Сегодня 1 апреля. День смеха, день дурака, дунь шутника и много ещё кого. В этот день принято весело проводить время, смеяться, разыгрывать товарищей, шутить, подкалывать. Делается это с целью снятия каких-то табу и, в первую очередь, табу на честность.
"1-го апреля никому не верь!" - вот он девиз праздника.
Как вам живётся целый день в ожидании, что с любого угла вас могут обмануть? А представляете себе ситуацию, когда всю жизнь вас кто угодно и когда угодно попытается обмануть? Хотя, зачем я об этом спрашиваю? Мы же и так постоянно живём в опасении, что нас надуют, нагреют, облапошат и т.д.! При покупке телевизора мы не знаем, насколько он хорош. При покупке машины беспокоимся о её надёжности и безопасности. При покупке сосисок даже не сомневаемся уже, что при их производстве ни одно животное не пострадало. И так везде. Превзошли всех, пожалуй, юристы и политики. Этим вообще врать по профессии в современном мире положено (попробуй различи тех, кто не врёт, когда врут все остальные). Как нам такая жизнь? Как ВАМ такая жизнь?
Знаете... Есть в этом, с позволения сказать, празднике присутствует низовая смеховая культура, присущая карнавалам. Не красивым бразильским карнавалам в Рио, а
средневековым карнавалам, о которых очень много и талантливо писал
Бахтин, разбирая творчество Франсуа Рабле. Правильное становится не правильным. Пошлое - достойным. Низкое - высоким. Недопустимое - обязательным. Средневековые города погружались в атмосферу обжираловки, разврата, насилия и нутряного звериного смеха.
В 80-е и 90-е годы работы Бахтина концептуализировались. Пробуждение этого карнавального животного низа, этой смеховой культуры, этой атмосферы стали главным инструментом реформаторов СССР и России. Пробуждённое в человеке вожделение должно было заставить человека работать, должно было питать потребительскую рыночную систему. Что мы и увидели, в чём мы и живём сейчас. Обман, как легальное средство накопления материальных ценностей ("Обманули? Ну и лошара!"), шуоизация и маскарад, как образ жизни (телевидением, социальные сети и др.), низовая смеховая культура, как общественное достояние (Камеди Клаб, КВН и др.).
В Средние века карнавалы длились определённое время, от одного до нескольких дней. Сегодня карнавал длится нон-стоп. Так какой же смысл в праздновании "1-го апреля"?
Тем не менее, были очаги и "зоны безопасности", где законы карнавала не действовали. Зонами этими становились монастыри. Средневековые монахи на время карнавалов закрывали ворота монастырей, чтобы не пустить внутрь скверну. Они били в тревожный колокол, демонстрируя непринятие правил Сатаны, царящего в эти дни на земле.
Сегодня я хочу последовать примеру средневековых монахов и объявить страницы своего журнала зоной, свободной от "Дня смеха".