Смотрим вместе. Голодные игры: Сойка-пересмешница, The Hunger Games: Mockingjay (2014-2015)

Nov 29, 2015 08:10


«Храбрость одного изменит мир»
«Да не угаснет пламя»
Квартальные Голодные игры завершены бегством трибутов. В дистриктах вспыхнули восстания. Дистрикт 12 стёрт с лица земли ковровыми бомбардировками. Сойка-пересмешница становится главным символом восставших. Дистрикт 13 возглавляет войну против Капитолия.




В прокат вышла завершающая картина квадрилогии "Голодные игры", снатая по одноимённой трилогии Сьюзен Коллинз. В ней мы узнаем, успешно ли завершилось восстание, какую роль в новом правительстве займёт Китнисс Эвердин, куда будет двигаться Панем, кто из знакомых нам персонажей уцелеет, а кто нет и многое другое. Но прежде, чем начнём обсуждать третий и четвёртый фильм серии, мы сделаем некоторый экскурс в прошлое.


Экскурс в прошлое
Чуть менее года назад мы с Вами обсуждали первые два фильма серии. Тогда мною роман не был прочитан. Но сейчас, используя новые знания, мы можем позволить себе ответить на острые вопросы, заданные ранее.
Первое - почему не идёт подготовка трибутов перед жатвой? Ответ даёт Сьюзен Коллинз, который авторы фильма упустили - Тренировки запрещают миротворцы. Капитолию не нужны солдаты за пределами Дистрикта 2. Даже в малом количестве.
Второе - спорный вопрос зрелищности начальной битвы в первые минуты после гонга у Рога изобилия. Книга этот момент ещё более усугубляет, сильно растягивая время игр ближе к финалу. Тут авторы фильма даже сгладили промашку писательницы, при том весьма существенно.
Третье - каста миротворцев, слабо раскрытая в первых фильмах. Миротворцев готовят во втором Дистрикте, территориально окружающем Капитолий. Это не испытывающие особой нужды лояльные Капитолию граждане. Их воспитывают с применением средств манипуляции и программирования сознания. Чем лучше себя показывают солдаты, тем ближе их место службы к Капитолию. Самые преданные и опытные служат во дворце Президента. Система, надо сказать, очень устойчивая и грамотная. А вот у Коллинз миротворцы воспитываются из числа рекрутов Капитолия, и 2-й Дисткрикт лишь дозаполняет вакантные места. На мой взгляд, авторы фильма создали более жизнеспособную картину.
Четвёртое - подавляющее кадровое различие между восставшими и миротворцами. Толпа никогда не может победить регулярную армию, если армия сопротивляется. Но успех восстания обеспечивается, как и было предсказанно, перебежавшими миротворцами и самим наличием профессиональных военных Дистрикта 13.



Ответив на заданные ранее вопросы, можем перейти непосредственно к "Сойке-пересмешнице", разбитой на две части. Начнём, как и всегда, с краткой передачи сюжета.

[Сюжет. ВНИМАНИЕ!!! Текст содержит спойлеры! Рекомендуется перед прочтением посмотреть фильм!...]
Сюжет. ВНИМАНИЕ!!! Текст содержит спойлеры! Рекомендуется перед прочтением посмотреть фильм!


Второй фильм заканчивается на бегстве трибутов с арены Голодных игр и перемещением в мифический Дистрикт 13. Дистрикт 12 уничтожен. Беженцы переселяются в бункеры тайного дистрикта. Дистрикт 13 оказывается строгим военным поселением, имеющим сухопутные, военно-воздушные части, а также ракетные войска стратегического назначения, с ядерным оружием на боевом дежурстве. Именно наличие ядерного оружия позволило руководству Дистрикта договориться с Капитолием о сепаратном перемирии 75 лет назад.

Президент Дистрикта 13 Альма Коэн при поддержке распорядителя квартальной бойни Плутарха Хэвенсби (именно с его помощью трибуты бежали из Капитолия) убеждает Китнисс выступить в роли символа революции - сойки-пересмешницы, призванной объединить дистрикты против тирании капитолийского Президента Сноу. Видя последствия войны она хорошо справляется с выступлениями в пропагандистских роликах и встречах с восставшими на передовой. В этом ей помогает команда суперпрофессионалов из числа повстанцев Капитолия, включая вывезенную Эффи Тринкл. Однако Капитолий применяет против повстанцев в информационном поле пленённого Пита Мелларка, убеждающего восставших прекратить бессмысленную войну и нейтрализующего медийный образ Китнисс. Руководство восставших под давлением Китнисс, осознавшей в полной мере свою значимость, принимает решение вызволить пленных трибутов - победителей прошлых игр. Группу захвата успешно забрасывают в Капитолий. Однако уйти тихо не удаётся. Становится очевидным, что им намеренно позволяют покнуть неминуемую западню вместе с пленными. Задумка Капитолия раскрывается при встрече Китнисс и Пита. Пит оказывается запрограммирован на ликвидацию Китнисс и пытается спасти мир её убийством.




Китнисс ранена, но жива. Восставшие продолжают наступление. Всё больше людей присоединяется к повстанцам. Однако вскоре наступление захлёбывается при столкновении с крепостями 2-го Дистрикта, окружающего Капитолий. Задаваясь гуманистическими вопросами, принято решение заблокировать все выходы из главной крепости и вынудить миротворцев сдаться. В оставленном тоннеле для сдающихся Китнисс под дулом пистолета ловкого миротворца произносит убедительную речь о том, что дистректы не враги друг другу, а лишь пешки в игре Капитолия. Этим убеждает ещё больше людей примкнуть к восстанию, однако пару пуль всё-таки схватывает (благо, есть бронежилет).




Толком не восстановившись Китнисс понимает, что Коэн снова на передовую её не выпустит. Поэтому при поддержке освобождённой Джоанны Мэйсон (трибута из 7-го Дистрикта) бежит на фронт. Коэн нехотя принимает эту игру. А военные части повстанцев к тому времени уже осаждают Капитолий. Сами капитолийцы эвакуировали внешнее кольцо города и усеяли районы столицы тясячами капсул-ловушек, отыгрывая оборону Капитолия в прямом эфире как новый сезон Голодных игр. Пытаясь удержать сойку под контролем, для Китнисс собирают отряд из лучших бойцов для медийной работы в арьергарде. Однако, после гибели командира в одной из ловушек, Китнисс при поддержке бойцов отряда берёт командование на себя и направляется во дворец для убийства Сноу. В ходе похода команда существенно прореживается. Кто-то пал в ловушках, кто-то от пуль миротворцев, кто-то от зубов переродков-троглодитов в канализации (ох уж эти слепые уродцы в подземельях без чувства самосохранения... Какая-то у меня к ним слабость. В каждом фильме, где есть, пугают). Выйдя на поверхность становится ясно, что кольцо ловушек повстанцами преодолено. Сноу барикадируется во дворце и призывает туда беженцев. У самых ворот капитолийский бомбардировщик покрывает колонну беженцев бомбами. От второго взрыва-ловушки погибает сестра Китнисс в составе медотряда, прибывшего спасать раненых.





Со Сноу Китнисс встречается после очередного сеанса в госпитале. Сноу убеждает её, что бомбил людей не он, и что Альма Коэн отлично освоила методы информационно-психологической войны. Сама Коэн предпринимает все меры полновластия пролого правительства, включая новый сезон Голодных игр из числа детей видных капитолийцев. Китнисс принимает игру Коэн в обмен на собственноручную казнь Сноу. Однако смертоносной стрелой убивает не старика, а самоназначенную президентшу (Стрела, предназначавшаяся Сноу, пронзает сердце Коэн). Плутарх позволяет Китнисс уйти от правосудия в изгнание - домой в 12-й Дистрикт. Туда же возвращается Пит и... жили они долго и счастливо.






Сначала о том, о чём я НЕ буду говорить.
Говорить я не буду о душераздирающих любовных терзаниях 17-тилетней девушки. Слишком сильно отдаёт "Сумерками". Да и самим авторам фильма эта тема очевидным образом не интересна.
Мы не будем обсуждать художественные обороты и средства компьютерной графики. Скажу только, что фильм красивый. Не будем также останавливаться на киноляпах. Этим займутся десятки "профессиональных разоблачителей", зарабатывающих на поношении чего угодно.

А обсудим мы несколько очень интересных вещей.

Информационно-психологическая война

Фильм переполнен множеством примеров информационно-психологической войны. Война при этом показана на самых разных уровнях. Это и личный уровень - Пит после промывки мозгов не знает, что было на самом деле, а что является моделированным воспоминанием. Это мелкосоциальный уровень - Кто в команде обманывает? Кто говорит правду? Это и макросоциальный уровень - телевизионная пропаганда, политический подлог, манипулирование сознанием, применение чуждых идеалов в собственных целях. Отметить стоит, что авторы фильма очень хорошо дополнили произведение Коллинз деталями методов и мотивацией персонажей. Книга написана от первого лица, что существенно её обедняет. Сценаристы этот момент перешагнули и весьма успешно.
Поле информационно-психологической войны тем актуальнее, что главные события нашей реальной жизни очень плотно переплетены с манипулятивными технологиями. Это и мемы, это и манипуляции, это и откровенный подлог. Задайтесь вопросом, в чём Вы на самом деле уверены?
Авторы фильма в этмо плане достаточно верно расставили акценты. И это делает фильм очень значимым для нашего времени.

Образ Игры
Помимо просвечивающей на разных уровнях информационно-психологической войны, также подобно фракталу высвечивается и образ Голодных игр. Игры, как смертельные состязания детей на арене. Игры, как смертельное политическое противостояние во время жизни в Капитолии. Игры, как классическая война дистриктов. Игры, как концептуальная битва за будущее мироустройство.



Тема осмысленности жизни и условий готовности к смерти
Когда Пит и Китнисс готовились к выходу на арену в первой серии, Пит говорил, что не хочет погибать по воле Капитолия. Что желает остаться собой даже перед смертью. Китнисс сама начала говорить тоже самое перед вторым выходом на арену квартальной бойни. И совершенно по-другому был раскрыт феномен неминуемой смерти во время начала восстания. Люди с голыми руками бежали на миротворцев. Люди жертвовали собой ради нанесения хоть какого-то ущерба врагу. Осмысленность голодной смерти во время борьбы за лучший мир перекрывает бессмыслицу сытой мещанской жизни. Это метафизический вопрос, на который ответили жители Донбасса аналогичным образом, когда выступили против новой Киевской власти. Может быть кто-то скажет, что нельзя проводить параллели с реальным миром, рассматривая кино. А я скажу, что если таких параллелей не проводить, то лучше кино вообще не смотреть.




Концептуальная война
Это, наверное, самый сложный момент фильма. Очевидно, что главной аллегорией произведения является связка Панем - США. Действо происходит на территории Северной Америки. Обе противоборствующие стороны пафосно говорят о демократии. Оба лидера называют себя президентами. Но если Сноу - это условно власть нетранспарентных элит, то Коэн - это власть военной диктатуры. К демократии, конечно, не имеют отношения ни те, ни другие. Переводя на нашу политическую реальность это условно солдафоны-республиканцы с одной стороны и лжецы-демократы с другой. Речь, конечно, о партиях в США. И главным сообщением (месседжем) фильма является тезис о том, что сломать порочную систему выбора из двух зол можно только столкнув их друг с другом и, сохранив субъектность, сыграть на стороне менее сильного из них, чтобы потом молниеносным ударом сломить и его после общей победы. Т.е. настоящие демократические силы для возрождения США должны избавиться и от демократов (Обама, Клинтом, Керри и др.), и от республиканцев (Буш, Рейган, Маккарти, МакКоннелл и др.). Орудие при этом после выполнения своей работы (Сойка-пересмешница) должно уйти, чтобы в отсутствии ярких фигур, перетягивающих одеяло на себя, могли взойти побеги новой демократии.
Вторая аллегория хуже ложится на задумку фильма. Капитолий, он же "Град на холме" в лице США, подавляет мир грубой военной силой и тонкой информационно-политической войной. Дистрикты - регионы планеты - делятся на более и менее лояльных. Для удержания господства США устраивают локальные конфликты (Чечня, Ирак, Ливия, сегодня Сирия), используя в том числе искусственно созданных переродков (Аль-Каеда, Исламское Государство, Боко-Харам и др.). Единственной силой, способной противостоять Капитолию, является разрушенный 25 лет назад СССР, частично уцелевший благодаря ядерному арсеналу. Сейчас, когда начался новый виток Большой Игры (Голодных игр) на Ближнем Востоке, "13-й Дистрикт" поднял голову и начал использовать в том числе методы "Капитолия" на полях неклассических войн ("Russia Today", "Вести недели" и др.) Они опираются на символы законности, демократии, справедливости, на свободу, равенство, братство, наконец, которых не осталось в современном "Капитолии" вообще. Но при этом в случае победы, эти идеалы будут также отброшены. Во главе "Дистрикта 13" стоят те же самые солдафоны, что предали собственные идеалы, бросив правое дело борьбы с империалистическим капитализмом 25 лет назад (Венесуэлла, Куба, Китай, конечно, держатся, но играют уже давно по правилам Капитолия-США). Сломить "Капитолий" наш "Дистрикт 13" может только оперевшись на ценности, поддерживаемые в первую очередь в дальних от США регионах, а также и в ближайших к "Капитолию". И ценностями такими являются, конечно, гуманизм, антифашизм, коммунизм. Т.е. наше правительство может использовать неосоветские силы для поднятия народов на борьбу с США (тут параллель Сойки-пересмешницы и современных идеологов коммунизма очень точна), чтобы потом самим встать на место тирана. А нам, как коммунистическому субъекту, нужно будет в последствии нанести удар по лидерам постсоветских силовых элит, если те откажутся следовать заявленному перед борьбой курсу.







В целом, на мой взгляд, серия уверенно попадает в пятёрку лучших антиутопий в современном кинематографе.
Не пожалел ни минуты, что взялся за просмотр картин. И уверен, что буду пересматривать.

Кино, Антиутопия, Голодные игры, Смотрим вместе

Previous post Next post
Up