« Мужчины в очках более нежные, милые и беспомощные. Разве ты не замечала? У них слабое зрение из-за того, что они постоянно читают эти...дли-и-инные узкие колонки в биржевых новостях »(с)
«В джазе только девушки»
Как я и обещала - для всех тружеников (и тружениц тоже) мыша и авторучки! гениев логарифмирования и сопоставления колонок «биржевых новостей»! Упражнения для снятия спазма аккомодации и тренировки цилиарной мышцы ( больше ослаблена у близоруких). Очки, может быть, и не снимите (особенно, если близорукость больше 3,5 dptr) но определённое уменьшение диоптрий и увеличение качества видения гарантировано. Это минимум упражнений, которые надо выполнять хотя бы через день в предложенном порядке.
Этап I. Стимуляция фотовоспринимающей ткани глаза (сетчатки)
светом
Хорошее, качественное функционирование зрительного аппарата (попросту - зрения) зависит от света. Те из нас, кто не может жить и работать на открытом воздухе, могут компенсировать недостаток солнечного света, подвергая закрытые глаза бОльшему воздействию света. Всем пилотам ночных бомбардировщиков во время Второй мировой войны предписывали как можно дольше оставаться днем на открытом воздухе, чтобы восстановить остроту зрения для ночных полетов.
Но ! не используйте (для этого) лампу дневного света, флюоресцентную лампу направляя ее на незащищенные глаза. Воздействие солнечного света должно быть только на закрытые глаза.
Немалое количество людей (особенно светловолосых и со светлыми радужками) страдают светобоязнью. Терпимость человека к свету может быть низкой, и, конечно, если вокруг нас блеск снега, воды в море или озере просто необходимо всегда носить темные очки.
Избегайте блеска - но не избегайте света !
Подставлять глаза воздействию солнца полезно и для мозга. Поскольку глаз является «выростом» мозга непосредственно на окружающую нас периферию - от постоянного взаимодействия мозга с формой, цветом, размером, глубиной и другими характеристиками предметов глаз может устать.
Когда глаза закрыты при воздействии солнечных лучей, мозгу нечего интерпретировать. Есть только свет. Неудивительно, что люди находят эту процедуру лучшим отдыхом для мозга и начинают дремать.
После того как мозг "отдохнул", он готов возобновить свою роль разработчика или интерпретатора того, что видят глаза, и выполнять свою функцию с большей легкостью и ясностью. Близорукие люди часто с удивлением замечают, что ясно видят комнату и все предметы, а дальнозоркие - что ясно видят шрифт, когда открывают глаза после нескольких минут воздействия солнечных лучей на глаза через закрытые веки.
Что можно сделать в домашних условиях (закрытого помещения) ?
Упражнение с перфорированной карточкой
На куске картона около 35 см в длину и 20-22 см в ширину нарисуйте горизонтальные линии на расстоянии 2,5 см друг от друга и вертикальные линии также на расстоянии 2,5 см. На каждом перекрестке проделайте отверстие диаметром приблизительно 7 мм, используя ножницы или острый карандаш.
![](http://ic.pics.livejournal.com/badush/43756764/8461/original.jpg)
Придвиньте лампу немного ближе к своему креслу, и держите перфорированный картон между собой и лампой на расстоянии около 7 см от носа.
Закройте глаза и поворачивайте перед ними картонную карточку спокойными круговыми движениями (см. рисунок). После приблизительно 10 полных кругов опустите карточку на колени, и пусть свет падает на закрытые веки, пока вы считаете до десяти. Затем повторите тоже самое с карточкой.
Воздействие световых "ламповых" лучей при использовании перфорированного картона производит эффект, во многом похожий на поток солнечного света, пронизывающийся через "кружево" двигающихся ветвей дерева, когда Вы лежите в его тени. Возникает чередование света и тени, и именно оно придает эффективностьупражнению.
Этап следующий, II. Тренируем визуализацию
Грезили ли Вы когда-нибудь? С закрытыми глазами мысленно попробуйте представить предметы, воображая их форму и цвет, а также представить, как они двигаются.
Мысленное воображение при зарывании век ладонями (или нетугой повязкой) - важный прием для восстановления зрения.
У человека с нормальным зрением не возникнет трудности с мысленным визуальным представлением. Он может мысленно ясно увидеть предмет на расстоянии, а затем вблизи себя. У него хорошая аккомодация, как физическая, так и мысленная. У многих, если не у большинства, людей с плохим зрением поначалу возникают трудности с мысленным визуальным представлением. Восстановление способности к мысленному воображению - ценная помощь при восстановлении зрения.
Оптимальный вариант - попросить кого-нибудь «поработать» тренером-релаксатором и произнести вам нижеуказанный текст (текст, кстати, очень соответствует психотерапевтической «песне»).
«Вы сидите на берегу океана, достаточно высоко, так что волны не достигают вас. На коленях у вас лежит журнал. Теплый солнечный день. Ощущаете ли вы теплоту солнца? Небо ярко синее. Видите ли вы его синеву? Вода тоже синяя. А теперь, когда вы смотрите на синюю воду, вы видите, как перекатываются волны. Одна разбивается кучей белых барашков, и вы наблюдаете, как барашки подбираются по песку к вам, - и затем видите, как щупальца пены уползают обратно в море. Видите ли Вы все это?
Теперь опустите взгляд и читайте журнал (там некий текст, и Вы его видите). Затем поднимите глаза и наблюдайте, как подходит другая волна. А теперь рядом с Вами появляются маленькие мальчик и девочка.
У мальчика большой красно-белый надувной мяч. Мальчик слева от вас, а девочка справа. Мальчик бросает мяч, который пролетает перед вами, а девочка ловит его и бросает обратно. Они продолжают перекидываться мячом. Видите ли вы, как мяч летает по воздуху?
Поглядите снова океан, и вы увидите, как еще одна волна поначалу подбирается медленно, но заканчивается мощным броском. Вновь обратите внимание, какая синяя вода. Посмотрите за линию прибоя, где плавают какие-то люди. На одном купальная шапочка оранжевого цвета, которая выделяется ярким контрастным пятном на фоне синей воды. А теперь посмотрите, как подходит еще одна волна. Вновь опустите глаза на свой журнал и мысленно прочитайте несколько слов. Теперь повернитесь, чтобы посмотреть на мальчика. Понаблюдайте, как он бросает мяч девочке. Посмотрите на белые буруны, вдаль на оранжевую купальную шапочку и затем переведите взгляд дальше, к белому паруснику.
Корпус судна, как вы видите, черный, но паруса белые, управляет парусами мужчина в джинсах и красном свитере.
Теперь посмотрите, как подходит новая волна, опустите взгляд на журнал, понаблюдайте, как мяч перелетает от мальчика к девочке, потом посмотрите, как приближается еще одна волна, а затем отступает обратно в море, обратите внимание, как тменеет песок от влаги. Теперь посмотрите вдаль на
![](http://ic.pics.livejournal.com/badush/43756764/9135/original.jpg)
оранжевую купальную шапочку и еще дальше, на парусник, затем еще дальше, на весь океан до горизонта, где вдали Вы увидите огромный лайнер».
Затем тренер просит Вас опустить закрывающие глаза руки (или снять повязку), открыть глаза и обвести взглядом комнату, сопровождая взгляд движением головы. Обратите внимание, что окружающие Вас в комнате предметы стали видны яснее и цвет их контрастнее.
Не переживайте, если Вы поначалу не сможете в совершенстве представить предметы. Ваша способность визуально представлять, скорее всего, утрачивалась постепенно в течение нескольких лет. Она вернется намного быстрее с практикой и с помощью технических приемов снятия напряжения.
Закрывание век ладонями и практические упражнения на мысленное воображение более полезны, если их делать много раз в короткие промежутки времени, чем за один продолжительный промежуток. Выделите несколько минут в разное время дня для практики. Придерживайтесь этого расписания. Сделайте воображение частью Вашей повседневной жизни.
Этап III. Тренируем мобильность зрения :
А. Обведение контура
Обведение контура - эффективный метод приобретения т.наз. мобильности зрения : он заключается в том, что взглядом обводят края предмета, сопровождая это движением головы. Оторвитесь сейчас от чтения этой книги и совершайте движения головой, когда оглядываете раму картины. Обведите взглядом четыре внешних стороны ковра, а затем четыре внутренних стороны. Обведите взглядом края стола на расстоянии. Практикуясь в обведении контуров предметов, вы обнаружите, что предметы принимают более четкие очертания. Туманные линии, очерчивающие их, похоже, прояснятся. Вы приводите в движение глаза, исключаете пристальное разглядывание, и, когда движение глаз сопровождается движением головы, вы даете глазам указание, так как используете централизованное зрение, задействуете центральную (макулярную) зону сетчатки.
Практикуйте обведение контура за пределами дома. Осмотрите вверху и внизу края зданий, обведите контуры рам некоторых окон. Если вы едете, оглядывайте фасады домов и гаражей на расстоянии.
Вот только частичный список бесконечного числа предметов, на которых вы можете практиковаться:
1. Буквы на большой вывеске.
2. Мебель.
3. Цветы в букете.
4. Рисунок на восточном ковре.
5. Конфеты в коробке.
6. Предметы в витринах магазинов.
7. Человеческое лицо.
8.Плечи и головы людей, сидящих перед вами в автобусе или поезде.
Б. Игры с мячом (не футбол)
Перебрасывайте мяч из руки в руку. Ваша голова должна двигаться естественно, когда глаза следят за мячом. Теперь подбросьте мяч вверх и наблюдайте за ним, когда он падает. На этот раз Ваша голова должна подняться вверх и опуститься вниз, когда глаза следят за мячом.
![](http://ic.pics.livejournal.com/badush/43756764/9236/original.jpg)
Бросьте мяч в стену на расстоянии. Дайте ему удариться об пол, прежде чем поймаете его. Следите за ним глазами. Вы увеличиваете скорость своего зрения. Играйте в пинг-понг (а ещё лучше в теннис) как можно чаще (хотя, я понимаю, для близорукого человека с диоптрийностью уже выше 2-2,5 игра без коррекции на лице в некотором роде бессмысленна - можно воспользоваться хотя бы слабыми очками).
Наблюдать за играми в мяч также очень полезно. Каждый раз, как идете на игру, не спускайте глаз с мяча, следите за ним, сопровождая взгляд движением головы. Найдите время, чтобы остановиться и понаблюдать несколько минут, как дети играют в мяч.
Этап IV. Упражнения, тренирующие слияние :
Поскольку расстояние между вашими глазами 5 см или чуть больше, если измерять от зрачка до зрачка, каждый глаз видит любой предмет немного под разным углом. В головном мозге два изображения сливаются или соединяются в единое четкое изображение. Но это - если все идет хорошо. Неполное слияние присутствует практически во всех дефектах зрения (близорукость ли, дальнозоркость ли). Когда оно не является фактором при потере зрения, то может способствовать дальнейшему ухудшению зрения. Неполное слияние также может создать ощущение дискомфорта.
Улучшение слияния - одно из наиболее важных вспомогательных средств, чтобы восстановить хорошее зрение - не только в большей степени, чем было бы возможно в ином случае, но также с большей скоростью и удобством.
Хотя на самом деле процесс слияния происходит в мозгу, он становится возможен только в том случае, если глаза передают в мозг два почти одинаковых изображения, где происходит слияние. (Если изображения, формирующиеся на сетчатке, не одинаковы, полноценного слияния не происходит).
А.Упражнение со шнуром
Для этого упражнения Вам понадобится только шнур длиной 6 м. Привяжите один конец к дверной ручке или к стулу, сами сядьте на другой стул на каком-то расстоянии. Привязанный конец должен находиться чуть ниже уровня ваших глаз в положении сидя. Сядьте на стул лицом прямо к привязанному концу шнура. Держите свой конец шнура на расстоянии 30 см от глаз (см. рисунок).
Поднимите голову и посмотрите на другой конец шнура. Теперь Вы должны видеть вытянувшиеся перед вами два шнура, образующие букву V с острием на дальнем конце.
Поднимите голову и посмотрите на другой конец шнура. Теперь Вы должны видеть вытянувшиеся перед вами два шнура, образующие букву V с острием на дальнем конце. Тперь, наклоняя голову вниз, постепенно скользите взглядом вдоль шнура по направлению от дверной ручки к себе. Теперь Вы должны увидеть два шнура, образующие букву V, но на этот раз с острием по направлению к Вам. На дальнем конце шнура даже дверная ручка должна казаться двойной.
Вновь медленно поднимите голову и скользите взглядом вдоль шнура к дверной ручке. Всякий раз, как Вы смотрите на шнур, а не на его концы, должно казаться, что образуется буква X. Другими словами, точка, на которую Вы смотрите, должна быть только на шнуре, который не раздваивается; во всех других точках шнур должен казаться двойным. Медленно и спокойно повторите движения головой вверх и вниз.
Если Вы видите только перевернутую букву Y вместо V или Х, попытайтесь посмотреть на более дальнее расстояние, чем то, на котором Вы выполняете сейчас упражнение слияние. Сократите длину шнура, подвинувшись ближе к привязанному концу, и начните сначала.
Упражнение с линейкой (треугольником)
Проще выполнить, т.к. здесь не нужно большое пространство комнаты для выполнения. Заменить им упражнение со шнуром допустимо, но желательно периодически все-таки «шнур» использовать.
Держите треугольник или простую линейку на расстоянии 30 см и прямо перед лицом так, чтобы ее дальний конец был наклонен немного вниз. Слегка поднимите голову и посмотрите на дальний конец линейки. Затем опустите голову и скользите взглядом вдоль края линейки по направлению к ближнему концу. Одновременно двигайте головой вверх и вниз, скользя взглядом назад и вперед.
Когда Вы смотрите на дальний конец, треугольная или простая линейка должна принять форму буквы V с острием, направленным от Вас. Когда смотрите на ближний конец, острие буквы V должно казаться направленным к вам. Когда Вы смотрите на точки в середине линейки, должна возникнуть иллюзия буквы X. Первые несколько раз сделайте это упражнение перед зеркалом, чтобы убедиться, что треугольная или простая линейка указывает прямо вперед, а не в сторону.
Теперь поместите один конец треугольной или простой линейки прямо над носом и между глазами. Смотрите мимо нее на предмет на противоположном конце комнаты, и должна возникнуть иллюзия, что Вы видите предмет в канале, образованном двумя линейками.
Даже после этих упражнений можно получить представление о том, как важно хорошее слияние для улучшения зрения. Если Вы смотрите на цветные предметы за линейкой, когда практикуетесь в этих технических приемах, Вы заметите, что цвета кажутся ярче. Когда Вы достигнете успеха в выполнении технических приемов на слияние, буквы также покажутся ярче.
Пост является переработанной и приближенной к студенческим реалиям версией материалов К.Хакетт, У.Бейтса, М.Ричардсона.