Про критику чужих процессов обучения и творчества

Apr 20, 2017 11:14

Оригинал взят у vasiliygf в Про критику чужих процессов обучения и творчества.


Есть у меня гипотеза.
СтОит выложить что-либо, сделанное самостоятельно, не важно что: текст или рисунок, в большинстве случаев находится человек, который агрессирует.
Это может быть критика (деструктивная), это может быть совет (непрошенный) или что-то ещё.
Причём, чаще всего человек, который демонстрирует такое поведение, не сказать, что состоялся в данной области.

Первым моим опытом был некий художник, написавший какие-то критические комментарии к очередной выложенной учебной работе акварелью. Про свою акварель я иллюзий не питаю. Это просто процесс обучения.
Мы с преподавателем заглянули ради интереса на его страничку и он нас потряс. В общем, кажется, уровень его работ вряд ли даёт основание давать советы другим.
И вот уже года два на любой рисунок находится любитель написать что-то критическое и одновременно совершенно бесполезное.

Вопрос в том, что движет этими человеками.
В моей любимой книжечке о психологии творчества критике посвящена целая глава. Тому, как на неё реагировать и тому, что движет людьми, которые критикуют.
Есть гипотеза, что желание критиковать является индикатором того, что сам человек находится творческом в кризисе или тупике. И поэтому его сильно цепляет любое проявление того, с чем у него самого поблемы.
Наверное по этому же принципу бабульки у подъезда ополчаются на девушек в коротких юбках. :)

Творческие процессы являются довольно личными и часто это очень уязвимая зона.
Так как люди такие не переведутся, есть как минимум два варианта действий.
1. Не выкладывать, не показывать, скрывать. Многие так и делают.
2. Отслеживать свои реакции, учиться отстаивать границы в этой области, учиться давать отпор. Часто это значит уметь посылать на %%й таких доброжелателей. :)

Ещё вот, что интересно. Ведь человек, не умеющий рисовать пишет комментарий с критикой и советами не просто так. Его что-то зацепило и он готов тратить энергию на писанину.
Сегодняшний комментатор заявил, что он рисовать не умеет, но зато и не пытается.
Видимо это ему и дает право какать в комментариях. :)
Это одна из позиций. О чем говорит человек? О том, что боится учиться, что пока он не умеет и не пробует, он неуязвим для критики, но имеет право критиковать сам. Какая-то пугающая жизненная позиция. Ведь если не пробовать, никогда ничему и не научишься.

Короткий тест для деструктивно критикующих с решениями.
Это относится далеко не только к рисованию, но и вообще к любой неконструктивной (без четких предложений, что и как изменить, чтобы улучшить результат, без готовности помочь) критике в интернете.

Найдите себя:

1. Я рисую, но в настоящее время рисование "не идёт", что-то происходит не так, нет настроения, сил и т.д.
Напишите мне в личные сообщения на facebook, я пришлю Вам отличную книжечку по психологии творчества и по выходу из творческих тупиков. На facebook я vasiliygf .

2. Я рисую, но в глубине души считаю, что делаю это недостаточно хорошо.
Ну так учитесь, подналягте, найдите преподавателя (мне очень нравится Studiodoko , наберите название в Яндексе и обрящете) и всё у Вас получится!

3. Я рисую, но меня раздражает, когда кто-то выкладывает работы, недостаточно хорошие, несовершенные, с явными ошибками.
Это чаще всего жажда контроля и/или перфекционизм, и тема личных границ человека (а может и что-то ещё...). И это тема работы с психологом. А я как раз он - психолог - и есть. Заходите! ;) http://raziz.ru .
Как только Вы попрощаетесь с теми чувствами и мыслями, которые подталкивают Вас к такому поведению, жизнь изменится к лучшему сразу во многих областях. А творческие процессы просто выстрелят.

4. Я не рисую, но люблю критиковать и давать советы по улучшению.
Если у Вас легкий вариант этого недуга, то Вам в пункт 1, пишите, пришлю книжечку. Если тяжелый, то Вам в пункт 3, звоните-пишите, поработаем.
Достаточно ведь странно, будучи в чем-то некомпетентным, уделять внимание не своему росту, а чужому, да?

5. Я умею или не умею рисовать, но я очень занят и меня раздражает, что кто-то другой находит время на обучение, развитие, увлечения. Лучше бы работали, как я!
Да, если человек постоянно занят, погряз в суете, ему может быть обидно, что у кого-то есть время на что-то к работе и быту не относящееся.
Можно понять, когда это мама с тремя детьми, тонущая в быту, хотя, как показывает практика, такие люди, если и читают, но не лайкают и не комментируют (времени нет). Кто же успевает читать, находится в поиске, расширении своих границ и потом, когда находит время пробовать новое, уже имеет набор вариантов.
В большинстве своем имеет место ситуация, когда человек сам организовал именно так свою жизнь (суетность, занятость, усталость), но не признается себе в этом. Мложно признаться, что сам залез в яму.
Но негативные эмоции к чужим хобби, творчеству, развитию как раз являются сигналом, что что-то пора менять.
Это так же, как и в пункте 4, ситуация между 1 и 3 пунктами, когда как. Когда-то поможет хорошая книжечка, когда-то только коучинг или психологическое консультирование.

6. Я умею рисовать и отлично рисую!
Самый сложный случай. Мало того, что у человека проблема, человек её ещё и не осознаёт.
Не обманывайте себя. Внимательно ищите себя в одном из пунктов, прислушавшись к своим чувствам. Человек, который прошел обучение и способен творчески выражать себя, не станет тратить свое время на критику и советы другим, о которых, кстати, никто не просил. Что-то тут не так. Перечитайте список заново и найдите себя.
Постарайтесь понять и почувствовать, что именно зацепило Вас, что Вы решили тратить драгоценное время своей жизни на откровенную ерунду (непрошенные советы).

***
7. Да я просто хочу помочь!
Отлично.
Вот инструкция по оказанию неотложной творческой помощи:
а) Убедитесь, что Вы компетентны в данной области. Внимательно и критично осмотрите результаты своей деятельности, прочитайте, что написано в дипломе, посоветуйтесь с друзьями и коллегами. Если не полегчало, переходите к следующему пункту.
б) Убедитесь, что Вас попросили о помощи. Лучше спросить прямо. При уклончивом ответе лучше убедиться в том, что Ваша помощь действительно нужна. У меня, например, есть аж два преподавателя для поддержки и критики. Сами подумайте, на кой другому человеку поддержка и особенно критика каких-то людей из интернета, которые не знают, чем себя занять и тратят на это время?
Вокруг и так достаточно м%даков, займитесь чем-то дургим, они и без Вас справятся с нанесением ущерба окружающим людям.
в) Подробно и конкретно напишите, что и как именно можно улучшить.
г) Займитесь собственной жизнью и творчеством. И, может быть, в следующий раз навязчивое желание помогать обойдёт Вас стороной.
;)
Всем счастья, радости, любви и творчества! :)

Психология, Творчество, Интересное в сети

Previous post Next post
Up