Кто победит коньюнктивит ?

Jan 11, 2014 23:02


Новогодние праздники для врача - это их частичное или полное отсутствие.


 Январь в этом году теплый, как наш март и  влажный, как тайский октябрь. Для врача это означает вызовы на заболевания, которые характерны для такого сезона. У меня сложился пасьянс из шести тяжелейших вирусных кератоконъюнктивитов, которые заболели ещё в декабре. Несмотря на бурное пользование интернетом и фарм_продвинутость моих пациентов - ни в одном из случаев при применении капель, какие обычно в таких случаях назначаются, положительной динамики не наблюдалось. В связи с частыми вопросами по теме («а почему у меня никак не проходит») хотелось бы её осветить.


О гомеопатии. Когда все оплоты и надежды  отечественной фарминдустрии уже исчерпаны - пациенты  охотно хватаются за гомеопатический препарат. Для  случаев вирусного конъюнктивита с хорошим таким отёком  век, кровоизлияниями, болевым синдромом это чаще всего  Apis, Arsen и Belladonna. Не всегда именно они, но бОльшую  часть симптомов эти три препарата перекрывают.Да и на  высоте психических проявлений  у всех трёх  обнаруживаются Агрессия, Обида и Раздражительность. А вот с хорошим чувством юмора у всех  трёх глухо (сарказм Арсена  это не искренний заразительный  юмор).

Про биохимию тела и эндорфины. Если представить человеческий организм изнутри, то он похож на огромное поле-мозаику из миллионов рецепторов к различным химическим веществам. Каждая таблетка, любой лекарственный препарат тропны к конкретным рецепторам (подходит как ключ к замку). То есть: есть но-шпа, а есть рецепторы на сосудах к этой но-шпе в нашем животе.


Но и в самом огранизме человека вырабатывается  колоссальное количество собственных веществ-медиаторов, которые точно также, как та же но-шпа тропны, но уже  к рецепторам  мозга, глаза, сердца, желудочного тракта. Среди этих медиаторов главную роль занимают медиаторы боли и воспаления - с одной стороны,а с  другой - антиболевые вещества белкового происхождения (эндорфины), фактически наркотики, которые производит наш собственный организм при определенных условиях. Эндорфины вырабатываются в клетках мозга, они  вызывают противоболевой эффект и, что немаловажно, усиление выработки иммунных клеток.

Выброс эндорфинов в организме проявляется ощущением сиюминутного блаженства. Причем и после успешно преодоленных нагрузок и после выхода из трудной житейской ситуации (когда все тело готовилось к атаке) наш организм, чтобы не быть истощенным до нуля, получает компенсационную биохимическую награду в виде положительных ощущений и эмоций. Эндорфины замедляют сердечный выброс и частоту дыхания, усиливают почечный кровоток - обеспечивают возможность организму восстановиться, напитаться.

Стресс - только один из множества случаев выработки эндорфинов.
Эффект эйфории (повышение уровня эндорфинов в крови) можно получить и от просмотра кино, и от прослушивания музыки. Эйфория оргазма - тоже эндорфины. Ещё один способ выработки эндорфинов - занятия спортом.  Отчасти можно говорить о возникновении зависимости от регулярных физических нагрузок или занятий сексом, так как организм, привыкнув к ощущению лёгкости, удовольствия, начинает требовать регулярной эндорфиновой подпитки. «Отчасти» - потому что подобная зависимость отличается от истинно наркотической и по своей биохимической составляющей и по сродству к конкретным рецепторам.
Ах да, уровень эндорфинов ещё повышается при поедании шоколада, правда незначительно.  Но самым замечательным подарком природы человечеству является способность получать колоссальный выброс этих белков в кровь от.. смеха.

Про смех. Нейрофизиологические центры, ответственные за смех, имеются в коре мозга у многих животных. Обезьяны и даже крысы умеют смеяться. Смех возник на самых ранних этапах развития приматов, но вот хохотать от души  дано только людям. Такой вот подарок эволюции. Люди с хорошим, развитым чувством  юмора реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, обладают лучшим  иммунитетом. Если уж и заболевают, то как-то по-другому. Учёные всего мира исследовали это явление и доказали: юмор и смех заменяют несколько минут  велотренажёра. Одно важное замечание: речь идёт не о так называемом  интеллектуальном юморе, а о смехе добром, искреннем, до колик, когда с каждым содроганием мы буквально ощущаем этот выброс эндорфина.



О чём это вы, доктор. О чём это я.
"А почему сосед Вася уже выздоровел, а у меня никак не проходит?" Да потому что  даже в очаге чумы заболевают далеко не все.
И в ситуации хронического стресса (когда определённый уровень раздражения поддерживается, когда живёшь в постоянном разочаровании) и в ситуации острого стресса человек, который не может «переварить» или философски вознестись над ситуацией всегда заболевает: болезнью лёгких (когда в них образуется разочарование-пустота, которую и заполняет болезнь), болезнями сердца (когда возникает дефицит любви к самому себе и к окружающим), болезнью глаз (когда гнев застит глаза или уже нет сил смотреть на что-то).
Дальше мы лечимся «по протоколу». Антибиотики, противовирусные, нестероидные. До какого то уровня это работает, а на каком-то уже нет.  Выражаясь ортодоксальным медицинским языком : пациент имеет низкую иммунную защиту из-за хронического  недостатка эндорфинов вследствие такого расходования, которое не соответствует их синтезу. Иммунная система является первой линией защиты и той лакмусовой полоской, которая выявляет, насколько человек гармоничен в общении с окружающим миром. В ситуации, когда человек застревает на некоей своей теме и  уровень радости в его жизни становится низким - всегда происходит снижение активности иммунного звена. Поэтому при затянувшемся заболевании мгновенной ремиссии и не наступает.

Конечно, смешно налегать на шоколад в острой интоксикации, нереально заниматься сексом, когда у тебя глаза горят от боли и их распирает, да и  в тренажёрный зал в таком состоянии как-то не очень. Зато полезно находиться в кругу друзей, где есть 100% вероятность от души посмеяться. Или сходить на любимую комедию. Попробуйте. Заставьте себя заглянуть хотя бы на территорию смеха. Ну и начинайте постепенно разруливать свою основную проблему. Не панацея. Кажется, пустячок. Но это один из естественных, хорошо помогающих, а главное, физиологических способов уменьшить и боль, и воспаление.


P.S. Была у меня в юности такая история, как полный разрыв мениска. И лежала я себе в убитом отделении на продавленной койке. После операции адски болели и швы и прооперированный сустав.  Поскольку до того в жизни имел место спорт и организм привык в постоянному вбросу эндорфинов - в ситуации послеоперационного обездвижения у меня началась самая натуральная ломка. Болели все группы мышщ, за исключением ну разве только мышц головы. Мерзкая выкручивающая боль. На 3 сутки к нам в палату  загрузили  двух девчонок со своими тяжелыми историями. Обе они оказались генераторами смеха. Мы не смеялись - мы ржали. Боль возвращалась только к ночи, что естественно.  За две недели пребывания никому не понадобился омнопон.
     Для всех интересующихся научной стороной вопроса и всяческими фактами:
Про смех Про эндорфины

Гомеопатия, Причина заболевания, Психология, Глазные болезни

Previous post Next post
Up