Мысли вслух. Нет, не всегда человек выбирает похлёбку из чечевицы...
Sep 22, 2015 11:58
Вчера я поднял тему причин и следствий событий на Донбассе. Мы оговорили возникший Вызов миру. Вызов античеловечности, вызов предельной антигуманности. Ответили на вопросы, почему ответом на Вызов стали Донбасс и Крым, что изменилось в лучшую сторону при таком ответе, а также что нас всех ждёт впереди. В заключении заметки, я постарался описать причины, по которым ответ оказался настолько слабым. И эти причины вызвали некоторый отклык в соц.сетях. Развивая тему я хотел бы обратить внимание на тезис о том, что люди всегда выбирают чечевичную похлёбку.
С этим я категорчиески не согласен.
Прежде чем продолжить, приведу короткое пояснение метафоры с похлёбкой и первородством. Кто знаком, может смело пропускать нижеследующий спойлер и перейти сразу к интересующей теме.
[О первородстве и чечевичной похлёбке...] История эта имеет библейское происхождение. Сильно сокращая перескажу. Исаак, сын Авраама, имел двух сыновей. Старшего звали Исав, младшего - Иаков. Исав был силён, могуч и волосат, пас скот, охотился на дичь. Иаков же был таким домашним мальчиком, земледельцем, силой, ловкостью не отличался. Однажды Исав вернулся с охоты голодным, а Иаков в это время кушал суп из чечевицы. Исав просит накормить его, а Иаков предлагает похлёбку в замен на право первородства. Первородство подразумевает и право наследия, право власти над младшими, т.е. право некоторой субъектности и самостоятельности. Исав соглашается, вкусно кушает до сыта, а потом через какое-то количество времени Исаак умирает, а Иаков наследует земли отца. История не лишена и кровной мести со стороны Исава, и покаяния и примирения, но род Исава перестал быть богоизбранным, и колена израилевы вырастают уже из рода Иакова.
Нет, не всегда человек выбирает похлёбку из чечевицы, представленную в виде материальных благ, обещаний сытости, предметов роскоши. Точнее, очень часто человек выбирает НЕ похлёбку, а самость, субъектность. Очень часто человек готов за эту самость умереть.
"Лучше умереть свободным, чем жить рабом!" - это очень древняя традиция, не чуждая и нам. Как добиться самости сейчас? Как стать хозяином своей жизни? Для начала забыть про обещания новых философий, типа "Секрет" принести счастье на блюдечке с голубой каёмочкой. Нужно взять ответственность за себя на себя. Ответственность за свою жизнь, за свой быт. Наладить отношения с женой, с семьёй, с друзьями. Осмыслить причины своего текущего положения и наметить пути его улучшения. Набраться сил и сделать первый шаг. А после того, как шаг сделан, не сломаться под возрастающей ношей, не скатиться назад и сделать второй шаг. Далее следует выйти за пределы своего Я, за пределы своей комнаты/квартиры, начать взаимодействовать с другими людьми. Начать подтягивать их за собой. Взять ответственность за тех, кто рядом. Так формируются советы домов, рабочие коллективы, иные организации, учебные или досуговые. Следом идёт осознание ответственности за события во дворе, в районе, в квартале. Ответственность за происходящее в городе, области, стране, в конце-концов. "Человек один не может ничерта!" - а значит с определённого момента предстоит взять ответственность за целую группу тех, кто также желает утвердить свою самость. Это путь восхождения. Он противоположен пути наращивания потребления, эгоцентризма, мифологизации окружающей среды. Только на этих процессах держатся государства, корпорации и даже семьи. В противном случае мешать начинает не только Путин, Обама, скотина-мэр и тот козёл, что с балкона мусор выкидывает. Мешать начинает даже престарелая мать. И этот процесс жизненно необходимо развернуть.
И первые пробудившиеса сейчас сражаются на фронтах как классической, так и не классических войн.