Смотрим вместе. Дивергент, Divergent (2014)

Feb 01, 2015 12:18

Добрый день!
Так получилось, что привлекают моё внимание фильмы, в которых в той или иной степени представлены мироустроительные проекты и альтернативные модели развития общества и государства. Другими словами, хочется делать обзоры утопий и антиутопий. Так мы уже смотрели вместе Голодные игры, Посвящённый, и затрагивали мироустройство Земли в фильме Интерстеллар.
В этот раз мы с вами смотрим фильм Нила Бёргера, Дивергент, Divegent (2014).



[Для тех, кто ещё не видел...]
Скачать фильм через торрент можно здесь:
Fast-torrent
Смотреть онлайн можно здесь:
TvCok
P.s. Не сочтите за рекламу.


Сюжет (Внимание! Спойлеры!)

Сюжет разворачивается в мире будущего. Точнее в том, что осталось от мира в результате глобальной войны. Одним из осколков цивилизации является Чикаго, власти которого сотню лет назад заботливо окружили город стеной. В нём и происходит действо.
Общество Чикаго разделено на пять основных каст (фракций)




Каждая из каст характеризуется преобладанием одного из человеческих качеств (см. картинку выше). Подросток при достижении 16 лет обязан выбрать одну из каст, к которой будет принадлежать, однако упор в самих кастах делается на воспитание детей таким образом, чтобы они оставались там, где родились.


Беатрис - урождённая касты Отречения, всегда тяготела к Бесстрашным. В момент инициации шокирует родителей своим выбором и начинает с первого же дня изнурительные тренировки. Обзаводится новыми друзьями, взаимно влюбляется в инструктора по имени Фор. Всё бы ничего, но предварительный тест показывает, что Беатрис - дивергент, т.е. человек с одинаково ярко выраженными качествами всех пяти каст, и поэтому не вписывается в систему. А значит над ней висит смертельная опасность, ибо не вписывающихся принято убивать. Политика у них такая.

В скором времени выясняется, что лидеры касты эрудитов разработали своеобразную "вакцину подчинения" и вступают в сговор с силовиками для захвата власти. Беатрис, как дивергент, оказывается к вакцине не восприимчивой, а значит работа по спасению мира падает на её хрупкие плечи.

В конце концов Беатрис и Фор в момент реализации гос.переворота врываются в штаб управления оболваненными силовиками, перебивают охрану, останавливают переворот, спасают кучу людей, но убегают из города.

Система государственного устройства.


Самое ценное в картине - идея государственного устройства, легшая в основу сюжета. От американцев очень трудно ждать высокого качества игры актёров, глубокой проработки сюжета, выявления и демонстрации тайных человеческих черт и т.д. А вот идеи госустройства и красивые картинки они делать умеют. Качество картинок мы обсуждать не будем, каждый может насладиться ими сам, а мы в данном отзыве сразу перейдём к кастовой системе.

Пять каст, именуемых фракциями. Перейти из одной в другую можно раз в жизни, в 16 лет. Каждая занимается своими делами. Отречение правит. Бесстрашие охраняет правопорядок, ведёт разведку, готовится противостоять вероятному вторжению. Искренность - это местные юристы. Дружелюбие занимается работой в отрасли сельского хозяйства. А эрудиты - научными исследованиями, медициной и, вероятно, промышленным производством, ибо больше некому. Прямо идеальное Государство по Платону.

В общем и целом, должно работать. Однако, как и в любой системе, элиты начинают перетягивать одеяло на себя. Так и произошло, когда эрудиты вступили в сговор с силовиками. Их задача - отобрать власть у отреченцев-альтруистов. Силовики для этого крайне необходимы, ибо драка учёного с альтруистом обязывает силовика выступить на стороне альтруиста. И мы сразу видим мироустроительный конфликт. Системе равного взаимодействия пяти фракций противопоставляется намечающаяся система диктата синдиката учёных и военных. Очевидно, что приведёт это к перераспределению ресурсов и развитию системы принуждения. Учёные - не аскеты. Да и силовики альтруизмом не отличаются. Но ведь и это не всё. После первого разрушения равновесия начинается неизбежная борьба между силовиками и учёными. Обычно она заканчивается военным диктатом. Странно, что эрудиты над этим не задумались. Военную элиту они же не подчинили своими препаратами.

Очень мало внимания было уделено взаимодействию фракций. Когда Беатрис лежала в лазарете после очередного мордобоя, я ожидал увидеть пару учёных в синих халатах, занимающихся лечением раненых. Мясорубка то при подготовке Бесстрашных показана весьма жёсткая и бессмысленная (очевидно, что ни сценарист, ни режиссёр, ни консультанты ни малейшего понятия не имеют о военной подготовке. Даже кино про армию, скорее всего, не смотрели, такую ерунду демонстрируют). Пострадавших должно быть много. Сами лечатся? Никто ни слова не говорил об инструментах взаимоконтроля фракций. К земледельцам вопросов нет, они выращивают за городом травку и потому, видать, такие дружелюбные. А вот если силовики захотят больше полномочий и ресурсов, кто их остановит? (Они и захотели, кстати, вместе с учёными). А если юристы вдруг начнут переписывать законы, кто их остановит?
Вот и нарвались по ходу развития сюжета на удар в эту уязвимую точку. Ничего удивительного.

Вопрос о человеке


Вопрос о человеке в картине тоже был задан. Но задан он был вскользь.

Что есть человек? Героиня Кейт Уинслет, глава эрудитов, выдала в конце фильма тирраду о том, что личность может быть стёрта всего лишь химическими препаратами. Противодействие этому тезису проявил накаченный наркотой Фор, в драке с Биатрис не сумевший её застрелить согласно приказу. Да, Фор тоже дивергент. И потому возникает вопрос о полноценном и не полноценном человеке. Если дивергент справился, с химией, то рядовой человек любой из каст с ней не справится, что и демонстрирует своим поведением героиня Уинслет после дозы. А ведь мы ещё не говорили об Отверженных, которые вообще не проявляют в достаточной степени ни одно из требуемых качеств для принадлежности к кастам.
Таким образом, человечество оказалось разделено на три этажа. Дивергенты - полноценные люди. Умные, добрые, смелые и т.д. Обычные люди - с ярко выраженным хотя бы одним качеством. И нелюди - разумные полуживотные, не проявляющие в достаточной степени ни одного человеческого качества.

Знакомая гностическая картина, не так ли? А если отталкиваться от тезиса о гностичности описываемого мира, то захват власти одной из фракций, с подавлением остальных неизбежен. А значит, мир продолжит деструкцию, до полного вымирания человеческой популяции.

Такое вот получилось кино. Такая вот представлена мироустроительная система. И почему-то подавляющее большинство представлений о будущем, почему-то, уходит в гностику с её антиутопиям. Почему? Какие процессы в мире сейчас происходят, что кассовыми становятся фильмы именно о чудовищном фашистском будущем, а не о светлых коммунистических утопиях?
Да и вообще, кто-нибудь мне может посоветовать фильм, где в основе лежит утопия? Что-нибудь, помимо мечтаний уважаемого Жака Фреско и проектов СССР 2.0?

Гностицизм, Кино, Антиутопия, Смотрим вместе, Дивергент, Мироустроительная война

Previous post Next post
Up