...у Чёрного моря...

May 05, 2012 17:36

"Здравствуйте, меня зовут Александр. Я ваш скучный гид".

Знаете, мне очень сложно рассказывать про свои впечатления от поездки. Те, с кем я уже делилась, наверняка поняли, что от меня сложно добиться чего-то, кроме слов "замечательно, великолепно, потрясающе, красиво, дружелюбно" и прочих подобных эпитетов. Я боюсь сухим рассказом убить этот живой город, но я попробую просто заметочки набросать, а не делать связный рассказ - может, такие наброски будут более показательны. Под кат засуну всё, что получится, вместе с иллюстрациями. Фотографий будет сильно больше, чем текста, скорее всего, так что, как говорится, осторожно - трафик (да, и почти во все картинки можно тыкать, чтобы рассмотреть получше).

На прошлых длинных выходных ездили к маме, и напоследок уже я решила "по-быстрому" показать ей фотографии и рассказать о поездке. Каково было моё удивление, когда через полтора часа я поняла, что по-быстрому ну никак не получилось.

Мы 1-го числа вернулись из Одессы, куда попали точно не без участия высших сил. Кто бы мог подумать, что за пару дней до вылета не найдётся  даже каких-нибудь двух завалящих билетиков в Турцию, чтобы мы могли купить тур и валяться целую неделю у бассейна, ровным счётом ничего не делая, прерываясь лишь на многоразовое питание. Нет, на 25-е число все туры оказались уже раскуплены, а на 26-е ушли буквально из-под носа, уже в офисе Интуриста. Сначала мы дико расстроились, поняв, что можем вместо запланированного отпуска вообще никуда не улететь, после чего нам стали предлагать Сочи, Ялту и что-то там ещё. В итоге моё сознание зацепилось за Крым, который Украина, а в Украине я очень давно хотела побывать в Киеве и в Одессе. На следующий день, купив билеты на поезд Москва-Одесса и обратно на 25 и 30 число (огромные надежды возлагала на сайт РЖД, но фиг там, покупка онлайн была недоступна), съездила и заполучила бронь в гостинице "Юность". Да, прям отсылка в СССР, зато с завтраком, в хорошем районе и относительно недорого. Кстати, через Интурист получилось дешевле, чем если бы просто сами бронировали, стоит иметь это в виду на будущее.

Дорога была совершенно обычной, ну вы помните, я люблю поезда, и хотя сутки - это долговато, конечно, но зато отоспались, и это уже было началом отдыха. До конца с нами ехали две дамы, удивительно похожие друг на друга фигурами, типом лица, цветом волос. Причём одну из них мы встретили потом сначала в близлежащем супермаркете, потом на вокзале в день отъезда, а потом обнаружили, что она едет в одном с нами вагоне обратного поезда. Мир тесен :)
Температура по прибытии - около 20 градусов с ветерком.
Гостиница оказалась и правда в очень выгодном месте - до моря пешком недалеко, до центра на трамвайчике, рядом очень удачно оказался ресторан "Дача", который я записала для себя по рекомендациям и который стал нашим любимым. Единственный недостаток был в слабом напоре горячей воды в номере и слабом напоре wi-fi на нашем 9-м этаже. А, ещё до ночи слышны трамваи и машины, но мы так угуливались, что нам это совершенно не мешало. Завтрак - шведский стол, довольно разнообразный и весьма приличный, вполне себя оправдал.
Виды с балкона (снятые на непонятно какой режим, так что "всё стало вокруг голубым и зелёным"):

Ну, добравшись до гостиницы, первым делом мы обустроились, после чего сразу пошли искать еду. Что с нас взять? Немного поплутав по территории санатория (которая сейчас почти вся раздроблена между разными организациями), нашли искомое место, там и остановились. Наша любимая "Дача" в первое посещение (будни, день, народу практически никого не было):

Я, конечно, приняла свою любимую позу - в кресло с ногами залезла - и сижу такая вся довольная в предвкушении, попивая вкуснейший компот:

Ну и набрали, конечно, всякого. Куриный суп с лапшой и потрошками, солянка, голубцы с мизинчик, картошка с лисичками. Вкуснотааа! Даже на десерт нас не хватило, объелись.

Потом наши тени потянулись в сторону моря.

Спутились по длиииинной лестнице, впоследствии узнав, что её опасно не раскачивать.

После чего довольная я нашла цветущие кусты и залезла в них фотографироваться:

Прогулялись по пляжу:

Сложности пунктуации.

А потом пошли вдоль моря по дороге, удивляясь, сколько же людей вечером обычного рабочего дня приобщаются к спорту: там были и велосипедисты, и скейтбордисты, и люди на роликах, и просто бегуны. Народу - очень много. А потом узнали, что в народе эта дорога называется Трасса Здоровья. Вон оно как! Надо заметить, что трасса весьма холмистая, так что это не просто так вам прокатиться по ровному шоссе.

Прямо на берегу встречались мини-пикнички и влюблённые пары. Место очень настраивает на романтичный лад :)

На первый день нагулявшись, вернулись в "Дачу" за десертом.

Ну вот, фотографию не сделала, а я ела какие-то совершенно вкуснейшие налистники с творогом. А Шурик - большой шоколадный торт. Видимо, мне было так вкусно, что я даже не смогла оторваться, чтобы это запечатлеть. Зато есть фото вечернего ложечного дерева (а справа там бутылочное):

На следующий день мы случайно доехали до конечной не в ту сторону (ну, там всего несколько остановок было). Это у моря, и там прямо у трамвайных путей, вдоль дороги со всякими магазинчиками и развлекушками, ведущей к пляжу, вот такая красочная стена. Мне красиво:

Потом мы сели в обратный трамвайчик и поехали в сторону центра. Кондуктор - колоритная такая, мощная женщина - спросила "Вы ж вроде у меня туда ехали?", после мне ничего не оставалось, как признаться в том, что ошибочка вышла. "Ну так не надо ж тогда было покупать талончик-то!" Вот так. Между тем, проезд там стоит 1,5 гривны, то есть чуть меньше 6 рублей, то есть в 4 раза дешевле нашего...
Мы пошли куда-то в центр, не особо стремясь к конкретному месту. Просто гуляли, глазея по сторонам. Много красивых домов, но, чтобы ими не утомлять, покажу забавное.

А вот хороший плакат, под содержанием которого я подписываюсь, хоть тут опять сложности со знаками препинания:

Дошли до Соборной площади. Там собираются доминошники (много!), продаются сувениры и всякая всячина, предлагаются поездки на пони и детских автомобильчиках. Мне понравились картинки, а Шурик не смог пройти мимо лотка со сладостями. Выбирал вдумчиво.

С Соборной площади началась наша аудио экскурсия по центру Одессы, которую любезно предоставила в мой айфон программа GPS Guide "Вокруг света". Очень удобно, можно в любой момент остановиться, можно идти по маршруту, можно просматривать и прослушивать инфу по отдельным объектам рассказа. Помимо основного маршрута есть точки, которые в него не входят, но про которые тоже можно что-то узнать, если они интересны. Общая длительность звучания всего-то 1 час 20 минут, но у нас прогулка заняла вторую половину одного дня и ещё немножко второго. Потому что нам везде хотелось не спешить, полюбоваться зданиями, двориками, улочками, памятниками. В конце концов, купить вон той водички, молочный коктейль, мороженое - потому что температура воздуха прогрелась до 25-27 градусов!
Немного из этой прогулки:
Красивейшее здание пассажа на Преображенской улице (внутри там разные магазины, а с другой стороны улицы гостиница "Пассаж")

и задний дворик этого здания, там вывески о мастерских были

Горсад. Раскалённый на солнце (проверено попой) 12-й стул Ильфа и Петрова:

С памятниками людям, особенно вот такими, которые предполагают участие, я вообще-то стесняюсь фотографироваться. Но тут решилась присесть к Леониду Утёсову на скамеечку (тоже раскалённую, ага). Поэтому у меня немного странное лицо. Оно говорит, что мне снизу горячо, а самой стеснительно. Зато там ещё лев красивый в кадр вошёл, с человеческими дитёнышами.

Здание гостиницы "Большая Московская" 1910 г. постройки (сейчас как раз заканчивается какая-то глобальная реконструкция):

После маршрут шёл в сторону улицы Гоголя. Очень тихая и красивая улочка! Покажу дом, где Николай Васильевич жил в свой второй приезд в Одессу (вроде бы он там дописывал "Мёртвые души"). Потом на экскурсии по криминальной Одессе мы узнали, что, оказывается, помимо примечательного факта проживания великого писателя, это здание (а точнее, его цокольно-подвальный этаж - на фото видны такие маленькие окошки), служило в качестве накопителя для девушек-будущих рабынь (их поставляли в Турцию, Египет и почему-то в Бразилию). Что характерно, методы нечистоплотных дельцов были как раз такими, которыми пользовались впоследствии и в современное время: привлекательным девушкам рассказывали про возможности работы за границей, предлагая на выбор несколько вариантов и расписывая красочные перспективы. Забирали паспорта, а по ночам переправляли в порт на корабль.

Это съёмка, на которую мы наткнулись и тоже сделали несколько кадров (прежде чем нажать на кнопочку, спросили разрешения у участников, да):

Просто я на каком-то симпатичном декоративном мостике:

Прошли по Тёщиному мосту, который самый длинный в Одессе и ещё и качается, блин! (поэтому говорят, что он как тёщин язык, длинный и вертлявый, отсюда и название) - не так уж сильно, но ощутимо. Он широкий и вполне цивильный на вид. Но вот это шатание на той высоте, на какой он находится, вообще никаким образом не прикольно, честно вам говорю. Вот, смотрите, мы были выше этих домов:

А потом около ротонды встретили какую-то собачью компанию, которая собиралась идти гулять совместно. И они резвились очень активно, мы даже как-то, при всей нашей большой любви к собакам, решили отойти в стороночку - чисто чтоб не пришибли в порыве игры :)

Мне показалось, что в Одессе очень как-то просто относятся ко всяким скульптурам-памятникам. Постоянно видели детей, лазающих по фигурам; вон, смотрите, какой симпатичный паренёк залез ко льву у Воронцовского дворца и даже чего-то там кривлялся-изображал:

А это вид с Потёмкинской лестницы - мы совершенно случайно так попали, что это был первый день вот такой неожиданной инсталляции авторства молодого французского художника. Жители недоумённо рассматривали нарисованных на холщовой ткани бегущих людей, а на следующий день мы увидели в новостях репортаж об этом событии. Это персонажи из фильма "Броненосец Потёмкин", и сцена бегущей по лестнице толпы как раз снималась на этом месте. Вживую впечатляет.
Между тем сам автор даже не пришёл на презентацию своего подарка одесситам, вот такой скромный товарищ.

Потом пошли по Приморскому бульвару, конечно, сначала увидев памятник герцогу Дюку де Ришелье (тот самый, на который, как известно, не стоит смотреть со второго люка).

Памятник нашему всему около оперного театра, на Николаевской улице, вообще был сделан на пожертвования жителей города, в том числе большое участие принял тогдашний городской голова Маразли. Изначально это должен был быть монумент в полный рост, но в итоге денег хватило только на бюст.

На этом силы наши совсем закончились, мы пошли в кафе выпить чаю, а потом двинулись в сторону гостиницы.

Утром следующего дня взяли напрокат на пару часов велосипеды, и покатались немножко по окрестностям, в том числе по дендропарку Победа. Приятное место, но ничего особенного, небольшой по нашим меркам. Конечно, я не удержалась и залезла с помощью Шурика на дерево (не ругаться, невысоко!):

Съездили к морю, посидели немного у ограды, обозревая окрестности. Вроде это был уже выходной, народу значительно прибавилось, к тому же солнце пекло нешуточно, и довольно много людей были на пляже и даже купались. А в тенёчке прогуливалось много пожилых жителей города.

Привычно уже пообедав в "Даче", доехали на трамвайчике до вокзала и снова двинулись в сторону нашего неоконченного маршрута. Специально шли другими улицами, чтобы посмотреть побольше разных мест.
Заглядывали в дворики...

Увидели Лёлика на солнечной стороне улицы:

Продолжение маршрута: Одесский оперный театр, очень красивое здание. Говорят, внутри тоже что-то необыкновенное, но у нас эта поездка получилась совершенно уличной, так что покажу только снаружи.

Хитрые деревья (про них в аудиоэкскурсии был даже свой раздел), не помню, как называются, и религиозная процессия с танцами и песнопениями:

Ещё какое-то время занял проход по маршруту, но не очень долго - оказалось, что мы героически осилили три четверти прошлым днём - неудивительно, что так устали. Самой запоминающейся стала Пушкинская улица, на которой растут величественные платаны и где построено какое-то дикое количество красивейших зданий, в том числе гостиница "Бристоль" и филармония (здание бывшей биржи).
"Бристоль" (видите призывно красивую скульптуру девушки на балконе? Она у меня почему-то - чёткая ассоциация с тем, что долгое время в этом отеле работали многочисленные ночные бабочки):

Филармония:

Ну, потом пошли ещё просто погуляли и поехали за вечерним чаепитием всё туда же. На сей раз я ела вареники с вишней, а Шурик выбрал торт "Наполеон". Кстати, ещё там всегда подают к чаю розеточки с вареньем, одним из 5-ти, кажется, видов, и пшеничные сухарики.

На следующий день после обеда у нас была запланирована экскурсия "Криминальная Одесса", до обеда же мы решили съездить на Христианское кладбище, а заодно зайти в близлежащий Артиллерийский парк. Это было совершенной импровизацией - просто посмотрели относительно недалёкий район на карте и решили, что это было бы интересно. Даже не стали заглядывать в сеть, чтобы почитать про те места. Совершенно не ожидали, чем это всё обернётся и каких воспоминаний добавит в нашу копилку.
По дороге подошли к нескольким орудиям, которые расположены на площади 10 апреля. Конечно, Шурик полюбопытничал, порассматривал, дал мне несколько комментариев насчёт назначения этих штук, а я запечатлела, как он там чего-то отламывал :P

Ещё по дороге увидели вывеску офиса (отделения?) МММ. Хммм....

Шли по какому-то обычному району, как я понимаю. Не так красиво насчёт зданий, как в центре, но очень зелено. Дворик:

Бювет с питьевой водой. Потом мы видели ещё несколько таких. Я даже в бутылочку набрала, как раз в дороге пригодилось.

Еле дотопали по жарище до места, значащегося как Артиллерийский парк. На фото выглядит на удивление прилично, но вообще было впечатление не так давно посаженного (советского, пожалуй) какого-то непонятного парка - деревья куцые, низенькие, какие-то непонятные кустики и почти полное отсутствие людей.

Видели 2-х человек, кажется. А мы планировали дойти и отдохнуть в этом парке, я даже мечтала о каком-нибудь мороженом на скамеечке в тени густой листвы. Так что наши надежды были жестоко попраны. Я лишь, простите за подробности, сбегала в эти самые непонятные кустики, боясь, что если так дальше дело пойдёт, то что же мы увидим на кладбище?
На кладбище, впрочем, всё оказалось вполне пристойно (единственное, очень оно насыщенное, тесноватое, видимо, потому что действующее), походили, посмотрели, почитали. Перед выходом пришлось присесть в тени церкви на территории, потому что, хотя и ходили мы почти только по тени, температура заползла куда-то совсем уж высоко, а я стала хуже переносить жару. Даже пальцы на руках слегка опухли :(

Ну а потом поехали на Соборную площадь, потому что там начиналась наша экскурсия. За пару дней до того я выбрала фирму, которая мне понравилась по сайту и по названию - "Тудой-Сюдой" - решив, что там-то уж должно быть что-то хотя бы не совсем банальное. Рекламирую с удовольствием :) Соберёмся ещё в Одессу - точно поедем на их экскурсии. Нам очень понравилось, наш "скучный гид" оказался замечательным экскурсоводом, историком, так что ещё и рассказывал, как он проверял те или иные факты в архивах, как у него консультировались авторы фильмов, снимавшихся в Одессе (или про Одессу). Где был не уверен в достоверности, там делал сноску, мол, "делить на 48" или что это только говорят, есть байки. Конечно, это было неизбежно - ведь, сами понимаете, это сейчас у нас век Интернета, информация доступна и очень быстро распространяется. Тогда же многие события так и остались только в памяти современников, передаваясь с большими искажениями. К тому же, когда дела касаются представителей криминального мира, легенд и баек становится во много крат больше, а проверить правдивость рассказов практически невозможно. Так про одну Софью Блювштейн (Золотую Ручку) ходит столько историй, слухов и домыслов, что хватит на десятерых. А их и было потом, помимо оригинальной, несколько десятков. Чуть ли не в 1960-х последнюю поймали. Тут я не покажу фотографий, потому что экскурсия на 90% автобусная, но рассказано было много всего. И про Джеймса Бонда, прототипом которого послужил весьма предприимчивый племянник аптекаря Пастера, и про Мойшу Винницкого (Мишку Япончика), и про честного таможенника, и про взяточников, и про революционеров, анархистов, контрабандистов, полицию, КГБ и прочие службы. Котовский, Давид Гоцман, еврейские погромы, чумная горка, тюрьмы и притоны - всё было тут, и всего было много. А ещё я узнала, что же такое биндюга, и что знаменитая фраза "Грузите апельсины бочками" относится как раз к самому началу Одессы, к болезни императора Павла.
Так вооот, нас повезли на улицу, где у них "с одной стороны сидят, а с другой лежат". То есть там два кладбища, тюрьма (которая вроде как копия питерских "Крестов") и зоны. Что бы вы думали? Мы с великим удивлением узнаём дорогу, которую мы переходили от Артиллерийского парка к Христианскому кладбищу. Чуть далее по другой стороны от кладбища посмотрели старую Тюрьму, где в своё время содержались и Котовский, и Троцкий, и много кто ещё. У стенки кладбища большевики порешали неугодных - была расстрельная стена. А территория того самого парка... это часть бывшего еврейского кладбища, которое было разрушено и от него остались одни ворота. То есть вот как вам сказать - стало не только не по себе, что мы в такие весёлые места попёрлись, два московских дурика, а ещё и неудобно за свой поход в кустики на территории места упокоения представителей еврейского народа. Вот так сходи погуляй.
Ворота еврейского кладбища:

Вот ещё ближе к концу экскурсии заехали в парк им. Шевченко, это крепость (ну не крепость, не знаю, как назвать), откуда в присутствии толпы зевак отправляли с материка в ссылку Соньку Золотую Ручку (до этого её тоже ссылали, но она вечно сбегала, поэтому уже решили прямиком на Сахалин). По легенде она умудрилась на этом мероприятии снять с тогдашнего мэра часы при всём честном народе, после чего, конечно, всех зрителей разогнали. А, когда её в этой башенке стали обыскивать, ничего найти не смогли. Потом она рассказала градоначальнику, что просто опустила часы в карман пришедшей её обыскивать девки, а когда та уходила, аккуратненько вытащила их обратно. Но кто знает, возможно, это тоже только легенда :)

Вечером мы ещё погуляли, т.к. это был последний целиком свободный день перед отъездом.
Опять увидели рекламу МММ:

В тот день на улицах было много народу, в том числе юношей и девушек - похоже, последние звонки праздновались. Вечером из номера даже салют видели.
Ну и 30-го числа нам оставался неполный день, после завтрака мы собирали вещи и выписывались из гостиницы. Видимо, в Украине уже тоже начались майские праздники - случился большой заезд, и в столовой все столики были плотно укомплектованы, а повара ещё не успели перестроиться окончательно, и нам не хватило выпечки к чаю. Поэтому после выезда мы потопали за десертом-полдником, конечно, опять в "Дачу", и значит, вам не удастся избежать итоговой порции картинок оттуда:

Я поедаю огромную штуку под названием вертута (очень вкусно, но я еле осилила):

Если на столике стоит раскрытая книга и на ней мелом что-то написано - это бронь.

Пью чай, а сама кошу взглядом в сторону нашей официантки, чтобы попросить её долить в чайник кипятка.

Официантка подоспела (смотрите, кстати, какая у них там форма приятная!), и я попросила долить чайник. Потом до меня дошло, что девушке пришлось сдерживать улыбку - потому что у меня другая часть лица была чуть не вся в сахарной пудре от этой вертуты, о чём мне сказал Шурик, когда я к нему повернулась.

Всё съели, всё выпили, расплатились и пошли на выход. По дороге я залезла в гамак, но фото оттуда не покажу, потому что я там на 9-м месяце как-то странно выгляжу. Зато вот ещё на кровать, заботливо застеленную к маёвке, забралась, она оказалась совершенно аутентичной, с сеткой, провисающей глубоко вниз.

Потом мы доехали до вокзала, оставили рюкзаки в камере хранения и прогулялись ещё до парка Дюка рядом с автовокзалом. Проходили мимо какого-то рынка типа вещевого-строительного:

До парка дошли, отдохнули минут 10 на лавочке в тени, потом нас стали задымлять шашлыком, а нам уже было пора двигаться в сторону вокзала, и мы ушли.

В принципе, больше ничего примечательного не было - купили каких-то мелочей-сувениров; зашли в мясной магазин на М.Арнаутской, где хотели купить домашней колбасы, но, видимо, уже всё разобрали, а сырое мясо нам было ни к чему; поели в посоветованной пиццерии (кстати, единственный раз, когда мы там воспользовались в каком-то роде быстрым питанием) и покинули чудный город.

Кстати, уже почти пост-скриптум, но может быть полезно: я покупала билеты обратно в тот же день, что и туда, но через один из автоматов с электронной системой, установленных в здании Ленинградского вокзала. Места, соответственно, выбирала сама, специально взяла вагон ближе к концу состава и купе почти в конце вагона. До этого купе была куча свободных. Не надеялась на удачу мероприятия, но нам повезло, и ехали мы в негордом одиночестве, никто нам не мешал ни днём, ни ночью. Так что рекомендую пробовать использовать такую возможность, если едете в купейных вагонах.

Что сказать в завершение? Не знаю. Возможно, стоит просто признаться в любви к этому прекрасному городу у моря :) Я рада, что поездка в Одессу случилась именно тогда, когда она случилась. Возможно, в другое время не было бы такого волшебного эффекта - на 5-й день пребывания мне казалось, что мы тут уже давно-давно, на работе я не была примерно полгода, а жизнь всегда будет такой спокойной, красивой и настоящей.

из жизни, города, жизнь, поезда, приятные моменты жизни, спасибо, настроение, отпуск, путешествия, жизненное, еда