Моя новая статья. О мамах в соц. сетях

Jul 13, 2014 22:23

Social Media Mom
Или Как я медиализирую своих детей


Родителей, которые пишут в социальных сетях о своих детях, часто обвиняют в тщеславии, злоупотреблении личными данными малышей и в том, что они "овеществляют" своих детей ради собственного удовольствия. Правы ли моралисты, осуждающие "цифровых мам"?

Мой младший сын появился практически в “прямом эфире” Facebook за 15 минут до окончания 2013 года. В этот день многие друзья-подписчики прочли мою короткую запись “Родзал” и дальше следили за событиями в комментариях, писали прямо от новогоднего стола: “Держи нас в курсе, я специально телефон под рукой держу“. Собралось 78 “лайков” и 110 комментариев. Участью малыша Давида оказалось быть медиализированным с самого рождения.


Друзья, читающие мой аккаунт под замком, увидели тест с двумя полосочками даже раньше будущего отца. Дальше все мои беременные переживания интернет-сообщество прошло вместе со мной. Первая опубликованная фотография сына, где он лежит в инкубаторе для недоношенных малышей и серьёзно смотрит в камеру, пока мама ещё под наркозом, стала логичным продолжением нашей семейной дигитализации. Позже в комьюнити для беременных в Livejournal.com я оставила отчёт о родах, а более опытные мамы консультировали меня в других сообществах и в комментариях в моём блоге, когда мне нужно было восстановить незаладившееся грудное вскармливание.

За первые 3 месяца жизни моего младшего сына я также опубликовала около 100 его фотографий. Я живу не в стране своего рождения, мои родные и друзья разбросаны по свету и мы чаще встречаемся в Skype, чем видимся вживую. Моя ситуация сегодня типична для многих жительниц мегаполисов. Я - часть большого явления, я - SMM, Social Media Mom (мама в социальных медиа) или Digital Mom (цифровая мама).

Смартфон наш насущный

Идея разделения на частное и общественное связана с либерализмом 18-го и 19-го веков, и лежит в основе индивидуальной свободы и автономии от неоправданного вмешательства со стороны государства или общества. Проблема такого разделения в том, что, во-первых, понятия "частного" и "общественного" невозможно четко определить; с другой стороны, такое разделение также подвергается критике, поскольку исключает, например, женщин и детей из политической жизни, что всегда было предметом феминистской критики (см. Беате Рёсслер "Значение личного").

Новые мобильные технологии изменяют восприятие личной жизни. Американский социолог Ричард Сеннет ещё в 70-х годах предсказывал в книге "Падение публичного человека", что общественную и частную сферы жизни больше нельзя будет достаточно чётко отделить друг от друга. А в 2006 году научно-исследовательский проект “Мобильные Интернет-услуги и конфиденциальность” Европейского университета Виадрина во Франкфурте (Одер) показал, что неприкосновенность частной жизни и защита данных для многих пользователей не имеют такого большого значения, как это часто предполагается в публичных дебатах - многие люди, например, готовы обменять приватную сферу на экономические преимущества.

Одной из пионерок родительских блогов стала Давн Фридман из штата Огайо в США. Она начала писать в Интернете о домашнем обучении своего сына Ноя, а также о приёмной дочери Мэдисон ещё в 2001 году и, кстати, всё ещё активно ведёт блог на www.thiswomanswork.com. С развитием мобильных технологий у Давн появились десятки тысяч последовательниц.



Женщина пишет в блог одной рукой, пока на второй спит младенец
Источник: iconosquare.com

Исследование фирмы “Flurry Analytics” о поведении пользователей смартфонов, проведённое в апреле 2014 года, показало, что именно мамы находятся в группе “риска” и чаще мужчин и бездетных женщин становятся “смартфоно-зависимыми”. Вероятно, это реакция матерей на социальные ограничения, которые накладывает на них их материнство. С маленькими детьми родитель, чаще именно женщина, становится намного менее мобильным. В декретном отпуске человек выпадает из привычного круга общения однокурсников, друзей и сотрудников. Наступает информационное и коммуникативное голодание. Смартфон же всегда под рукой, и даёт возможность общаться на прогулке с ребёнком или в очереди в поликлинике.

Развлекательный парк Disneyland в Калифорнии уже третий год подряд проводит трёх-дневную конференцию, на которой онлайн-компетентные мамы и папы могут обменяться опытом без отрыва от “родительского производства”. На это мероприятие можно и нужно брать с собой детей, их будут развлекать сказочные персонажи, пока родители общаются и работают.



Social Media Moms на встрече в Диснейленде
Автор: Josh Hallett
Источник: flickr.com

Потенциал Social Media-мам усиленно изучают и используют маркетинговые фирмы.

Так, по данным сингапурской компании Сircus Social, специализирующейся на разработке маркетингового программного обеспечения, более 67% мам фотографируют своих детей каждую неделю и публикуют эти фотографии в социальных сетях.

Исследование Нью-Йоркского бюро “Nielsen” в 2011 году показало, что мамы являются одной из самых активных и авторитетных групп, общающихся с помощью социальных медиа. По сравнению с другими пользователями и пользовательницами, они на 81% более вероятно становятся подписчицами и следят за новостями брендов в Интернете, на 86% более вероятно, что они обновят свой статус, и на 84% вероятнее дождаться от них комментария к тексту другого автора.

Родительские блоги сегодня - отдельная довольно большая категория личных дневников, как в автономном формате, так и на больших платформах типа Livejоurnal.com, Tumblr.com, Blogger.com или Wordpress.org. В мае 2005 года "Washington Times" написала: "Ведение блогов уже давно стало движущей силой в средствах массовой информации и в политике, а также заняло прочное место в мире родителей." В 2013 году в список Forbes “100 лучших сайтов для женщин” вошли как минимум 13 блогов, ведущей темой которых является материнство.

“Предмет гордости” или “предмет”?

Недавно в одной из социальных сетей белорусская журналистка Виола Ермакова пожаловалась на обилие беззубых младенцев в её ленте и на то, что это ей не нравится. Такое мнение встречается не так уж редко, и Social Media-мамам приходится с ним считаться. Впрочем, обсуждать тут нечего, в социальных сетях мы вольны читать тех, кто нам интересен и не держать в друзьях тех, кто чем-то смущает. Но мне бы хотелось процитировать философа Ольгу Шпарагу, автора книги “Пробуждения политической жизни: Эссе о философии публичности”, также принявшую участие в обсуждении этого топика.



Типичная фотография из материнского инстаграмма. На фото мама и ребёнок. Снимок делается смартфономИсточник: iconosquare.com

В комментариях она написала: “Это какая-то медиализация детей, превращение их в визуальные симулякры, из которых создаются собственные идентичности и поддерживается свой круг общения. Дети превращаются в медийные предметы - неодушевленные и пустые, лишаются субъективности.

Проблема с детьми в том, что не они сами себя показывают, а другие, и потом с этим фактом им дальше жить. Не экскплуатируем ли мы детей и их образы в целях самопрезентации? И в целом, чрезмерное выставление частной жизни в общем пространстве - это приватизация публичности, я на стороне тех теоретиков, которые призывают задумываться о назначении и границах этого явления, в конце концов, проведение границы между частным и публичным - один из центральных вопросов конструирования самой публичности”.

Медиализация ребёнка была приравнена таким образом к его дегуманизации и объективизации. Какого родителя не отпугнёт такая оценка его поведения? Результат, увы, может оказаться таким: женщины, боясь медиализировать своих детей, вывести своё материнство в публичное пространство, останутся в закрытом пространстве “охраняемого личного”, будут и дальше невидимыми, а, значит, ослабленными как группа.

Всегда виновата

Второй аспект, который заинтересовал меня в той дискуссии - это фактор материнского удовольствия в феномене детской медиализации. Ольга Шпарага написала следующее: “Мне кажется, что есть разница между тем, что ты одеваешь детей или ведешь их к врачу [и делаешь их видимыми окружающим] и тем, что ты размещаешь их фото в Facebook. Второе ты делаешь исключительно ради своего удовольствия. ... У меня часто ощущение, что детки на фото какие-то игрушки, средства коммуникации взрослых, не более того. И я против именно таких презентаций”.

Это осуждаемое “материнское удовольствие” меня смутило. Вы замечали, что в любых обсуждениях как-то так получается, что во всём всегда виновата мама? Весной 2014 года австрийский журнал “Profil” выпустил номер со статьей, чьё название было помещено на обложку. Дословно материал назывался “Насколько была плохой Ваша мама?”. В статье речь идёт о том, что какая бы у человека ни была проблема, априори в ней виновата мать. В тексте не упоминается об отцах и о различных других обстоятельствах, которые влияют на судьбу человека. В подзаголовке перечислены психические дефекты, поведенческие проблемы, проблемы в личной жизни, агрессия и т.д. Сама постановка вопроса не "хорошая или плохая была мама", а "насколько плохая была мама" предполагает вообще только то, что мама всегда плохая. И этот журнал не исключение, именно женщин часто делают ответственными за всё, что связано с отношениями, с общением, а также воспитанием детей. Постсоветское общество так же “преуспевает” в дискриминации матерей, как и австрийская редакция журнала “Profil”.



Обложка журнала “Profil”, май 2014 г.
Источник: aufzehenspitzen.files.wordpress.com

Осуждать матерей - хороший тон у представителей любого политического течения и социальной группы. Российская писательница и мать двух взрослых сыновей Мария Арбатова прошлась недавно в своём блоге в посте “Безграмотный ужас” по долго кормящим грудью матерям, приписав им ни больше ни меньше - педофилию, т.е. использование своих детей для получения сексуального удовольствия и достижения оргазма. А пока что бездетная “светская львица” Ксения Собчак в статье “Любовь к детям сквозь фильтры Instagram” надменно тыкнула пальчиком в мам, которые слишком красиво показывают своих детей, “специально приодев” для фотографий.

Эти две дамы не оригинальны, многие другие так или иначе считают своим долгом покритиковать детных женщин. Слышны голоса о том, что матери, часто (либо вообще) публикующие фотографии своих детей, таким образом самореализуются. Мол, если сама ничего не достигла, то хоть детей покажу. И хотя возможность реализации для женщины вне дома и семьи крайне важна, тем не менее, хочется спросить, что ж плохого в том, чтобы считать детей своим достижением?

Разве не достижение рожать и растить их, несмотря на то, что это тяжёлый и неблагодарный труд? Мы, матери, тратим свои ресурсы, время, здоровье на то, чтобы родить и воспитать новых граждан. Это не даёт реального социального капитала в обществе за повешенную практически полностью только на нас ответственность. Нас всячески агитируют размножаться, мы испытываем настоящий прессинг со стороны родных и даже незнакомых людей, вмешивающихся в наши репродуктивные планы. Родив же, многие из нас обнаруживают, что приобрели, конечно, родного человека, но потеряли и в финансах, и в возможности в развитии, и в карьере, а также стали более зависимыми от мужа и т.д. и т.п. И вот день за днём мы пытаемся в круглосуточном труде найти своё удовольствие и мотивировать себя делать эту работу несмотря ни на что по максимуму хорошо. Но похвастаться процессом, поделиться радостями либо вопросами, своими простыми буднями в качестве мамы - такое поведение вызывает нарекание окружающих. Мол, тяни ношу молча, не нагружай других своими проблемами и своими детьми, и, как подтекст, не смей получать удовольствие.



Надпись на майке “У меня 7 подписчиков”
Автор: Josh Hallett
Источник: flickr.com

А между тем, как отмечает немецкий публицист и педагог Мартин Текстор в своей работе “Материнство: Идентичность и опыт”, публичность материнству необходима. "Матери используют других матерей как зеркало. Каждая мать рассматривает другую в поисках отражения её собственного поведения в воспитании. Они обращают внимание на отклонения от их собственного стиля материнства и ищут сходства. Но прежде всего они ищут подтверждение тому, что они делают всё правильно, перед лицом опасности, что они безнадежно ошибаются".

Обмен “поглаживаниями” и даже необходимость в критике - всё это у нас от природы. На постоянном взаимообмене строится наша культура, обучение, вся наша жизнь. Интернет и социальные медиа лишь инструмент в утолении старой как мир жажды общения.

Онлайн-клан

На блоггерской конференции в Берлине “Re:Publica 2014” педагог и медиа-эксперт Зузанне Миро представила доклад "Родительский онлайн-клан: О социальной значимости родительских блогов". В нём она отметила важную роль социальных сетей в развитии современных семей. По её мнению, онлайн-медиа возмещают социальные функции семейных кланов прошлого - образовывают, дают моральную поддержку, помогают определить общественную норму, дают то, что раньше потенциальные и начинающие родители перенимали у более опытных членов семьи.

Госпожа Миро говорит: “Родителям, увлекающимся медиа, приходится нелегко: со смартфоном в руке они подвергаются обвинениям в игнорировании ребёнка и в недостаточной заботе о нём. Гордых родителей [пишущих о своих детях] обвиняют в беспечном обращении с личными правами ребенка”.

Отмечая важную роль классической прессы, которая в одностороннем порядке даёт родителям советы, педагог подчеркнула, что именно социальные медиа предоставляют много разных мнений на выбор, а также дают необходимую в критических ситуациях интерактивность. Ведь даже если ты глубокой ночью задаёшь вопрос в детском комьюнити о том, как сбить температуру, не спишь в это время там, наверняка, не только ты, а, значит, кто-то всегда прийдёт на помощь.

“Именно это сетевое сообщество имеет особое социальное значение. Рассматривая историю человечества, становится ясно, что люди всегда жили вместе в группах, которые служили для взаимной поддержки. В современном обществе с его мобильностью и раздельным проживанием, жизнь кланом уже вряд ли возможна. Многие семьи вынуждены быть мобильными, и это больше не позволяет собираться в кругу семьи-источника. Онлайн-кланы позволяют заменить отсутствующую семейную группу: советы при болезни быстро получают через Twitter, детские модные тенденции обсуждают с помощью Facebook-групп, примеры оформления детской комнаты ищут в Pinterest. Онлайн-клан замещает семью и всегда доступен” - подчеркнула педагог.



Фотография Райли Тейлор, которую её мама разместила в социальной сети

Источник: dailymail.co.uk

Пользу от такого онлайн-клана почувствовала на себе, например, 3-летняя американкаРайли Тейлор. Её мама Тара разместила в апреле 2014 года фотографию дочки у себя в Facebook. На изображении было заметно странное пятно от вспышки на глазу у девочки. Двое из подписчиков Тары Тейлор обратили на это внимание и посоветовали проконсультироваться с врачами. Тем самым они помогли вовремя поставить правильный диагноз малышке. Как оказалось, ей грозили большие проблемы со здоровьем вплоть до слепоты, но удачное стечение обстоятельств и тот факт, что её мама пользуется социальными сетями и рассказывает там о своём ребёнке, помогли спасти Райли зрение.

Право быть замеченными

Конечно, есть свои преимущества и в полной анонимности. Фотография, которая никогда не была опубликована, не попадёт на глаза ни одному преступнику. По крайней мере, добраться до неё будет сложнее. Фотографии в голом или нелепом виде не смогут причинить ребёнку страдания, когда он вырастет. Обнажённые или слишком курьёзные снимки, вероятно, всё же не стоит постить. Но если фотографии удачные, и даже, более того, «специально подготовленные» уборкой квартиры и нарядной одеждой по случаю, почему всё равно нужно мам за них пнуть?

Впрочем, как бы вы себя и своих детей ни показали, всегда найдутся критики. Безработная женщина, опубликовавшая несколько лет назад в комьюнити “Один мой день” фотоотчёт о том, как проходит её тяжёлый день, в котором она экономит еду, старается найти работу и выбить из бывшего мужа алименты, чтобы оплатить садик сыну, тоже была раскритикована и в результате удалила свой блог после наплыва недоброжелателей.



Автор: Ed Ivanushkin
Источник: flickr.com

Хоть с бриллиантами, хоть с “пустыми макаронами”, какой бы ты мамой ни была, как бы ты ни показывала свою жизнь с детьми, ты не будешь достаточно хороша. А вывод? Молчи? Стань невидимой? Многие так и делают. Действительно ли такая невидимость принесёт пользу женщинам, детям и обществу? Многие мамы не кормят грудью на людях, чтобы никого не потревожить “излишне откровенным зрелищем”. И в музеи, на выставки, в кафе они тоже практически не выбираются, потому что безбарьерная среда находится в зачаточном состоянии. Поэтому мамы плохо видны в обществе. Социальные сети и мобильные технологии дают нам возможность это постепенно исправить.

Сегодня быть Social Media Mom - это практически политическая позиция. Да, потому что “личное - это политическое”. И не только поэтому. Некоторые коллективные материнские блоги пытаются сделать не только собственную жизнь, но и весь мир лучше. Австрийско-немецкий материнский блог Umstandslos, например, позиционирует себя как феминистскую платформу и рассказывает о родительских буднях вне гендерных стереотипов. А англоязычный блог World Moms Blog ведут женщины из более, чем 20 стран, и их тема - материнство и права человека.

По данным немецкой компании Сision, занимающейся разработкой PR- и маркетингового программного обеспечения, в 2013 году на разных языках в Интернет вели свой блог примерно 5 миллионов матерей. У «цифровых мам» большой потенциал.

К тому же на смену им растут "цифровые дочери". Согласно исследованию, чьи результатыбыли опубликованы в 2010 году американской компанией Pew Research Center, в возрасте от 12 до 17 лет женский пол в интернете сегодня общается чаще мужского. Всего 79% мальчиков активно ведут себя в социальных сетях, в то время как среди девочек этот процент составляет 84.

Часкор

new media, родительство, женщины, мои тексты, семья

Previous post Next post
Up