"Советоваться - искать одобрения уже принятой линии поведения."
А. Г. Бирс
Существует множество книг о теории бизнес-планирования, и недостатка информации по этому вопросу нет. Поэтому мне бы не хотелось вдаваться в подробности составления и расчетов, так как это займет не один день и явно не влезет даже в десяток постов. Поэтому я постараюсь написать основные понятия, и указать что на мой взгляд не стоит писать в вашем бизнес-плане.
В теории, каждый бизнес должен начинаться с рассчитанного бизнес-плана, который должен определять направление деятельности новой фирмы, пояснять предлагаемый продукт или спектр услуг, формировать стратегию, долгосрочные и краткосрочные планы, оценивать издержки и первоначальные вложения, определять маркетинговые мероприятия фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.
Но на практике часто сталкиваешься с бизнес-планом заключающемся в завышенных расчётах прибыльности и мнением что все кто занимались бизнесом раньше - просто дураки, а вот автор бизнес-плана знает как делать дело.
Одним из любимых занятий составителей бизнес-планов - является литьё воды. Ну объясните мне, зачем в бизнес-плане типографии присутствует история промышленности от первого упоминания до наших дней? А в бизнес-плане самого популярного бизнеса наших дней (так как его начинают все, кому не лень) - цветочной палатке, технологии выращивания розы Эквадорскими плантациями и принципиальные отличия от технологий применяемых в Кении? Если ваш бизнес-план пишется для дела а не для получения оценки в учебном заведении достаточно описания текущей ситуации на рынке и недавних изменений в технологическом производстве.
Вторым занятием, которым грешат составители бизнес-планов является качание из интернета готового бизнес-плана "для примера". Данный подход, в итоге заканчивается перефразированием некоторых мыслей автора и небольшим изменением в расчётной части, то есть "подгонкой" под нужный результат. Открою вам небольшой секрет - большая часть бизнес-планов гуляющих по просторам интернета это работы студентов, которые рассчитывались для демонстрации понимания теории студентом, и редко имеют что то общее с реальным миром.
Третий пункт (не по популярности) это подгонка действительного к желаемому. Не раз приходилось сталкивать с бизнес-планами, где точки безубыточности начинаются от 10 мил. оборотов, требующих 200-500 тысяч вложений и начинающих приносить доход с третьего месяца работы. Или к примеру - магазин должен был находиться в МО, недалеко от дачных поселков, рассчитанная минимальная выручка в день для точки безубыточности - 2.500 (убыточных месяцев нет!). Ничто не настораживает? )
В общем, товарищи, моя главная мысль - не практикуйте написание мемуаров гонясь за объёмом - потратьте это время на грамотные расчёты, которые поместите отдельно от текста, желательно на последних страницах плана. Помните - от того как вы напишите и рассчитаете свой бизнес-план, зависит сможете вы заработать или потеряете инвестиции.