К 70-летию Лимонова

Feb 21, 2013 16:30

Как-то в конце 90-х, днем, сидели мы с товарищем на Манежной площади читали экстремистские газеты и курили "Житан" без фильтра. Обычно мы курили с фильтром, но тут товарищ решил выпендриться. Интернета не было, что было еще читать?

И подходит к нам парень худенький, но по всем признакам - гордый скинхед. И просит закурить. У нас без фильтра, пойдет? Пойдет, - отвечал он. И увидав номер "Лимонки" (ого "Лимонку" читаете?!) заговорил о том, что тусуется с нацболами, ходил на акции.

«А Лимонова ты видал?» - спросили мы его. «Да, да странный он какой-то. Ходит в бушлате, Эдуард, говорим, давай пивка, а он - не пью, я революционер. Мужику уже тридцатник, а такой херней занимается». Мы дурачку сказали, что уже не тридцатник, а глубоко за полтинник, и он удивился еще больше. Сказал, что вообще надо жить прилично, у него мама чиновница, и вообще он сам скоро завяжет, работать в офис пойдет, а быть скином прикольно, но блажь.

Лимонова я стал читать в 97 году, как приехал в Москву. Начал я с «Молодого негодяя» и рассказов. Ничего шокирующего не было, но хотелось читать и перечитывать. Ну а что, живет чувак себе в дешевых помещениях, ест дешевую пищу, пьет алкоголь, говорит приближенным к тебе языком, мечтает, что-то там пишет. Я тоже так жил, только был сексуально консервативнее. Такого у Ремарка не прочтешь. Там только по кафе сидят. Модные тогда Павич и Маркес - такого тоже не давали, а Пелевин стебом своим раздражал. Пацанский писатель, как его было не перечитывать? О политике, об его убеждениях я ничего не знал. Живет в Париже, написано было на обложке. Тогда он уже в Париже не жил, но тогда была другая эпоха - тогда в комментах у писателя не нагадишь, писатель - далекая фигура. Воспринимаешь через творчество, как и надо. Как воспринимали сто и двести лет назад. Потом из книг же ну и «Лимонки» узнаешь про политику. Политические убеждения Лимонова и его партия, нам и 22-летним казались несерьезными. Кто читал его книги, тот нас поймет. Была мысль познакомиться, а зачем? Все что надо писатель говорит в книгах, ну в публицистике еще. А вождь, ну какой из Эдуарда вождь? Чтобы его признать вождем, надо было его не читать.

Да и вообще мы, наверное, были немного испорченным поколением. У нас знакомые пацаны шли в политику, чтобы зарабатывать и воровать мелкие денежки на выборах. Поколение помладше было более идеалистичным.

А если резюмировать - Лимонов сделал мои 90-е. Он не сам был ценностью, он, конечно, не великий писатель, он скорее хороший бытоописатель и журналист, мастер очерка, великолепный графоман в хорошем смысле этого слова. Он был ценен, что из его книг я узнавал о других: Хлебникове, Лотреамоне, традиционалистах, Селине, Генри Миллере, или знал и не особо читал, а стал больше читать, например Верлена, Рембо, Гамсуна, Маяковского. Вместо википедии был книжный магазин, чем я хуже Эдуарда, простого парня, он упоминул, а я не знаю? Шел сразу покупал и читал. Во как.
Previous post Next post
Up