<...> Количество упоминаний трудящихся в основном законе Италии - 11 раз - лишь на единицу уступает Конституции СССР 1977 года (12 раз) и на единицу превосходит действующую Конституцию Китая (10 раз). Ну а действующая Конституция РФ? Как там с трудящимися? Для нее такой категории населения не существует. Отмена культа труда - одно из главных отличий гражданской религии современной России от гражданской религии Советского Союза. Поэтому в первомайском празднике Весны и Труда весна «языческая» затмила «христианский» труд.
В столь активном отторжении обществом значимости труда сыграло роль ветхозаветное проклятие: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт 3:17). Трудящиеся «первородного», то бишь рабоче-крестьянского происхождения, выводили себя из ранее «угнетенных», что автоматически превозносило эксплуатируемых, придавало их титаническим страданиям ореол святости.
Это тиражировалось через все виды искусств Страны Советов. И хотя «социалистический труд» сулил радость, по факту часто оборачивался мученичеством, хорошо, если добровольным. Вот почему граждане РФ, когда стало возможным не считать «мерилом работы… усталость» (Илья Кормильцев), переключились с процесса на цель, поклоняясь достигнутому успеху, а не затраченному труду.
Другим утраченным культом оказался Прогресс, на который опиралась «эсхатологическая надежда» советских людей. Так в гражданской религии принято называть представление о конечных судьбах нации и мира в целом. Сейчас это именуется образом будущего, и все согласны с тем, что он у современной России не задался. А могло ли быть по-другому, если российские квазиидеологи (идеология запрещена Конституцией) все лучшее приписали прошлому? Склеив атрибуты проигравшей империи (двуглавый орел, думу и губернаторов, «высокопреосвященства» и «высокопреподобия»…), ее «возродители» так всё плотно утрамбовали, что не оставили места для нового.
В отличие от неороссийского скородела марксистско-ленинская идеология построила эсхатологию многих уровней, где пройденные этапы мотивировали граждан для достижения следующих. Жизнь Союза исчислялась трудовыми периодами, пятилетками, каждая из которых решала уникальную задачу: индустриализацию, коллективизацию, качество, восстановление народного хозяйства… Порядковый год внутри пятилетки маркировал стадию ее выполнения. По завершении подводился итог, и даже если он не полностью удовлетворял первоначальному плану, внимание общества концентрировалось на его зримых результатах.
Великое отражалось в малом. Пять лет соответствовали дням рабочей недели - советской матрице «творения мира». Такая структурированность времени одухотворяла жизнь граждан гораздо полнее, чем это происходит сегодня в традиционных религиях, чей сакральный календарь прикован к светскому календарю, индифферентному к высшим смыслам. Граждане Страны Советов существовали внутри длительных, но ясно очерченных периодов своей «священной истории», напоминавших о себе в каждом прожитом дне. <...>
ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ В НГ-РЕЛИГИЯХ