Из курса общей психологии ВУЗа многие из нас помнят такую незамысловатую вещь, как "Пирамида Маслоу" или "Пирамида потребностей". Сам Маслоу выделил 5 уровней потребностей человека:
- Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
- Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
- Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
- Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
- Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Для визуального представления:
Далее пирамида дополнялась и росла. В наши дни, к примеру чаще начинают использовать пирамиду, которая имеет 7 уровней. Но честно говоря не вижу особого смысла в дроблении и без того лаконичной теории.
Что на практике дает нам эта пирами?
Давайте разберём пирамиду потребностей Маслоу по рынкам.
Самый обширный рынок - рынок физиологических потребностей. Как не крути а есть, одеваться и жить в помещении (о сексе не говорю, такой бизнес как вы догадываетесь незаконен) наши базовые потребности и включают в себя 100% населения земли.
Следующий по масштабу рынок - рынок безопасности. Сюда входят не только милиция и Чопы, но так же страховщики, юристы, экономисты, бухгалтеры, финансисты - все, кто работает над снижением рисков.
Социальный рынок - Социальные сети, клубы, рестораны, интернет, СМИ - все что связано с социальной комуникацией представлено именно в этом сегменте. ( рестораны я отношу в эту часть рынка, потому что они продают не столько продукт питания, сколько место для общения, атмосферу или статусность. Еду продают в фаст-фудах и магазинах)
Рынок уважения - может включать в себя все нижние рынки, с условием изменения ценово-качественной составляющей. Дорогой костюм, машина, элитные клубы, особняки, большая часть рынка искуства - весь сегмент роскоши подпадает под этот уровень рынка.
Ну и последний, самый малочисленный сегмент - сегмент саморазвития. Литература, курсы, развитие исскуства - всё, что задаёт личностный рост, повышение знаний или самосознания человека.
Ну а теперь давайте посмотрим на природу создания псевдо-потребностей на примере Интернета, как самого молодого и самого быстро развившегося (или упавшего по пирамиде) рынка.
Интернет - 29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км провели сеанс связи, это является точкой начала жизни сети. Изначально сеть являлась дорогостоящей игрушкой для ученых, и находилась высоко на крайнем углу пирамиды в сегменте саморазвития. Далее Интернет потихоньку перекочевывал в рынок уважения, потом социальный и т.д. В итоге на данный момент Интернет находится для части населения на уровне социальной потребности, для другой части он давно переместился в лже-физиологической потребности.
Посмотрим на другие потребности - Автомобили, телевидение, телефон, профессиональное фото - всё это имеет максимально массовое распространение в наши дни, и всё начиналось с верхней части пирамиды.
Но, это рынки, в целом, так что их развитие может быть больше интересно в плане статистики. В недалеком прошлом это так и было, но как объяснить появление в наше время брендов такой силы, которую не могли развить компании, работающие десятки лет? Давайте постараемся применить теорию к брендам современности.
Компания Apple - ещё совсем недавно представляла свою продукцию, как "лучшую технику для обучения и творчества", тоесть находилась в верхней части пирамиды. Сейчас же продукция компании потихоньку перемещается из рынка уважения, в социальный. Благодаря правильному позиционированию, они исключили ошибки сильнейших брендов прошлого - теперь они не тянут весь рынок вверх (как к примеру делала Coca - cola, которая в итоге сама дала появиться своему главному конкуренту - Pepsi), они создали свой сегмент, и продолжают расширять его самостоятельно )проходя все уровни пирамиды) на весь рынок.
Мораль сей басни - если нужно создать потребность на рынке, начинать надо с верхушки - уровня саморазвития, и строго придерживаясь выбранного позиционирования, отстаивая свой сегмент.
Вот такие мысли в слух. С Уважением...