"Антигона" Софокла и "Антигона" Ануя.

Nov 18, 2012 15:22

Новые, прочитанные мной произведения - трагедии "Антигона" Софокла в переводе Ф.Ф.Зелинсокого и "Антигона" Ануя в переводе В. Дмитриева. Несмотря на то, что сюжет у трагедий один - судьба дочки царя Эдипа, Антигоны, раскрывается он по-особенному. Софокл и Ануй использовали разные художественные средсва, метод повествования, делали разные акценты на ходе развития сюжета.
Попробую провести параллели в этих трагедиях.
Сюжет:
Как я написала выше, сюжет у трагедий один. Но стоит поподробнее остановиться на нем. Только что закончилась оборона говорода Фив. Полиник привел войска семи царей, чтобы отобрать трон у своего брата Этеокла. И во время сражения погибли оба брата, а власть перешла к Креонту. Антигона, дочь царя Эдипа, желает похоронить тело убитого брата Полиника. Она считает это долгом, потому что тело Этеокла было предано земле с почестями.  Но царь Креон запретил кому-либо прикасаться к Полинику и поставил стражу охранять его, но Антигона не может смириться с этим и втайне хоронит тело Полиника. За это Креон должен казнить Антигону, поскольку она нарушила его волю. Он решает судьбу Антигоны: Умирает Антигона, погибает и ее жених Гемон, который не представлял свою жизнь без любимой невесты. Убивает себя Евридика, няня Антигоны и Исмены. И  «Те, кто должны были умереть, умерли. И те, кто верили во что-то, и
те, кто верили совсем в другое, и даже те, кто ни во что не верили и попали в эту историю, ничего в ней не понимая. Все одинаковые мертвецы - застывшие, бесполезные, гниющие. А те, кто остались еще в живых, понемногу начнут забывать их и путать их имена».
В основе трагедий традиционная для античных произведений тема кровного долга. Антигона готова отдать жизнь ради успокоения брата.
Также есть перипетии и узнавания. Узнавание в обоих произведениях происходит в то время, когда Креонту становится известно о поступке Антигоны. Перипетия особенно видна, я думаю, в трагедии Софокла, когда Гемон сначала говорит об уважении к отцу, а затем обвиняет его и убивает себя около Антигоны.
В "Поэтике" Аристотель писал о том, что для трагедии необходим характер благородный, которому могли бы сочувствовать зрители. И это безусловно Антигона. Даже в произведениях написано о поддержке жителей Фив Антигоны.
Влияет на публику и трагичная жизнь героя.
Страдание - это действие, производящее гибель или боль, например, разные виды смерти на сцене, припадки мучительной боли, нанесение ран и т. п. Антигона мучалась и страдала, а значит эффект трагедии достигнут.
Стоит вспомнить и о роке. Антигона чувствовала свое предназначение умереть из-за долга.
Метод повествования:
Трагедия Ануя более приближена к театральной постановке. В прологе он описывал внешность героя, его привычки, положение. Словом, он описывал героев и их предназначение в трагедии довольно точно.  Так , например, он пишет о главной героине: "
Вот сейчас станет Антигоной, что из худой, смуглой и замкнутой девушки,
которую никто в семье не принимал всерьез, внезапно превратится в
героиню и выступит одна против целого мира, против царя Креона,своего дяди. "
Софокл же в прологе сразу начинает повествование. Идет раскрытие замысла сюжета, рассказывается цель Антигоны.
Самым важным отличаем же является выбранные методы повествования. Софокл использовал лирику, а Ануй прозу. Думаю, что данные различия диктуются временем. Ануй адаптировал трагедию Софокла для XX века. Софокл же писал для античной публики. Итак, все зависит от театральных требований публики в определенное время.
Акценты:
Софокл делал акцент на действиях, мыслях и словах Антигоны, Креонта. Ануй же параллельно с развитием сюжета выводит на сцену второстепенных геров, няню и стражника. Ануй создает еще одно узнавание: Антигона узнает о настоящей сущности братьев, когда Креонт рассказывает историю о их жизни. Антигона разочаровывается и уже почти готова отказаться от своей цели, но все же идет до конца.
Итог:
Смысл произведений тоже преподносится по-разному. Софокл пишет:

Человеку сознание долга всегда -
Благоденствия первый и высший залог.
Не дерзайте ж заветы богов преступать!
А надменных речей беспощадная спесь,
Беспощадным ударом спесивцу воздав,
Хоть на старости долгу научит.

Софокл пишет о сознании своего долга, разумности действия.
Ануй же пишет о быстром течении времени.
"Те, кто должны были умереть, умерли. И те, кто верили во что-то, и те, кто верили совсем в
другое, и даже те, кто ни во что не верили и попали в эту историю, ничего в ней не понимая. Все
одинаковые мертвецы - застывшие, бесполезные, гниющие. А те, кто
остались еще в живых, понемногу начнут забывать их и путать их
имена. Все кончено."

Все проходит. Люди забываются. Время течет.

Антигона

Previous post Next post
Up
[]