Багдат Тумалаев - Экскурсия в "Кресты"

Oct 20, 2018 13:56


Очерк



Был обычный майский день.
Май по-Питерски - это тучи и серое небо.
Я стою возле маленькой двери в самую знаменитую тюрьму страны.
Шел мимо - и увидел, что тут можно зайти на экскурсию. Да, и такое бывает, как оказалось. Заплатил 50 рублей, выложил симпатичной надзирательнице в мини юбке на стол свой паспорт и мобильный телефон, прошел через рамку металлоискателя, - и вот я в неком предбаннике с белыми стенами. Со мной еще несколько питерских студентов, какие-то девчонки, всего нас человек десять, «сумасшедших».
Ну а как еще назвать людей, которые решили зайти на экскурсию в тюрьму, да еще и заплатили за это деньги. Придурками, конечно…
Надзирательница зашла в предбанник со связкой ключей, за ней - пять или шесть крепких милиционеров с дубинками. На поясах у них - стволы.
Один студентик пошутил: - «щас нас бить будут».
Я уже подумал, что что-то не то, нафиг вообще я сюда зашел. Но обратного хода нет - паспорт, деньги, телефон - все осталось в другом помещении, и его наша симпатичная надзирательница заботливо заперла. Теперь - только вперед, только в тюрьму!
«Дорогие друзья, - ласково заговорила наша экскурсовод - надзирательница - вы находитесь в одной из самых знаменитых тюрем России… - и началась такая типовая экскурсия. Сразу стало весело, кто-то стал в нашей группе шутить даже.
Дверь из предбанника раскрылась - и мы оказались в огромном тюремном дворе. Там не было ни души.
Наша гид смело зашагала далеко вперед, ее длинные каблуки звонко щелкали по мрачному пустынному двору. Наша группа опасливо не спеша двинулась за ней, а вокруг нас, цепочкой, опустив дубинки, спокойно шагали милиционеры - это была наша охрана.
Мы прошли в одно старое кирпичное здание, скорее всего - ремонтируемое, там нам показали несколько пустых камер, объяснили и наглядно продемонстрировали несколько избитых слов - параша, шконка, шмон и т. д.
Далее мы проследовали в «Музей» Крестов - несколько комнатушек с матовыми окнами, на окнах - стальные решетки.
Там поразил огромный - метра полтора высотой макет храма, с золотыми куполами, изготовленный из хлеба, и целая стена фотографий наколок и татуировок зеков. Кроме того, в музее было несколько витрин с изъятыми у заключенных предметами - чего только тут не было, всякие заточки, кастеты, дубинки и ножи, изготовленные из консервных банок, бутылок и т. д.
Правда, друзья читатели, спешу вас огорчить - на дворе был 2005 год, но в этот «музей», да и на этой экскурсии вообще - нельзя и нечем было фотографировать.
Наши карманы вывернули еще в предбаннике - и забрали не только паспорта и деньги, но и вообще все - ни телефонов, ни фотоаппаратов сюда брать было нельзя категорически.
Оставалось любоваться на всю эту красоту, созданную руками безвестных умельцев этого зловещего места - только собственными глазами.
Но это стоило того - лучше один раз увидеть.
Зашли мы еще и в тюремную церковь(маленькая комната со свечками и иконами), и еще в разные помещения - карцер, столовую, баню, и вроде как экскурсия уже подходила к концу, но был один минус во всем - собственно, мы так и не увидели пока ни одного «зэка».
Я вот подумал, может, и тюрьма это не работающая вообще, но тогда зачем за нами столько здоровенных милиционеров почти час идут.
И вот наша гид сказала - «вы уже устали наверное, мы сейчас направимся к выходу!»
Снова мы вошли в тюремный двор, но невозможно было понять - с какого конца - от хождения по тюремным лабиринтам мы полностью потеряли ориентацию на местности, и если бы не прыткая гид - давно бы заблудились и метались по этим казематам, как очумелые.
Я все равно испытывал некоторое разочарование - все увиденное казалось эрзацем - ведь не было самого главного... Но вот вдали раздались глухие шаги - в недавно осмотренную нами столовую направлялся отряд заключенных.
Охрана наша напряглась - и зашипела на нас: «всем молчать, с заключенными не разговаривать, отойдите к стене, все отошли к стене».
Мы просто опешили от их внезапной грубости - но тут с нами поравнялась колонна, и все замерли…
Люди в нелепых робах и телогрейках, по трое, окруженные конвоирами - точными копиями наших конвоиров, без слов и эмоций, как в старом немом кино, медленно прошли мимо нас - мимо тоже сказать было слишком громко - наш конвой весь стал прямо таки стеной - разделяя нас и эту колонну, и мы поневоле вынуждены были подниматься на носки - чтоб из-за высоких плеч нашей охраны увидеть их. А они шли мимо - серым потоком - и быстро исчезали в огромном дворе.
Никогда не забыть мне их взгляды - таких одинаковых - обритых - дурацки одетых людей непонятного возраста. Этот взгляд человека - такого же как я - как описать его?
С одной стороны - серая безликая масса, подгоняемая конвоирами, а с другой - горстка бездельников, модно одетых молодых ребят и девчонок, непонятно зачем пришедших в это мрачное место - ради прикола.
Что было в глазах этих заключенных - зависть к нам? Презрение? Ненависть?
Я бы так хотел спросить их - поговорить, но это было невозможно - и смотрели то мы друг на друга всего мгновение - и колонна ушла в столовую, а мы - члены экскурсии - каким-то чудесным образом оказались на набережной Невы, держащие в руках свои паспорта и телефоны.
Не знаю, как это произошло - может, просто впечатление от шагающих рядом с нами заключенных было так сильно, что стерло из памяти все остальное.
И спустя годы я часто вижу перед собой взгляды тех заключенных , и думаю, что было в них - и становится как-то печально, и очень жалко их, несчастных.

2018

тюрьма, Санкт-Петербург, литература, очерк

Previous post Next post
Up