиц и рыб - на его картинах характерно явно недовольное выражение, которое прежде всего передавалось выражением глаз. Одной из известных картин художника является свиток "Цветы на реке" (Тяньцзиньский художественный музей).
Больше картинок
здесь