О "Мистралях", бабках и французском судостроении.

Mar 13, 2015 08:55

Помните весьма сомнительный контракт между Россией и Францией о поставках двух вертолётоносцев "Мистраль"? Теперь подвешенная ситуация обретает определённые черты. Для нас весьма интересные. Давайте обсудим.


Напомню. Вертолётоносцы эти были заказаны Сердюковым в 2008 году. Мнения экспертов сразу разделились. Возникли вопросы по поводу необходимости покупки. Приведу основные претензии, озвученные в ЖЖ nihga со ссылкой на экспертов:

[Перечень претензий...]
Самая основная - почему наш ВПК, даже если у него нет такого готово проекта, не может разработь свой аналог? Для чего нам навязывают ещё и покупку лицензий на сей предмет, тем паче, что в этом случае цена корабля подскакивает с 450 млн евро, чуть ли не до 1-го млрд.(австралийцы, в своё время, оценили Мистраль как «слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью и слишком дорогой»)?

И далее по списку:
- есть масса более дешёвых и лучших аналогов;
- корабль для России будет строиться по гражданским стандартам - без вооружения и радаров;
- «Мистраль» создан в рамках иной западной - концепции применения морской пехоты и проведения десантных операций, предусматривающей передовое присутствие в наиболее важных районах Мирового океана;
- высадку десанта с тяжёлой техникой на необорудованное побережье самостоятельно «Мистраль» осуществлять не может, только с помощью танкодесантных плашкоутов;
- десантная функция корабля рассматривается как второстепенная, при том, что российские корабли проводят высадку десанта в любой обстановке в любых условиях при непосредственном подходе к береговой линии и своими силами;
- в западном кораблестроении давно наметилась тенденция использования гражданских технологий в военном кораблестроении, что позволяет удешевить постройку кораблей и использовать унифицированное оборудование на боевых кораблях и гражданских судах, но, вся эта унификация не сказывается лучшим образом на живучести корабля;
- и вообще такой корабль возможно станет нам нужен, может быть лет через 15-20 при условии, что во Вьетнаме, в Шри-Лапки, на Кубе, в Сирии и Тунисе будут наши базы.


Вопрос "Нафига козе баян?" в этом случае очень даже актуальный. Справедливо указывали и на денежно-распилочный элемент. Куда ж без него?

Позже стала очевидна вся сложность французского правительства по вопросу поставки "Мистралей" по контракту, ибо США потребовали наказать Россию за возвращение Крыма. Наказать, конечно, руками европейцев за счёт европейцев. Куда не кинь - всюду клин. Либо США обидятся, либо авторитет и кошелёк Франции пострадает. А там ещё индийцы заговорили, что если не выдадут "Мистрали" русским, то они французские самолёты не купят. И наш МИД наседает.

Сейчас тов. judgesuhov в своей статье " Французское судостроение? Не слышал..." приводит принятое таки решение французов. Не могу не процитировать

[Читать слова французов...]
Франция взяла на себя ответственность за непоставку вертолётоносцев «Мистраль» России, это было её «суверенное решение», заявил премьер-министр страны Мануэль Вальс в интервью польской газете Wyborcza.

«В ноябре президент Олланд заявил, что ситуация на востоке Украины не позволяет поставлять России «Мистрали». С тех пор наша позиция не изменилась. Несмотря на серьёзные финансовые последствия, при этом никакого давления на нас не оказывали, Франция берёт на себя ответственность», - отметил Вальс.

Суверенное решение Парижа, принятое по указанию Вашингтона, обойдётся французской казне в 3 млрд евро, которые должны будут в ближайшее время выплачены Москве.

При этом Мануэль Вальс заявил, что экономические отношения с Россией очень важны для Франции, и «никто не заинтересован в их деградации».

Источник


С выводами автора я согласиться не могу. Всё-таки, суда были гражданские и покупать лицензию и конструкторскую документацию на "лажовый" корабль смысла нет. Так же и с ракетами "Союз" - французы и без того бы их купили, потому что у нас почти монополия на ракеты, способные выводить груз в космос. Балтийский завод получил бы свои заказы, но уже не как субподрядчик, а в довесок были бы заняты наши другие верфи, а так же КБ (если вертолётоносцы нам так уж критично нужны).

Справедливо автор указывает на общественное мнение французов:
[Читать об опросах французов...]
В ходе опроса большинство французов - 64% - заявили о том, что «Мистрали» необходимо передать России.
56% граждан Франции беспокоятся, что отказ поставлять «Мистрали» ухудшит имидж их страны и властей.
77% участников опроса боятся, что отказ «будет иметь прямые последствия для французского судостроения» и повлияет на оборонную промышленность страны.
При этом 75% опрошенных уверены в том, что отказ от поставки «Мистралей» не сможет повлиять на разрешение конфликта на Украине. Больше половины респондентов уверены, что антироссийские санкции неэффективны.

77% опрошенных, то как в воду глядят. Что будет с верфью STX в Сен-Назере?
Намедни сотрудники оной уже выходили намедни за акцию протеста, требуя повышения ЗП...
Какое там повышение, как бы не разогнали вообще.
С заказами для французского ВМФ нынче туго... и "Мистрали" были свежим ветром в паруса умирающего французского военного судостроения.


Не знаю, как вам, но мне не очень то жалко французское судостроение. Мы слишком много ужасов видели на своих верфях при Ельцине. Пусть не плачутся.

А выводы можно сделать следующие:
Контракт оказался разорван самими французами. Для нас это значит, что:
- Франция вернёт предоплату и выплатит неустойку. Деньжата не малые, особенно в условиях экономической войны против нас (валюта всегда пригодится).
- На вооружение нашего флота не будут поставлены не приспособленные для наших войск "корыта" без оружия и радаров.
- В перспективе на заказах нашему ВПК скажется разрушенное доверие к одному из конкурентов в поставке вооружений (т.е. те, кто заказывал оружие у французов, теперь будет искать поставки в других местах, в т.ч. у нас).

На мой взгляд, мы сорвали джек-пот в этой ситуации. Лучше просто не могло быть. И скажите после этого, что Франция суверенна.

Мистраль, Экономическая война

Previous post Next post
Up