Pentacon Auto 1.8/50 - старый породистый немец. Когда-то такими объективами комплектовались пленочные фотоаппараты Pentacon и Praktica. Сейчас объектив встречается на барахолках, но особо распространенным его не назовешь.
Есть несколько вариантов этого объектива. В этом обзоре речь пойдет о самом простом: без мультипросветления, с рубленной диафрагмой и резьбой М42.
Выглядит он довольно невзрачно, даже как-то дешево. Но полагаться на ощущения в данном случае не стоит: устройство довольно надежно, по большей части, из-за своей простоты. По этой же причине его несложно почистить или отремонтировать самостоятельно, если это понадобится.
Хотя на первый взгляд этого не скажешь, но чем дольше работаешь с этим объективом, тем больше он напоминает Гелиос. Точно так же при фокусировке выдвигается «хоботок». Точно то же закрученное (хоть и немного) боке. И так же отсутствуют хромаберрации. Кольцо фокуса точно так же упирается в бесконечность.
Фокусировка плавная и приятная, на близких дистанциях ход кольца просто огромный. Это позволяет очень точно наводиться при съемке портретов и макро. Кстати, да, минимальная дистанция фокусировки - всего 33 сантиметра. Вместе с фокусным расстоянием в 50 мм это позволяет снимать «легкое макро». Я считаю это большим плюсом, ведь большинство полтинников позволяют снимать с расстояния не ближе полуметра.
Макросъемка при диафрагме 8.0.
Диафрагму в этом объективе суровые немецкие парни сделали очень прямолинейно. Ну, то есть, совсем прямолинейно: прямые рубленные лепестки без намека на скругление. В жизни это дает очень интересные гайки в боке, идеально прямые, с острыми углами. Они будут отлично смотреться в индустриальном сюжете или на постере к «Звездным войнам». В обычной портретной фотографии их применение весьма сомнительно.
В плане механики диафрагма не понравилась слишком слабой «прыгалкой» и странным принципом работы. Дело в том, что после выбора нужного значения диафрагмы, необходимо нажать специальную кнопку у основания объектива, чтобы она сработала. Во времена старых пленочных фотоаппаратов это, несомненно, имело свой глубокий смысл. А с современными цифровыми камерами просто создает дополнительные неудобства.
Портрет при диафрагме 2.8.
Что ж, все это можно легко простить, если оптика действительно стоящая. А немецкая оптика просто обязана такой быть, чтобы не разрушать устоявшиеся стереотипы. Ниже приведены кропы из фотографий тестовой миры при разных значениях диафрагмы (кликните, чтобы просмотреть в полном размере). Эти снимки можно сравнить с аналогичными снимками других
протестированных мной объективов.
Очень хорош. Резкость почти идеальна начиная с 2.8 и до конца. Разницы между 1.8 и 2.0 почти нет из-за грубой работы диафрагмы. И хотя на этих значениях объектив показывает неплохую резкость, текст кажется смазанным из-за сильного и довольно необычного софт-эффекта. Открытую диафрагму вполне можно использовать для портретов, но любые белые элементы будут выглядеть на фотографии светящимися.
Портрет на диафрагме 1.8. Блики в зоне нерезкости образуют характерную «чешую».
Падение резкости по краям есть, но небольшое, примерно как у Helios 81H. В целом, объектив заметно резче, чем Helios 81H, и значительно лучше, чем Helios 44m и 44m-4, которые я
совсем недавно исследовал.
Проведя с Pentacon Auto 1.8/50 не одну фотосессию, я сделал для себя несколько выводов:
1. Это объектив отличного оптического качества
2. У него необычная диафрагма и это нужно учитывать. На мой взгляд, он подходит не для всех сюжетов.
3. На открытой дает сильный софт-эффект, если в кадре есть яркие светлые объекты. Иногда мешает, но можно прекрасно использовать в художественных целях.
4. Работать с ним не так удобно, как с Гелиосами.
5. Качество картинки Пентакона нравится мне больше, чем Гелиоса.
6. Хозяйке на заметку: штатная крышка от Sony Nex подходит к этому объективу, как родная.
Портрет при диафрагме 2.8. Хорошо заметна характерная закрутка фона ближе к краям. Так же видна необычная форма бликов.
Если такой объектив попадет вам в руки - отнеситесь к нему с уважением. Несмотря на некоторые недостатки, у него есть свой неповторимый характер.