Прочитал уже прошлогоднюю
статью тов.
kopninantonbuf об электричках, людях и стадном инстинкте. В ней автор рассказывает о том, как под Новый год люди, возвращаясь домой, садились в электричку. Акцент был сделан на том, что в первую очередь люди массово ринулись занимать более комфортные вагоны 2-го класса, чтобы не пришлось ехать в вагонах 3-го класса. При этом, как полагается, народ несётся сломя голову, толкаясь, пихаясь, не щадя ни себя, ни соседа.
В целом, тенденция такая есть. И есть тому подтверждения и в других областях. Например, при посадке людей в автобус, когда современные парни (которые не курят, не пьют, занимаются спортом да и вообще крайне положительны), да и девушки легко могут потягаться со старушкой за место в автобусе, помнут её, потопчут, а потом с искренней доброжелательностью (когда накал и азарт спадут) ей же занятое место и уступят. Или при открытии кассы в магазине, когда последний в очереди рвётся изо всех сил стать первым, раскидывая посетителей, прилавки, да и самого кассира (потом может вполне искренне извиниться, когда тот же азарт спадёт).
Однако я сейчас хотел бы поделиться совсем другим аспектом мотивации людей на подобное поведение, которое внешне выражается в том же виде.
Дело в том, что по необходимости, пользовался электричками ежедневно в течение полутора лет и ещё примерно год пару-тройку раз в неделю. И видел как раз тоже самое. При подъезде электропоезда к платформе, люди массово начинают перемещаться к голове состава. И дело было совсем не в мягких креслах - вся электричка была составлена даже не из вагонов с первого фото (они тоже были), а из вагонов с деревянными или, чаще, пластиковыми сиденьями, к которым летом, прошу прощения, задница прилипала. (Это были 2005-2010 годы, для справки).
Почему люди шли вперёд, снося прохожих, в этом случае?
А шли они, потому что электричка далеко не всегда останавливалась у указателя "Остановка первого вагона". И потому что, если проедет, всё-таки, до указателя, тебе придётся совсем уж сломя голову бежать через весь перон, если изначально нацелился попасть в хвост состава. Кроме того, пероны, обычно, хорошо продуваются ветром и промываются дождём, кроме участка в навесом, кассовой будкой, киоском с бульварным чтивом и т.п. Поэтому люди толпой становились в серединке и толпой реагировали на положение электропоезда перед остановкой, стараясь более-менее равномерно распределиться. Возникали при этом совсем не шуточные потоки людей.
Добавляли жару байки о том, что пару раз машинист не дожидался не успевающих сесть пассажиров и закрывал двери, зажимая руки, ноги, головы, разделяя детей и бабушек и т.д. На своей практике никогда такого не видел, но людская молва - штука сильнодействующая.
Так что не в комфорте была вся соль. Вагоны с 1-го фото заполнялись так же, как вагоны с деревянными или пластиковыми сиденьями, хоть и в первую очередь. (За исключением зимы. Зимой заполняются вагоны с работающими печками, как бы тесно в них ни было).
Ещё одно наблюдение.
Те, кто ездят регулярно, обычно садятся в один и тот же вагон. Знакомые лица, общие темы и т.д. И это тоже становилось более сильным приоритетом, чем уровень комфорта (за исключением зимы, опять же).
Вот так и получается, что приходишь, смотришь, а тут такое творится... хаос, кошмар... народу больше, чем людей. А уже через пару месяцев становится понятно, кто куда идёт, кто в каком направлении ринется при подъезде поезда, кто на кого ориентируется, а кто пришёл на перон впервые. И выясняется, что у толпы, оказывается, есть своя структура, свои лидеры, свои цели и мотивы.