"Физиологические" основы Бога

Jul 18, 2016 09:16

Постоянный читатель уже знает, что человек я сугубо светский, но уважающий религию, видящий в ней вполне материалистические основы и полезности для рода человеческого. В то же время я не лишён и каких-то, с вашего позволения, метафизических пониманий действительности, далёких от эзотерики, экстрасенсорики и прочего (как-нибудь расскажу и о свидетельстве экстрасенса, коим обладаю, и почему ушёл от этой концепции).
А сегодня я хотел бы дать одно из пояснений своей позиции по отношению к религии. Оно, я надеюсь, поможет в научно-популярной форме понять значимость религии и физиологического воздействия Бога на организм и поведение человека.




Поведение человека конечно же в огромной степени обусловлено. Оно обусловлено необходимостью искать еду, искать кров. Продолжение рода занимает колоссальную долю человеческого поведения. Всё это природная обусловленность. Но человек не был бы тем, что Маркс и др. назвали "социальным животным". Т.е. человек не полностью оказался обусловленным природным началом, он вырос из него и перешёл на новый этап социальной обусловленности. На эту тему написаны тысячи работ. Однако и социальная обусловленность не целиком давлеет над человеком. Существует хотя бы такое понятие как внутренний мир человека. Возникает что-то, что заставляет индивидуум идти против течения в обществе, т.е. выступать одновременно и против природной сути и против социальной обусловленности. При этом он продолжает кушать, спать, взаимодействовать с другими индивидуумами, т.е. одновременно с третьим, проявлять себя и на первом и на втором этажах. Что касается Бога, то он теоретически должен был бы присутствовать на четвёртом этаже, стоящем глубже внутреннего мира человека и затрагивать какие-то особо чувствительные области психики. И тут уже нельзя даже достоверно сказать, каждый ли человек может физически почувствовать игру на этих струнах четвёртого этажа своей психики, не говоря уже о том, возможно ли доказать присутствие Бога, используя эти сверхтонкие инструменты.

Однако, какие-то относительно прецизионные, прослеживаемые и воспроизводящие результаты методы у учёных сегодня имеются. Нейрофизиологи предприняли попытку прочитать и зафиксировать присутствие Бога используя самый сложный инструмент на земле - человеческий мозг. Чтобы понять, что они задумали, давайте ответим на вопрос: Существуют ли радиоволны? Вы не можете их увидеть, не можете услышать или потрогать. Не можете почувствовать тактильно или унюхать их пары. Но вы можете взять не сложную антенну, простой преобразователь и динамик, чтобы перевести неосязаемые радиоволны в слышимый частотный диапазон. И после этого с уверенностью сказать, что радиоволны существуют. Так же и учёные решили использовать самую сложную антенну для считывания божественного сигнала. Антенной этой стал упомянутый человеческий мозг.
Они сняли энцефалограммы глубоко верующих людей во время молитвы и контрольные энцефалограммы светских людей, находящихся в состоянии медитации, т.е. наиболее приближенных к состоянию молитв. Сделали хорошую выборку, набрали статистику и пришли к интересным результатам. Во время молитвы активнейшим образом работали лобные доли мозга исследуемых, отвечающих за речь и распознавание речи. Мозг испытуемых обращался к Богу и вёл себя так, словно получал ответ. Ответ этот формировался из-за некоторого сенсорного диссонанса, какой бывает, когда смотришь в зеркало и пытаешься идти (картинка движется в одну сторону, а ноги в другу. Попробуйте - много о себе узнаете). У буддистов другая ситуация. Их молитвы не словесные, они скорее визуализируемые. И активность проявляли зрительные области мозга. Т.е. если христианте с Богом "говорили", то буддисты Бога "созерцали".
Самое интересное произошло, когда сопоставили результаты с медитирующими людьми. И те и другие вышли из молитв/медитаций отдохнувшими. Однако энцефалограммы медитирующих показали результаты спокойствия, без ярко выраженных сопоставимых активностей мозга. (Они там уснули все, что ли?)  Таким образом, наличие Бога не доказано (и не опровергнуто), однако показано, что физиологическое состояние верующего человека отличается от физиологического состояния человека светского.

Убеждённость человека в том, что за ним кто-то наблюдает, бывает очень полезной для общества. Можем обратиться к ещё одному наглядному эксперименту на детях.
Детям обещали сладости, если они попадут мячиком в корзину, стоя спиной к корзине от белой линии. Дети кидали и не попадали. Затем взрослые ушли, попросив детей продолжать кидать на тех же условиях. Оставшись один на один с корзиной, отделяющей ребёнка от сладостей, дети почти все решили нарушить правила, подойти к корзине и положить туда мяч. Обман - штука полезная и естественная. Если ребёнок к определённому возрасту не научился обманывать, стоит обратиться к психологам. Однако продолжение исследований дало новые результаты. Детям рассказали, что рядом на стуле сидит сказочная невидимая и неосязаемая принцесса, которая за ними наблюдает. Взрослые ушли, а дети... Дети перестали нарушать правила. Они принцессу не видят, не могут с ней договориться, не могут спрятаться или опровергнуть её существование. Им становится страшно нарушать правила: "А вдруг конфет всё равно не дадут за обман? А так может попаду..."

И есть, конечно, эффект плацебо, когда лекарства-пустышки вызывают у подопытных ту же реакцию, какую должно было бы вызвать настоящее лекарство. Этот метод внушения использовали чертовски часто, в том числе в спецназе, когда солдата под гипнозом убеждают, что он не уязвим, и тот, отбросив страх, начинает автоматически выполнять задачу, грамотно уклоняясь от пулемётных очередей, предугадывая направление следующего выстрела миномёта и т.д.

Существует ли Бог? Мы достоверно не знаем. Но мы точно знаем, что он влияет на мир, даже если не существует.

Я, например, был бы очень рад, если б какой-нибудь гопник решил не поджигать машину, боясь за это божественной кары. Но к сожалению, этот же инструмент может быть использован и в обратную сторону, для подавления исторической социальной энергии, например, или для реализации террористической деятельности смертниками, когда Бога представляют не благим и добрым, а злой и мстительной сволочью, поощряющей геноцид (это я про некоторые исламистские течения, запрещённые не только в нашей стране).

И завершу свою статью открытым вопросом: Стоит ли разрушать позитивно действующие религии только из-за того, что негативно действующие не дают спокойно жить?

Бог, Метафизика, Наука и техника, Религия, Психология

Previous post Next post
Up