Поездом в Удмуртию. Туда и обратно

May 20, 2015 17:00

Обычно я путешествую в плацкартных вагонах, если доводится ехать куда-то поездом. Это больше людей, с кем можно поговорить, это какая-то социализация в мире, где общение сводится к переписке в соцсетях и деловому тону на работе. Бывает, внезапно осознаёшь, что в городе-миллионнике вокруг тебя оказывается совсем не так много людей, как казалось. Только те, кого ты хорошо знаешь, с кем привык здороваться, кого регулярно видишь в привычной столовке. Нет, люди, вроде бы, есть, а время?.. И тут приходит на помощь поезд.
В этот раз ехал в купе, ибо в плацкарте просто не было мест (было одно, на верхней боковушке около туалета, но это уже слишком). Купе было полупустым. Успел немного расстроиться по этому поводу, но с другой стороны, всегда есть возможность почитать (это второе важнейшее преимущество поезда). Да и переезд большей частью приходился на ночь. В общем, ничего особо страшного не произошло. Купе, так купе. Едем.



Поезд... Стук колёс...


Когда еду в поезде, всегда вспоминаю размышления Луи Арагона и Антуана де Сент-Экзюпери.

"И пусть не тот портной уже нам шьет обновы
И поезда не те, и люди на скамье.
Народ - всегда вагон, обшарпанный, дешевый.
Унылый третий класс, как на холсте Дамье."
(с) (Луи Арагон)

Образ поезда сам по себе очень интересен. Его довольно хорошо разобрали в одной из статей цикла "Судьба гуманизма в XXI столетии".
В поезде люди объеденены дорогой. Дорогой длинной. На какое-то время вагон становится домом, где люди начинают вести себя почти также, как в обыденной жизни. Ни в самолёте, ни в автобусах этого не увидишь. И отчасти поэтому люди в поездах легче идут на контакт.

Когда едешь с компанией, то никакой плацкарт тебе не поможет. Вы всё равно будете общаться друг с другом. Всё равно будете обсуждать свои темы, вам понятные, вам известные. Стороннему путнику будет трудно включиться в разговор. Но когда едешь один, ты открыт. И ты всегда можешь поговорить с теми, кто тоже едет в одиночку или оторвался от своей компании на какое-то время.

И тут уже становится важно, сколько людей вокруг. Со сколькими из них ты успеешь навести контакт. А люди бывают очень разные.

В моём случае мне довелось ехать в Ижевск из Екатеринбурга с одним попутчиком. Это был высокий жилистый мужик, с сильно полысевшей головой, осмысленным взглядом и работящими руками. Первое же, что бросилось в глаза, его предельная вежливость. Быть может, даже избыточная. Любой свой шаг он делал с оглядкой на меня. Любое действие, способное меня как-то задеть, он предварительно оговаривал. И по тону было слышно, что если откажешь, то он ни капли не обидится. Хотелось ему ответить тем же, но я так не умею!

Мы разговорились. Оказалось, он едет с вахты. Водочки принял раньше, а сейчас опохмелялся пивком. В это верилось слабо, ибо запах перегара отсутствовал напрочь. Работает он водителем на нефтянников. Рассказал, насколько разительно отличается отношение к человеку сейчас со стороны руководства, от отношения даже 10 лет назад. Сейчас, говорит, на тебя смотрят как на прибыль. А тогда... Тогда смотрели как-то иначе. Как-то почеловечески, что ли. Может быть 90-е пришли, наконец, и за полярный круг?

Он очень обрадовался, когда узнал, что я учёный. Спрашивал, чем контретно занимаюсь и досадовал, что не понимает ни слова. Тогда мы перешли к другим темам. Я позволил ему порассуждать о том, куда едет этот поезд со 150 млн. пассажирами, под названием "Россия". Он с горечью констатировал, что такие, как он, уже ничего не могут сделать. Что вся надежда сейчас только на нас, на таких, как я. Знаете... Это пробуждает внутри какую-то ответственность перед такими дядьками, как мой попутчик, перед страной. Ответственность, от которой ты всегда бегал по разным причинам.

Ночью он сошёл на одной из станций. Его место занял совсем другой человек.
Это уже был мужчина средних лет, с руками офисного работника, с дипломатом. По коротким обрывкам фраз (он не шёл на контакт, только по телефону говорил и спал) выяснил, что он инженер, едет куда-то в командировку, а в дипломате какая-то портативная установка, которую надо презентовать.
Совсем другой человек. Совсем другой внутренний мир. Совсем другие ценности. Однако было в нём что-то, что роднило его с водителем-вахтовиком. Что-то неуловимое.

В коридоре вагона разговорился с женщиной, научным сотрудником медицинского института. Интиллигентная дама средних лет. Едет на конференцию и очень раздосадована, что в Ижевск не летят самолёты, а поезд стоит на некоторых станциях аж по полчаса!
Я её начал мягко прощупывать. Задал осторожную тему о недостатках современной железной дороги и сопоставил их с проблемами советского периода. Однако она не только не поддержала тему. Она отпрыгнула от неё, как от огня. В последствии убедился, что любые воспоминания об СССР в неё вызывают жгучую боль и провоцируют на мантры в стиле:

"Всё хорошо, хорошо, хорошо!
Это мы некудышные, неприспосабливаемые!
А так всё хорошо, хорошо, хорошо!
А вот новое поколение в этом всём как рыба в воде!
И всё хорошо, хорошо, хорошо!".

Ну что ж. Вызов можно принять. Под вызовом можно сломаться. А можно вызов отрицать даже когда он стучится в дверь. Зыкрыть глаза и повторять успокаивающие мантры.

Я ещё не осмыслил опыт переезда в Ижевск, как пришло время возвращаться обратно.

Обратно ехал в таком же купе, но уже в компании трёх дам. Одна ехала на вахту. Другая интиллигентного вида возвращалась из отпуска. А третья, старушка, ехала от детей домой. К ней то и было привлечено всё внимание.

Она ворчала. Ворчала громко. Она храпела. Ну храп и храп, ничего суперстрашного в этом нет. Она испускала газы (для купе это проблема, кстати), и иногда даже громко. Но глупо как-то судить человека за физеологию. Я бы даже не заикнулся, если бы не её озвученные мысли.

Впервые она с чувством и эмоциями высказалась о том, что в её билете время прибытия не совпадает с временем в расписании, вывешенном в вагоне и с временем на сайте, где ей сын (или внук) заказывал билет. Я краем глаза разглядел время прибытия в Сургут (она до Сургута ехала) и пошёл по пути к "самовару" взглянуть на расписание. Время совпадает. Быть может, она перепутала расписания по принципу "Туда - Обратно" и обвинила в этом Россию? А в интернете на сайте электронного оформления вполне могло быть настроено время местное. Почему нет?

Следом она прошлась по ЖКХ. Главный тезис состоял в том, что на капремонт надо обязательно собирать деньги с учётом возраста владельца. Мол, старики просто не доживут до смены кровли или что там ещё запланировано через 20 лет. Вот с них и не брать деньги. На наши вопросы, кому достанется приватизированная квартира, она ответила - сыну. И, кажется, собразила, что сын то доживёт)) Но дальше следующий тезис о том, что их, деньги, обязательно украдут. Выслушала моё предложение огранизовать ТСЖ и самим распоряжаться деньгами с какой-то потаённой злобой. Я ей открыл возможность взять ответственности за её благополучие ей самой, если она не доверяет государству и частникам. И это вызвало злобу.
Завершили мы разговор, пройдясь по Ельцину, Гайдару и др. реформаторам. Она припечатала, что все беды из-за того, что они алкашили. Я ей очень простым языком в общих чертах доказал, что люди они умные, во многом талантливые и очень сильные, благодаря чему их планы по развалу СССР осуществились. И затронул причины, почему они СССР сознательно разламывали, краем затронув план из 17 пунктов. Она выслушала. Она молчала. Её было нечего сказать вразрез. Но через 10 минут, перед тем, как уснуть, успела обвинить Россию в том, что не высыпается.

Люди разные. Кого-то можно понять быстро, кого-то надо ещё разговорить. Кто-то принимает аргументы сразу, кому то их надо повторять много раз. Но это всё наши люди.
После празднования 70-летия Победы мы проснулись в другой стране. И именно с этими людьми нам предстоит выводить пробуждающуюся страну в нужное русло.

И, мне кажется, это возможно.

Россия, Путешествия, Поезд, Человек

Previous post Next post
Up