Высоцкий. Спасибо, что живой

Nov 17, 2011 14:55

Оригинал взят у luckyvlad в Интервью с сыном Высоцкого

image Click to view



Интервью с Никитой Высоцким.
О том, кто играет его отца в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".
Ну, и вообще, в рамках беседы присутствует стремление понять в очередной раз,
каким он - Владимир Высоцкий - был, что произошло и т.д.
Информации ведь много, а истина до сих пор известна далеко не всем.

Сюжетная линия
─ Никита Владимирович, насколько мне известно, в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой», к которому вы написали сценарий и который скоро выйдет на экраны, речь идет о пяти днях жизни Владимира Высоцкого. В частности рассказывается о его гастролях в Узбекистане.
─ Случай в этой поездке − основа. Фильм не документальный и мы не преследовали цель следовать фактам. В картине сконцентрированы какие-то события, случавшиеся с отцом, какие-то люди, которые были необходимы, чтобы рассказать о моем отце именно так. Сама история поездки в Узбекистан не очень хорошо известна, а то, что известно − в основном неправда: кто-то не хотел рассказывать, кто-то приукрашивал, кто-то с чужих слов говорил. Я же действительно очень многое узнал об отце после его смерти. Поскольку кино не документальное, в нем важен не точность, с которой рассказывается о каком-либо факте, а его художественное осмысление. Высоцкий говорил, что 10% пережитого автором и 90% вымысла дают в итоге художественное произведение. Но это должно быть 90% не вранья, не ереси, а именно фантазии. История в фильме − это история не только нескольких дней жизни, но и написания одного поэтического текста, внутренней победы Высоцкого, его прорыва.
─ Вокруг темы, кто кого играет в вашей картине возник целый клубок слухов, домыслов. Вы умышленно создали эту интригу?
─ Ни мной, ни съемочной группой никакой интриги не создавалось. Получилось так независимо от нас. Благодаря хитрым репортерам, которые хотели обнародовать эту информацию раньше, чем мы, поскольку артист еще не был утвержден.
Несколько актеров из нашей «первой линии» пробовались на главную роль. Но сказать в применении к этим пробам: «Владимир Высоцкий», − было трудно. Потому что в огромной степени Владимир Высоцкий − это хорошо знакомый всем голос, а также лицо, которое большинство людей видело в кино на крупном плане. Мы стремились максимально приблизиться к тому, каким отец был в реальности, и хотим, чтобы зрители в кинозале не гадали, кто этот играющий его артист, не оценивали мастерство гримеров, операторов, специалистов по обработке изображения, а в течение двух часов находились наедине с образом Высоцкого. Само собой, над обликом главного героя и над его голосом была проделана очень большая работа. Кино стало очень технологичным, немалую роль сегодня играют компьютерная графика, виртуальные спецэффекты. Хотя лицо Высоцкого в фильме − не маска, не компьютерная модель. Это живое актерское исполнение
─ Владимира Вдовиченкова…

─ Вы говорите, Вдовиченков, кто-то утверждает, что Высоцкого играю я.
─ А вот голос главного героя мне очень на ваш показался похожим.
─ Мой голос похож на отцовский, да. Но, знаете, например, мои знакомые называли мне три-четыре фамилии тех, кого они слышат за кадром. Когда вы придете в кинозал и увидите то, что получилось, поймете, кто и что − неважно (кстати, в титрах актер, играющий Высоцкого, не указан). Я видел, какое сильное впечатление произвел отснятый материал на тех, кто его очень хорошо знал.
─ А как вы будете выходить из положения, если актер, играющий главного героя, получит на фестивале приз за лучшую мужскую роль, например?
─ Если профессиональная премия признает работу актера, будем думать, что делать. Главный приз, который мы, дай бог, получим, − внимание и интерес людей. Все остальное − вторично. Вообще говоря, этот фильм − это не только кино, это культурологическая акция. Это чуть больше, чем вот ребята написали историю, нашли денег, сняли, показали и забыли. В жизни не только создателей картины, но и миллионов обычных людей эта картина − чуть больше, чем просто кино. Поэтому все у нас не совсем так, как обычно, когда пиарят главного героя, придумывают ему, например, несуществующие романы, чтобы просто подогреть интерес публики.
─ А кто прототип героя Сергея Безрукова?
─ У нас исторический персонаж один − Владимир Высоцкий. Остальные − это образы. Не скажу, что собирательные. Было, что называется, и так, и не так. Безруков играет молодого актера, которого вводят на роли Высоцкого в театре. У него что-то не получается. Он копирует Высоцкого, старается быть на него похожим и поэтому у него ничего не получается. Это история многих молодых и не очень артистов, которые по разным причинам вводились на разные сыгранные отцом роли. Кстати, Высоцкий, наоборот, когда вводился на роли, которые до него играл Николай Губенко, не копировал ничего, делал по-своему. В фильме показана ситуация, когда персонаж Безрукова пытается воспроизвести на сцене Высоцкого, но поэтому роль у него не получается. Попытка подражать не раскрывает, а закрывает, человека.
─ А кого играет Оксана Акиньшина?
─ Ее героиню зовут Татьяна. Акиньшина играет роль, а не конкретного человека. У моего отца была довольно сложная и бурная жизнь. Он был несколько раз влюблен и любил разных женщин, о которых не принято говорить, ведь у него была официальная жена. Хотя говорят многие. Акиньшина играет молодую женщину, которая любит Высоцкого, и их любовь обречена. Мы никого конкретно не имели в виду, хотя полемически настроенные люди, конечно, будут искать параллели с жизнью. Вообще говоря, у нас сильный актерский ансамбль: это свита, которая играет короля, все в картине играют Высоцкого.

Российско-американское кино
─ Как участвует Colambia Pictures в этом проекте?
─ «Высоцкий. Спасибо, что живой» − это фильм производства кинокомпаний «Дирекция кино» и «Монументал Пикчерз» (подразделение Columbia Pictures − SONY). Дело в том, что американское кино в России более востребовано, чем российское, голливудские студии сегодня у нас более узнаваемы, чем наши. Хорошо это или плохо, но это факт. Американцы имеют в российском прокате серьезные позиции, связи с телеканалами и тому подобное. Они здесь стоят на ногах гораздо тверже, чем многие российские студии. И деньги у них есть. Производить русское кино для России они не могут, они производят американское − для всего мира, но у них есть желание «застолбить» рынок. Сейчас выходит несколько совместных фильмов: американцы в этих проектах участвуют деньгами, в продвижении картины, в производстве, осуществляя продюсерский контроль. У нас тоже есть два американских продюсера, с которыми мы через переводчика общаемся.
Вообще говоря, наше кино − большое, масштабное, его «на коленке сделать» сложно. Не знаю, как такая форма сотрудничества скажется на российском кинематографе, но для нашей картины, безусловно, в нем вижу одну только пользу. Скажем, у нас возникали страховые случаи, и американцы очень хорошо с ними разбирались.
─ Голливудские студии уже дольно давно продекларировали свое стремление «вкладываться» в национальные кинематографы разных стран, не только завоевывая рынок, но и экспортируя собственные ценности…
─ В наш фильм это сотрудничество какой-то «американщины» не привнесло. Позиция голливудских продюсеров была − не диктовать, а участвовать. Наверное, будут какие-то проекты, когда они будут говорить: вот мы вам сейчас расскажем, как надо. Но в нашем случае они понимали: Высоцкий − национальный герой в России. И, с точки зрения творчества, вели себя очень корректно.
─ В сценарий они внесли какие-то изменения?
─ Да, что-то принимали, что-то − нет. В чем-то они нас убеждали, в чем-то − мы их. Это нормально. Просто бывает, когда продюсер диктует: здесь все не так, этой сцены не будет! Такую возможность они в принципе имеют. Но с нами наши американские продюсеры вели себя очень корректно. Кстати, в плане денег такого, как у нас (все потратим, разберемся потом), конечно, не было. Но это правильно.
─ Какой бюджет картины?
─ Если говорить о чистом производстве, 12 млн долларов. Замечу, что будет выпущено полторы тысячи копий, что значительно больше, чем это обычно с российскими выходящими в прокат картинами бывает. В случае с «Домом солнца», допустим, это было всего лишь четыреста копий.
─ А рекламный бюджет?
─ Точно сегодня сказать не могу. Существенный, миллионы долларов. Хотя мы не станем разбрасываться деньгами и делать какие-то вещи, которые не работают на приход зрителя в кинотеатр. Недавно выходили в прокат фильмы, которые не могут похвастаться сборами, но мы их, а точнее, гул по их поводу, до сих пор помним.
─ Какие песни прозвучат в рамках кинодействия?
─ Это не музыкальный фильм, но песни Высоцкого в картине есть: «Баллада об уходе в рай», «Баллада о детстве», «Охота с вертолетов». Они − часть драматического действия.

«Темная сторона» Высоцкого
─ Насколько помню, раньше вы не были сторонником того, чтобы, говоря о Высоцком, уделять внимание его вредным привычкам. В картине эта тема поднимается. Что-то изменилось в вашем к ней отношении?
─ Я не говорил, что нельзя затрагивать эту тему. Я высказывался по поводу конкретных статей, книг, телепрограмм, документальных фильмов, которые тонут в быту, в подробностях, имеющих отношение не к отцу, а к тому, кто о нем якобы рассказывает. Когда сор из избы вынесли (не я, прямо скажем, не наша семья), огромное количество людей настаивало на том, что «об этом» надо говорить. Я всегда настаивал на том, что рассказывать надо не о том, что делало отца похожим на других (болезнь, бытовые проблемы), а о том, что его от всех отличало (о его таланте, даре). Обратите внимание, мало кто пишет о том, как Высоцкий репетировал свои роли в театре. Максимум, что могут вспомнить? Володя пришел, у него было плохое настроение, он сказал: «Да пошли вы все!» При этом известно, что он очень трудно репетировал Гамлета. Но как именно? Я спрашивал людей, которые в то время работали в театре: «Почему вы об этом не пишете?» Мне один из них честно сказал: «Не помню». А вот, сколько портвейна взяли, к какой женщине поехали, помнят! И я возражал против этого. Должно быть равновесие. Если вы говорите о быте и опускаетесь в своем рассказе до самого плинтуса, то тогда потрудитесь и об остальном поведать! В нашей картине о болезни говорится мало и тактично.
─ Не секрет, что одним из основных в течение последнего года жизни Владимира Семеновича было стремление покончить с наркотической зависимостью. Чувствовал Высоцкий в 79-80-м годах себя уже очень плохо, но в то же время продолжал ездить на гастроли, где мог давать по три-четыре концерта в день, играл невероятно затратные для нервной системы спектакли в Театре на Таганке. Почему он не сбавил бешеный темп своей жизни?
─ Фильм и об этом тоже. Мне историю, легшую в основу картины, рассказал отцовский друг Сева Абдулов, когда мы поминали его на девять дней. Мне еще 16 лет тогда было. Чем меня «перевернула» эта история? Я понял тогда, что главной целью Высоцкого было не продление физической жизни, хотя он хотел жить, боролся за себя. Прежде всего, он стремился реализовать то, что ему было сверху отпущено. Поверить в это человеку, который так не живет, трудно. Как такое понять, к примеру, тому, кто свои природные способности тратит на то, чтобы использовать любую ситуацию с целью максимально «отжать бабла»?
Сегодня ведь как чаще всего бывает: человек написал книжку, которая неплохо продавалась, и он уже, соглашаясь на встречу с читателями, говорит, что ему подайте отель не меньше пяти звезд, машину представительского класса, гонорар, само собой, столько-то, а вода в номер − только такая-то должна быть. Этот художник оценивает свой дар и продает его. А у Высоцкого было по-другому. Он не продавал свой дар, он ему служил. Он получил возможность дикой ценой, ценой своей жизни заплатить за свое творчество. Он и в последний год, когда умирал и понимал, что конец неизбежен, писал стихи, работал, исправлял, отдавался целиком этому, даже понимая, что не опубликуют. А победитель при всем этом Высоцкий потому, что победил время. Огромное количество людей жило параллельно с ним. Что-то говорили и писали в том духе, что его через два года забудут. Их нет, а он остался. И наш фильм об этом.
─ За 30 концертов в течение 5 дней в Калининграде Высоцкий получил баснословную по тем временам сумму: за неделю работы − 6 тыс рублей. Совершенно непонятно, зачем ему была нужна такая гонка, зачем ему было себя так истязать?
─ Что касается этого конкретного случая, почти все деньги он отдал потом одному человеку, которому в тот момент было плохо, который нуждался в деньгах. Зачем такая гонка? Во-первых, он так публиковался, ведь его не печатали. Ему была нужна публика. Во-вторых, он не мог жить на 140 рублей в месяц, которые ему платили в театре. Его траты казались тогда многим безумными. И дело не только в дорогих машинах. Он многим помогал. Ему нужно было иметь возможность купить билет на самолет Москва − Париж и, прилетев, не жить там за счет Марины. Более того, Высоцкий привозил оттуда чемоданы подарков разным людям. И это не только шмотки были, это могли быть лекарства для чьей-то матери. В конце жизни он купил себе две очень дорогие гитары, и него дома была своя очень приличная звукозаписывающая студия. Я не могу сказать, что он жил как звезда, но ему нужны были, в том числе, и деньги.
─ В книге Марины Влади есть такие слова: «Ты не можешь жить ни поднадзорно-свободным в Москве, ни условно-свободным на Западе. Ты выбираешь внутреннее изгнание. Шаг за шагом ты покидаешь сам себя». А один из знавших Высоцкого людей − врач-реаниматолог «Склифа» Станислав Щербаков − утверждал, что прием наркотиков был для поэта формой социальной защиты. Имела в его случае место «внутренняя эмиграция»?
─ По поводу людей, в частности, врачей, которые в последние часы жизни Высоцкого были рядом с ним, и позже искренне излагали свою версию происшедшего, можно долго говорить. Не хочу сейчас комментировать ни их высказывания, ни текст Марины Влади. На этот вопрос отвечу так. Высоцкий был реалистом и очень коммуникабельным человеком: мог легко войти в незнакомую компанию и стать в ней центром. При этом жить он не только хотел, но и умел: в стране, где почти все было дефицитом, мог достать что угодно. Болезнь Высоцкого связана, думаю, была с тем, что имелась врожденная предрасположенность. Хотя проблема в его случае носила все-таки не медицинский и не социальный характер. Высоцкий так сильно тратился, что полностью восстановиться для него было делом нереальным. Огромное количество людей считает, что он выходил на сцену и кричал. «Ничего особенного, − говорят они, − просто мы не умеем так громко кричать “на связках”, а у него получалось». На самом деле его срывы были абсолютно осознанными: Высоцкому нужно было «обнулиться», чтобы идти дальше. Он не был ни психопатом, ни шизофреником. Это было связано с его способом жить и творить, а не с тем, что он, предположим, не мог «жить непризнанным». Штангист тренируется-тренируется, приезжает на чемпионат мира и там у него три попытки. Если он не поднимет вес, то это конец, поехал домой. Отец в состоянии «последнего рывка» жил всю свою сознательную жизнь. Наверное, если бы у него был психоаналитик, что-то могло быть по-другому. Но, повторюсь, главной целью Высоцкого было не продление физической жизни, он стремился реализовать то, что ему было сверху отпущено.

Общественная необходимость
─ В наши дни сложно представить, что не выпущенный сборник стихов и отсутствие членства в Союзе писателей СССР может серьезно человека расстраивать…
─ Высоцкий хотел видеть напечатанными свои стихи (в конце жизни начал писать прозу, очень серьезно подходил к этому занятию), а у членов Союза писателей была возможность публиковаться. Из-за того, что он не был членом Союза композиторов СССР в качестве автора музыки его песен, написанных к фильмам, указывали не его, а тех, кто делал к ним аранжировки. И я не раз нарывался на живых композиторов или их родственников, которые одергивали меня: чего это вы пишете, что музыка Высоцкого? Членство в творческих союзах играло большую роль.
─ «Очень легко, − пишет Марина Влади, − вести себя по всем правилам, если ты не опальный поэт, лишенный признания». Как думаете, отсутствие цензуры и одновременно спонсоров, инвесторов, тех, на чьи средства можно было бы записывать пластинки, издавать книги, снимать фильмы, больше бы Владимиру Семеновичу понравилось? А еще ведь сегодня есть «формат» и то, что при нынешнем развитии индустрии развлечений до людей попросту не докричишься…
─ Высоцкий, Есенин, Станиславский, другие, им подобные, получившие признание люди, во многом обязаны общественной необходимости. Стремительное восхождение отца началось задолго до того, как он стал узнаваем. Он пришел в Театр на Таганке, когда там шел «Микрорайон», в котором звучала отцовская, но как казалось создателям спектакля, народная, песня «В тот вечер я не пил, не пел…» Она была популярна, а отец в тот момент являлся безработным артистом, который пришел устраиваться в театр. Он был востребован раньше, чем стал знаменитым.
Сейчас общественная потребность в чем-то другом. Я не знаю, какая она, не могу сформулировать. Высоцкого же хотели слышать для «ощущения собственного идеала». А он все время писал новые песни, сочинял все лучше и лучше. Ему говорили: «Володя, зачем? Ты же уже столько написал!» Многие, записав 20 лет назад альбом, до сих пор его по клубам, телевидениям, городам и весям исполняют и живут лучше Владимира Семеновича.
Высоцкого очень трудно сравнивать с современниками, которые себя навязывают. Говорят, например: «Я лучший, смотрите, я написал песню…» Ему отвечают: «Иди на хрен со своей песней!» Он не сдается: «Все-таки послушайте, давайте клип сделаем, найдем спонсора, заплатим за телевизионный показ, чтобы люди решили, что им это нужно».
А тогда, в случае с Высоцким, люди уже знали, что он им нужен.
Previous post Next post
Up