В то время, как проблема организации и эффективности промышленности от рядового гражданина вроде как далека, а проблема транспорта чуть ближе, наиболее близкой к человеку становится проблема социального бытия. Как долго человек живёт? Насколько полноценно он живёт? Насколько он счастлив, в конце концов? Все эти вопросы так или иначе завязаны на социальную сферу.
Ранее мы обсудили принципы организации
промышленности и
транспорта для реализации того
проекта, который видится единственным реально альтернативным тем
процессам глобализации, что разворачиваются под знамёнами мутировавшего капитализма. Продолжить наш разговор следует с описания систем организации и осуществляения процессов образования, здравоохранения, социального обеспечения и др., относящихся к социальной сфере деятельности государства и общества. С тем, что их значимость очень трудно недооценить, думаю, вряд ли кто-то будет спорить. А значит и мы должны уделить внимание этим вопросам.
Главной темой сегодня хочу поставить вопрос образования. Каким оно будет в будущем? Какие технические решения будут применены? Какие ориентиры должны быть поставлены?
Этот вопрос видится не очень-то сложным для обсуждения, ибо за тысячи лет был накоплен огромный опыт передачи знаний от старшего поколения младшему, а на протяжении ХХ века этот опыт был систематизирован, осмыслен и реализован наилучшим образом в СССР. Не зря же говорилось, что США проиграли гонку вооружений за школьной партой (Это были 60-е годы, когда СССР за сверхкороткое время реализовал атомный проект и вывел человека в космос). Советская система образования считалась самой доступной и самой эффективной в мире. Почему её решили сломать те, кто устроил либеральные реформы, понять не возможно, если не исходить из тезиса о том, что её
ломали и ломают специально. Но это уже другая тема.
Чтобы разобраться в теме образования, нужно отметить, что этот процесс двуедин и состоит из обучения и воспитания. Обучение есть простая передача знаний и навыков, а воспитание - раскрытие моральных устоев и норм поведения в обществе для его благополучного развития. Каждая из них нуждается в организации.
Технически образование может измениться незначительно. Например, появится у каждого ученика пластичный учебник на электронных чернилах, имеющий доступ к серверу школьной библиотеки. Тоненькая папка с электронным листом легко заменит огромный рюкзак с книжками, часто превосходящий ученика по массо-габаритным характеристикам. Вместо шариковой ручки и бумаги может быть применено световое перо на сенсорном экране, что облегчит хранение информации и снизит потребность в приобретении тысяч листов тетрадной бумаги. А вот про планшеты, нэтбуки и калькуляторы забудте. Тем более, если они будут с выходом в интернет. Почему? Это уже к вопросу организации.
Есть множество исследований, демонстрирующие зависимость развития умственных способностей от развития мелкой моторики пальцев. Дети, исписавшие десяток прописей, из раза в раз оказывались более внимательны и легче поддавались обучению, чем дети, использовавшие клавиатуры, микрофоны и др. приспособления. Так же было не однократно доказано (да это и не вызывает сомнений), что развитие устного счёта весьма положительно сказывается на той же внимательности, обучаемости, скорости мышления и др. показателях интеллекта. Значит, выводы напрашиваются сами собой.
А есть ещё результаты исследования общественного мнения (
АКСИО-6), которые указывают, что обучение должно быть обязательно трудовым самообслуживающим, обязательно коллективным (т.е. не дома у компьютера с видеомостами, а в сообществе таких же детей), обязательно общедоступным и т.д. А значит и при организации образовательного процесса должны обязательно быть учтены эти запросы общества.
Отдельно хочется обсудить тот запрос общества, который заключается в требовании высочайшей квалификации преподавателей. Это острая тема в наше время и будет острой ещё довольно долго даже если уже сейчас начать предпринимать шаги по её решению. Помните, я писал статью "
Крике души..." со слов одного из преподавателя высшей школы? Суть в том, что на протяжении очень долгого времени (включая весь позднесоветский период), комплектация преподавательского состава формировалась по остаточному принципу. Наиболее талантливые и успешные специалисты начиная с 70-х годов предпочитали идти работать не в школы, не в техникумы и не ВУЗы, а на заводы и НИИ. Предприятия выстраивали преграды на пути перехода лучших специалистов за кафедры школ. По разнарядкам туда уходили те, от кого руководители предприятий хотели избавиться. Позднее ярче выразился и финансовый вопрос в пользу заводов и исследовательских институтов. Ещё позже началось целенаправленное разрушение образования, которое мы уже упоминали, руками либеральных реформаторов. Все описанные процессы усугубились десятикратно! Но даже тогда ещё оставались идейные профессора, доценты и учителя высочайшей категории, которые вытягивали образовательный процесс себе в убыток. Наш учитель труда, например, подрабатывал на заводе "Уралмаш" и за свой счёт ремонтировал изношеные станки и покупал исходные материалы дял проведения уроков, а учитель химии использовала личные связи для поставок в школу реактивов, без которых провести наглядное занятие не возможно (попробуй, объясни на пальцах, как выглядит соединения роданистого железа, например). А сейчас такие преподаватели и учителя ещё остались? Увы...
Так почему бы не поднять роль и социальную значимость учителей и преподавателей так, как это было сделано с военными в нашей стране? Не забыто ещё то время, когда офицерам в автобусах сбивали фурашки, и насколько сегодняшнее отношение разительно отличается от отношения тех времён. Почему бы не сделать то же самое и с преподавателями? Почему до сих пор ходит среди абитуриентов поговорка "Ума нет - иди в Пед"? Почему комплектация осуществляется из числа худших?
Этому есть обяснение два объяснения. Первое - это пресловутая война с образованием, ведомая иноземными лоббистами, речь о которой мы уже откладывали на потом. Вторая более разумная с патриотической точки зрения и заключается в следующем: В условиях экономического давления и переориентирования хозяйственных потоков становится необходимо привлекать наиболее квалифицированный персонал именно к решению текущих жизненноважных задач.
Мы можем потерпеть. Мы ещё дольше сможем терпеть, если будут поддержаны старые кадры. Но без ускорения промышленной переориентации, этого времени не хватит. Точка невозврата будет пройдена. И тогда нам потребуется с нуля собирать систему образования, повторяя опыт наших советских предшественников 20-30-х годов. Но в настоящее время мы официально даже не признали, что оказываемое на нас давление окончательно и бесповоротно.
Пару слов необходимо сказать и о проблеме узкой специализации. Суперузкие специалисты, каких пытаются сегодня выращивать, окажутся в конце концов не способны понять друг друга, а выпускаемые сегодня управленцы окажутся в конце концов не способны понять, чем вообще занимаются их подчинённые интеллектуалы и тем более не смогут выявить наиболее перспективные направления исследований и разработок. А значит помимо специализации образование на всех уровнях обязательно должно включать самый широкий спектр общих дисциплин, обязательных к изучению.
Так каким же мы видим образование будущего?
Это привычный школьный процесс. Дети к назначенному времени являются на занятия своего класса. Вместе занимаются по выработанным единым программам, коллективно решают возникающие проблемы и сложности (основываясь на опыте Макаренко). В процессе обучения дети так же занимаются самообслуживающим трудом (даже тем, который в принципе может быть автоматизирован). При этом к каждому ребёнку преподаватель вырабатывает индивидуальный подход, позволяющий должным образом мотивировать ученика, выявить и раскрыть его потенциальные возможности. Сам преподаватель при этом является профильным специалистом высшей категории, прошедшим горнила производств и научных исследований. По окончании школы абитуриент поступает в среднее или высшее учебное заведение, где продолжает в новом коллективе осваивать широкий спектр материала, необходимого для взаимодействия в обществе, а так же поддержания и развития выбранного специального направления.
Человек может всё. Это лишь вопрос времени и мотивации. А значит и выстроить описанную систему образования нам под силу. Для этого нужно всего лишь переломить текущие тенденции (
как это было сделано с ювенальной юстицией), и направить государственную бюрократию в нужное русло.