Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники?
Наблюдая неприкрытый альянс власти и РПЦ, усиленное проникновение последних во все сферы светской жизни я, невольно, вновь обратился к церковным догматам, Признаюсь, еще с университетской скамьи (когда изучал историю мировых религий) я считал это занятие скучным и малопродуктивным и виной тому не столько обилие еврейских имен, запутанная топонимика , трудный для современного понимания слог , сколько ощущение утраты актуальности.
Перечитывая Ветхий и Новый заветы, а это основной Закон для христиан, я обнаружил массу несоответствий между реальной деятельностью современных иерархов и нормами поведения, заложенными священным писанием. Прежде всего, меня интересовали роль и место целой армии профессиональных священнослужителей (этих здоровых бездельников в рясах) - посредников между верующими и всевышним.
Во многом почитание святых и обращение к ним за помощью связано с неверным представлением людей об удаленности и неприступности Бога. Многие верующие ищут посредника ( заступника ), чтобы через него обратиться к Творцу с молитвой и быть более уверенными, что их просьбы донесены до Господа. Между тем Библия говорит, что Создатель рядом с каждым из нас. Более того, Он вникает во все наши дела:
«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих … Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (
Пс. 32:13,15).
«Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе… Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (
Пс. 138:3,5).
«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (
Деян. 17:27, см. также
1 Пар. 28:9,
Пс. 15:8,
Прит. 24:12).
Иисус говорит, что у людей даже «волосы на голове все сочтены» (
Мф. 10:30,
Лук. 12:7).
Библия нигде не упоминает о посредниках ( заступниках ), которые нужны для общения с Богом. Наоборот, все Священное Писание учит, чтобы верующие со своими молитвами обращались непосредственно к Творцу. Ни Ветхий Завет, ни Новый не описывают, как верующие приходили к священнику или служителю, чтобы через него пообщаться с Богом.
Ветхий Завет:
«И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас» (
Иер. 29:12).
«Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (
Пс. 61:9, см. также
Плач. Иер. 2:19,
Иер. 33:3,
Ис. 1:18,
Зах. 10:1,
Пс. 49:15).
Новый Завет:
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (
Филип. 4:6, см. также
Деян. 8:22).
В соответствии с учением Библии, для заступничества человеку не нужны никакие святые:
«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу»(
Иов 5:1,8).
«Заступись, поручись Сам за меня пред Собою! иначе кто поручится за меня?» (
Иов. 17:3).
«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (
Рим. 9:16).
Даже Ангелы не могут отвечать на молитвы людей и запрещают Себе поклоняться, направляя верующих только к Богу:
«Я, Иоанн … пал к ногам Ангела…, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (
Откр. 22:8,9, см. также
Откр. 19:10).
Библия говорит, что Ангелы лишь исполняют волю Творца:
«Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они сутьслужебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (
Евр. 1:13,14, см. также
Кол. 2:18,
Пс. 103:4,
Евр. 1:7).
Хотя самый малый Ангел больше любого человека на земле, в том числе великого пророка Иоанна Крестителя:
«Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его» (
Лук. 7:28).
То есть мы видим, что в целом Библия не учит обращаться к посредникам ( заступникам ). Даже Ангелы, которые превыше всех святых людей, направляют верующих напрямую к Богу.
Однако, Новый Завет от ветхозаветного Писания в этом вопросе все же имеет отличие. Евангелие внесло коррективы в ветхозаветные отношения между Богом и человеком. Ранее люди за совершенный грех в молитве раскаивались перед Богом (см.
Пс. 50:6), а затем приносили жертву. Грех посредством крови жертвенного животного через посредничество священников попадал в святилище, где через обряд очищения в День Искупления (Йом Киппур) «прощался» Богом. Жертва Сына Божьего изменила ситуацию. Теперь для прощения греха нам достаточно лишь искреннего раскаяния и воспоминания Голгофского креста, где за этот грех умер Иисус. Кровь Сына Божьего примирила и вновь соединила Творца и человека. Теперь у людей появился истинный посредник - Первосвященник великий, прошедший небеса (см.
Евр. 4:14), который, тоже быв человеком, может сострадать нам в немощах наших (см.
Евр. 4:15). Сегодня Иисус является для людей заместительной жертвой за грехи и одновременно Первосвященником, то есть Ходатаем и ЕдинымПосредником перед Богом Отцом. Об этом Библия говорит прямо и очень сложно данные стихи истолковать как-то по-иному:
«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (
1 Тим. 2:5).
«Через Него … имеем доступ к Отцу» (
Еф. 2:18, см. также
Еф. 3:12,
Ин. 14:6).
«Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (
Евр. 7:24,25).
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (
1 Ин. 2:1, см. также
Рим. 8:34,
Ис. 53:12).
Внимание! Даже являясь единым Первосвященником, Посредником и Ходатаем, Иисус учил молиться Богу Отцу напрямую, а не через Себя. Посмотрите, как выглядит это наставление:
«Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (
Лук. 11:1). Иисус ответил: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно …Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» (
Мф. 6:6,9). Далее идет знаменитый текст молитвы «Отче наш». При этом, в молитве Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам»(
Ин. 16:23). Посмотрите, Иисус Сам принимает участие в ответе на наши возвания и, несмотря на это, просит все же обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (
Ин. 14:13). Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках», если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, наказывал людям молиться не Ему, а непосредственно Отцу.
Итак, взывая сегодня к посредникам ( заступникам ), верующий поступает не так, как учит Священное Писание - в молитвах обращатьсянепосредственно к Богу Отцу, а Единым Посредником между человеком и Богом считать Иисуса Христа (см. выше
1 Тим. 2:5).
Таким образом, предлагая сегодня своих священников и святых в качестве посредников ( заступников ) для общения с Богом, церкви отчасти претендуют на роль Иисуса - Его священническое посредническое, ходатайственное служение в небесном храме (см. выше
Евр. 7:24,25, а также
Евр. 8:1,2,
Евр. 9:24). В своем самовозвышении некоторые церкви зашли так далеко, что уверены в делегировании им Богом права принимать участие даже в прощении грехов людей