Cтатья о дагестанском хирурге

Sep 09, 2011 18:40

Операция - "не страшно"!

Дагестанский хирург об издержках ментальности и медицине в республике

Совсем недавно, 29 июля, в селении Салта, Гунибского района, в честь 200-летия знаменитого российского хирурга Николая Пирогова состоялось торжественное открытие мемориального обелиска врачам и медсестрам.

В 19 веке дагестанская хирургия была делом одаренных самоучек, оперировавших в домашних условиях. Пирогов, как известно, подготовил несколько учеников из числа дагестанцев, одному из них даже подарил свои инструменты. А как сегодня обстоят дела в хирургии республики? Об этом «НВ» рассказал один из видных хирургов Дагестана Ширвани МАМЕДБЕКОВ.

О пути в профессию

- Пришел я в хирургию не случайно. Мой отец потерял на фронте руку. С детства видя его физический недостаток, решил, что, когда вырасту, буду помогать людям именно на стезе медицины. Первую операцию я сделал на 3-м курсе Мединститута - это была легкая операция, сейчас трудно вспомнить детали. Замечу, что сейчас, по прошествии 40 лет работы в хирургии, трудно вспомнить все проведенные операции.

Статистику их я не веду - зачем? Операции ведь разные бывают: некоторые так, мелочь - сделал и забыл, а другие настолько сложные, такие были затрачены неимоверные усилия и нервы, что и вспоминать не хочется - только себя лишний раз загружать эмоциями… Главное ведь - чтобы результат был положительный!

Вот случай был необычный - очень запомнился. Лет 10-15 назад привезли молодого парня со сквозным огнестрельным ранением груди. Осматривая его, обнаружил, что кровь идет прямо из сердца. Я зашил кровоточащую стенку сердца, а потом заметил, что кровь течет и со спины пациента - из задней стенки сердца. Как оказалось, пуля пробила сердце насквозь, но при этом не остановила его работу, пройдя, так сказать, просто через мышечную ткань сердца. Конечно, такое случается не часто. Большинство людей умирает даже при небольшом касательном ранении сердца - возникает тампонада сердца, заполнение его кровью, что почти сразу ведет к его остановке и смерти раненого.

Безусловно, хирург не должен удивляться, терять самообладание и тем более пугаться чего-то - во время операции главное в нашей профессии - хорошие руки, глаза и уши ну и, конечно, хладнокровие. Анатомия у всех людей примерно одинаковая, органы просто могут быть расположены чуть левее или правее - это не существенный нюанс. Когда ты начинаешь операцию, ты ведь не просто должен «резать», а излечить человека, об этом нельзя забывать ни на секунду.

Бывает, операция прошла не совсем удачно. Я сам об этом говорю и пациенту, и его родственникам. Объясняю без утайки, в чем причина, что нужно исправить и как, продолжить ли комбинированное лечение или готовиться к еще одной операции. Хоть это и трудно, но нужно говорить правду!

О хирургии без прикрас

- Могу со всей ответственностью сказать: хирургия Дагестана за 25 лет, что я работаю в республике, выросла, и выросла ощутимо. В Махачкале много хирургических отделений, также работает уже много лет центр Аскерханова.

Хирургов высшей категории у нас в республике десятки, много не просто хирургов, но и хирургов-ученых, докторов наук и профессоров, непосредственно регулярно оперирующих.

Наш же Центр грудной хирургии (открыт в здании бывшей туберкулезной больницы в пос. Тарки, в свое время закрытой из-за протестов местного населения) открыт 4 августа 2009 года. Тут проводятся плановые, неэкстренные, операции на внутренние органы, в основном оперируются онкобольные.

К сожалению, заболеваемость раком в Дагестане растет, но такая же картина наблюдается и в других регионах России. Влияют на это почти всегда плохая экология, стрессы, некачественные продукты питания и так далее. Смертность в республике от рака за прошлый год сравнительно средняя - 58,6 случая на 100 больных - есть регионы с более высоким показателем смертности. Ввиду сложности операций (каждая занимает до шести часов и более), ежемесячно мы проводим их не более 40-50. Замечу, очень много времени требуется на выхаживание пациентов после таких операций. Сам же центр рассчитан на размещение 60 больных. У нас сейчас работает семь хирургов. Зарплату (чуть более 10 тысяч рублей), конечно, лучше не комментировать. Хотя тем не менее в профессию идут молодые, конечно, их уровень подготовки оставляет желать лучшего, но говорить, что у нас нет смены поколений, нельзя.

Наш центр не испытывает недостатка в кадрах, но у нас пока слабая материально-техническая база, центр молодой, и не хватает современного оборудования. Замечу, ближайший хирургический центр, аналогичный нашему, расположен в Краснодаре.

Хочу сказать пару теплых слов о директоре нашего центра Алиеве Саиде Алиевиче, он 25 лет проработал в Санкт-Петербурге, талантливый хирург, профессор. Он и был инициатором создания данного центра в Дагестане.

Не надо бояться

- Вот сегодня перед вами я принял бывшего пациента Н., который оперировался у нас, но потом не продолжил предписанное ему амбулаторное лечение. Когда стало плохо, пришел к нам. Такое невнимание по отношению к своему здоровью непростительно.

Другая пришедшая на прием пациентка в свои 72 года очень боялась операции. Сейчас, уже после успешно перенесенной операции на пищеводе, пришла на прием, и никаких проблем с пищеводом, только психологические проблемы. Вероятно, сказался дооперационный стресс. Хотя могу уверить, человеческий организм крепок и может выдержать и 10, и 12, и более хирургических операций.

Если операция принесет исцеление, нельзя тянуть, нельзя надолго ее откладывать, ее нельзя бояться. Также могу сказать, что те дагестанцы, кто едут оперироваться в Ростов или Москву, зачастую делают это поспешно, не выяснив, проводятся ли такие операции в республике. Хочу сказать, наши хирурги сегодня имеют опыт самых сложных операций, и, прежде чем выезжать на лечение в другие регионы, советую дагестанцам проконсультироваться со специалистами у себя на родине, чтобы сэкономить свои деньги, нервы и так далее. К тому же отношение у нас к своим больным и отношение к приезжим больным в российских клиниках разительно отличаются, и не в пользу последних зачастую.

Багдат ТУМАЛАЕВ

«НВ»-ДОСЬЕ. Ширвани МАМЕДБЕКОВ, заведующий отделением грудной хирургии ГУ НПО «Дагестанский центр грудной хирургии» Минздрава Дагестана, заслуженный врач Дагестана, торакальный хирург высшей категории. Родился в 1952 году в сел. Кули, Кулинского района. После окончания Дагестанского мединститута в 1975 году был направлен по распределению в город Великий Новгород, но по семейным обстоятельствам вернулся в 1986 году на родину. До 2006 года 20 лет работал в торакальном отделении Республиканской клинической больницы, с 2006 по 2009 - в хирургическом отделении железнодорожной больницы, с августа 2009 - завотделением нового республиканского Центра грудной хирургии. Женат, имеет пятерых детей. Можно сказать, Ширвани Мамедбеков - основатель врачебной династии. Одна из дочерей Ширвани Юсуповича - гинеколог, кандидат медицинских наук, работает в Москве.

Текст статьи доступен также на сайте газеты "Настоящее время" - gazeta-nv.ru/content/view/6695/109/

НВ-Здоровье, Дагестан

Previous post Next post
Up