"Рим, открытый город" Роберто Росселлини (1945г.)

Jun 27, 2015 09:38

Первые попытки осмысления итальянского неореализма. Поэтому и такие немного бессвязные )

"Рим, открытый город" Роберто Росселлини (1945г.)



Фильм начался сниматься через два месяца после того, как фашисты покинули Рим. Съемки проходили в реальных декорациях и с участием простых людей. Рассказанная история еще свежа в памяти людей. Реализм как он есть.
Оккупация, голод, борьба, надежда.
Действие фильма происходит в оккупированном Риме. Гестапо охотится за руководителем сопротивления Манфреди. Он находит убежище в доме своего друга Франческо и его невесты Пины. В роли связного выступает священник Дон Пьетро, который ему помогает.
В фильме ярко показана жизнь общества в те дни. Выводят на экран не только героев, но и предателей. Одни всеми силами и надеждами борются с фашистским режим посильными средствами. Бабушки-хозяйки квартир, на которых останавливаются сопротивленцы, молчат и прикидываются ничего не знающими, дети устраивают диверсии, друзья готовы поделиться всем, что у них есть, несмотря на свои собственные надежды и мечты. Другие же просто устают и им хочется красивой и полной жизни здесь и сейчас и совершенно неважно, что за всем этим стоит.
У кого-то простые человеческие мечты, что скоро закончится эта долгая-долгая зима и наступит такая долгожданная весна, кто-то мечтает о новом манто.

В фильме сильны два символа Италии: католический священник и женщина.


Священник является олицетворением Веры. Он до конца верен своим убеждениям, защищает невинных, терпит мучения. Его образ, как мученика, своего рода аллегория мучеников-всех тех, кто борется с фашизмом.
Женщина, которую играет Анна Маньяни. В ней вся Италия. Вся вера и надежда. В ком же еще она может быть, как не в женщине. Она хранит верность, она защищает, она любит, она бережет.

Вообще же, как я читала, итальянское кино до этого фильма, который стал началом нового витка, не существовало. То, что снималось, было всего лишь агитфильмами. А в этом фильме показана вся правда жизни, что стало глотком свежего воздуха и стало своего рода откровением.
Марлен Хуциев вспоминал, что когда впервые увидел отрывок, а именно когда падает Пина героиня Анны Маньяни, которая бежала за своим возлюбленным Франческо, и у нее задирается юбка, для него это стало потрясением. Думаю, что не только из-за задравшейся юбки, сколько от ощущения реальности, от осознания того, что даже где-то там, не у нас, простые люди тоже страдают от оккупации.
Неореализм стал явлением. Мне же со своей стороны трудно в полной мере оценить это явление. Да, все читаемо, и все понятно: декорации, образы и даже символика, манера съемки, это ощущение документалистики. Но, у меня нет прошлого от просмотра того, что было до. Как сказал Кирилл Разлогов в своей передаче «Культ кино», в которой и принимал участие Марлен Хуциев, что сейчас все это смотрится все равно постановочной работой, прописанной и срежиссированной, правда он говорил это о «Похитителях велосипедов», но я думаю, что в целом это применимо и к другим представителям неореализма.

роберто росселлини, итальянский неореализм, италия, кино

Previous post Next post
Up