Мы в нашем современном языке слово «профанация» в основном используем и понимаем в достаточно ограниченном смысле. Настолько, что изданный в 2008 словарь уже только этот ограниченный смысл и фиксирует**:
«Профанация, (книжн.). Искажение чего-н. невежественным, оскорбительным отношением, опошление.
* От франц. profanation, восх. к лат. profanatio 'осквернённая святыня'»
То есть мы в повседневном обиходе перестали использовать первое и главное, «латинское» значение, которое имелось раньше и у нас, и которое по-прежнему сохраняется в исходном французском варианте (второе значение совпадает с нашим). Вот его новейшее (2009 г), тоже словарное определение** (перевод мой):
« Profaner (лат. profanare). 1. Проявить неуважение, презрение (к ч.-л. святому, к культовому месту) за счёт поругания его святости. »
Почему же мы забыли это значение? Или исчезло из нашего быта само это явление - «неуважение, презрение за счёт поругания святости»? Как, скажем, сейчас уходит из оборота слово «курильня», потому что мы уже давно не курим опиум в специально для этого отведённых помещениях?
Профанация по определению деструктивна, но она тем не менее всегда существовала и существует в двух основных формах, из которых только одну можно условно назвать «деструктивно-враждебной», а вторую - несколько парадоксально - нужно всё-таки именовать, скажем, «деструктивно-созидательной».
В чём разница?
В 407 г.н.э. в Риме был издан указ (который, кстати, зазвучит очень знакомо для русского уха) по поводу языческих мест поклонения (перевод с англ.языка мой):
«Если и поныне где стоят образа в храмах и святынях... то свергнуть их с постаментов... Храмы в городах и посёлках приспособить под общественные нужды. Алтари повсюду уничтожить.»
В этом указе нет созидательного начала, нет заботы о тех, чьи храми и алтари предписано уничтожать или «приспосабливать под общественные нужды».
Точно так же, когда епископ Феофил Александрийский, выполняя указ императора Феодосия I (391 г.), сначала во главе толпы захватил языческий (греческий) Серапеум и его библиотеку, а затем силами призванных солдат и монахов сравнял величественный храм с землёй - он, как и император, не проявил никакой заботы о благосостоянии своих сограждан-язычников.
Или когда на рубеже V в. св.Августин проповедовал у себя в Карфагене (перевод с франц.языка мой): «Господь желает, Господь повелевает, Господь провозглашает - да будут изничтожены все предрассудки языческие и дикарские!» - он не приглашал учитывать, что стоит слегка переусердствовать, и последствия для благосостояния самих «язычников» и «дикарей» могут оказаться самыми печальными.
Все три перечисленных эпизода обычно приводятся, как классические примеры профанации. И хорошо видно, что во всех трёх случаях её цель заключалась толко в том, чтобы уничтожить символы веры или верований, приговорённых властью к «высшей мере наказания». То есть ставилась задача именно победить через уничтожение, а к такому безжалостному результату может стремиться только очевидно злонамеренная по отношению к жертве сторона. Потому я и назвал профанацию в такой форме «деструктивно-враждебной».
Теперь обратный пример.
Папа Григорий I на рубеже VII в. предписал, как обойтись с языческими святынями (перевод мой):
«Пусть строят на их месте алтари и помещают в них реликвии, дабы язычники стали молиться не демонам, но истинному Богу.»
Здесь хоть и по-прежнему профанация старых святынь, но уже с целью заменить их на какие-то новые. Появилась перспектива, повёрнутая в будущее. Победа видится тоже через разрушение, но всё-таки уже только после построения чего-то взамен. И потому такую профанацию я назвал «деструктивно-созидательной».
Но в любом варианте профанация деструктивна и потому ещё и всегда насильственна. Когда она ограничивается одними словами - она насилует (мучает) духовно. Когда доходит до дела - насилует (разрушает, уничтожает, калечит, убивает) физически. В силу этого свойства она не может служить средством для поиска истины или национального примирения. Её неизбежный фатальный результат: уничтожение либо человеческого достоинства, либо самого человека. И касаться она может не только церковных святынь и религии, а вообще любой веры, всего, во что может верить человек, всего, что ему дорого и чему он посвятил жизнь.
Все мы знаем глубоко трагичную историю Раскола в Русской Церкви - и это классический пример профанации как исторического процесса, профанации, длящейся веками и плодящей неисчислимое зло.
А вот гораздо менее известный пример обратного.
Реформация - это в том числе кровопролитнейшие войны и самые жуткие массовые бойни. Реформаторы, как известно, среди прочего закрывали монастыри, убивали или разгоняли монахов и монахинь и конфисковывали их имущество в пользу государства.
В Дании, экономика которой всегда строилась в первую очередь на международной торговле, закрытие монастырей имело совершенно особенное значение, поскольку они к моменту Реформации контролировали уже примерно 95% всей датской торговли.
Полилась кровь рекой под звонкие, полные ненависти вопли профанов?
Нет. Предпринимательство монастырям запретили, их имущество конфисковали. Был введён запрет на пострижение в монахи и монахини. Но практически всем уже постриженым была предоставлена возможность спокойно доживать свой век в своей вере, в своих монастырях, на «гос.обеспечении». По мере опустения монастырей, их оставшихся жильцов свозили вместе в какую-нибудь одну обитель, и только тогда пустые монастыри закрывали уже навсегда. И это тогда же, когда в Париже опускалась Варфоломеевская ночь, а блистательный герцог Альба отправлялся в поход на Тиля Уленшпигеля и его народ.
В результате сегодня датчане уже не один раз занимали первое место в мировом рейтинге самых счастливых наций. И вот если бы они начали забывать первое значение слова «профанация» - я бы понял.
Но не могу понять, как и почему умудряемся его забывать мы. Потому что каждый день вот прямо перед глазами вижу, слышу, читаю в России яростную «деструктивно-вражескую» профанацию, которая рекой льётся против своих же: ведь это русские (в основном помоложе) бьют на поражение русских же (чаще постарше) с единственной целью - уничтожить.
Понимаю, что это идёт какой-то исторический процесс. Но какой?
_________________________
** статья из «Толкового словаря русского языка» АН РФ. 2008 г.
*** статья из Le Nouveau Petit Robert de la langue française