. . .

Aug 19, 2011 20:08


"Скрипка и немножко нервно"
Маяковский

"Если машина, Терминатор смог понять ценность человеческой жизни, то и мы, наверное, сможем"
"Терминатор 2. Судный день"

Есть такие книги, о которых, кажется, не можешь сказать ровным счётом ничего, хотя они тебе очень понравились. На неполюбившееся произведение, получается, легче написать отзыв, высказать о нём собственное мнение, потому что точно знаешь, что не понравилось. А когда нравится, то слова порой теряются, можешь только молча передать кому-то книгу, давая тем самым понять, что рекомендуешь, настоятельно рекомендуешь её к прочтению. Словно счастье. Поди объясни кому-нибудь, почему ты счастлив. Потому что счастлив! И всё тут. Вот и в книге лишний раз не стоит копаться, коль скоро она гармонична, здесь и сейчас, и конкретно для тебя.
Первая ассоциация, которая возникла при чтение “Альтиста Данилова” - это, конечно же, отголосок булгаковского “Мастера и Маргариты”, да и то лишь потому, что описывается знакомый мне город, по улицам которого я всегда могу пройти, повторив маршрут литературных героев, и присутствует демоническая сущность. Попытки что-то сравнивать, искать и выискивать я пресёк сразу, удовольствие от книги получилось бы тогда весьма сомнительным, не знаю, можно ли от подобного занятия вообще получить удовольствие. “Альтист” захватил, поразил, окунул в жизнь и быт 70-х годов прошлого столетия, обнял музыкой, заставил улыбаться (и по-доброму, и саркастически-ехидно) и сопереживать. Это очень приятно - утопать в книге, не желая быть спасённым. И чёрт с ним, если всё звучит наивно и по-детски, лучше уж быть ребёнком, чем ничему не удивляющимся, погрязшим в проблемах и серости восприятия взрослым.
Встречается множество вещей, как абсурдных, так и гениальных. Вот кто сегодня согласится вступить в общество хлопот о будущем, кто захочет называться этим самым “хлопобудом”? Абсурд, хотя он сплошь и рядом, люди открещиваются от этого, а сами заглядывают на страничку гороскопов и внимательно слушают прогнозы. А “тишизм” как направление музыки, даже не направление, а вся музыка будущего? Это ведь по истине гениально. Особенно, если представить, что человек, как биологический объект, с течением времени развивается, а никак не деградирует. Я вот не смогу по достоинству оценить “тишизм”, потому что “встреча с медведем” сказалась на моём музыкальном слухе, да и нотную грамоту я не знаю. Но те, кто знает, кто знаком с музыкой, что называется, изнутри, они смогут оценить столь авангардистскую идею и сегодня. Но это тенденция характерная не только для музыки. По сути всё это существует много веков. Возьмите картину, на которой изображены цветы. Вы не можете ощутить их аромат, максимум вы уловите запах полотна и красок, но ваше воображение дополняет то, что видят ваши глаза, вы видите букет роз и можете представить его божественный запах, разве не так? И наоборот тоже верно, можно уловить тонкий вкус цветочных духов, всего лишь эссенция, но вы уже представляете себя в поле, и вокруг вас растут те самые цветы. Музыка без музыки в её обычном восприятии, когда всё отдано на волю чувствам и воображению - это гениально. И, конечно, очень непросто принять такую музыку, но это участь любого новшества, хоть ты человек, хоть демон, а всё равно консерватизма в тебе достаточно. Кстати, к вопросу о музыке, музыкант способен гениально сыграть и на обычном инструменте или же инструмент также должен быть гениальным. Может ли обычный альт звучать также хорошо, как и альт Альбани?
Я выхватываю куски своих впечатлений, которые не встраиваются или не выстраиваются в какую-либо верно ориентированную канву повествования, ну да будет так.
Демоны, если допустить, что катаклизмы и катастрофы, мелкие неприятности и бытовые ссоры, болезни и бесчинства - всё это дела их рук (или не рук, у демонов же нет рук как таковых), если есть мир демонов, пресловутые 9 слоёв, есть ли мир, не знаю, ангелов? Кто-то проводит параллель между Девятью слоями и девятью кругами дантовского ада. А что между ними общего, кроме цифры 9? Скорее демонические слои похожи на мир людей, с его этажами, классами, расами, даже лабораториями и, конечно же, железнодорожными буфетами. По образу и подобию, только кто по чьему? Интересно и смешно читать про мироустройство чего-то необъяснимого и невероятного. Сатира на то, что происходило вокруг в то время? Пожалуй, да, хоть у меня и слишком уж дилетантский взгляд на это сквозь школьный учебник истории.
Мир людей и мир демонов. Если люди способны удивлять и поражать демонов, неважно чем, поведением ли, изобретениями, мыслями, фантазией, то почему люди сами не верят в возможность существования демонов, не сказочных, не необъяснимых, а вполне таких реальных, ощутимых и осязаемых. Наш мир очеловечивает демонов. А, может, люди и есть демоны. Демоны на договоре, и у каждого прописано что-то своё, каждому разрешено использовать только какие-то определённые возможности демонической сущности. Договор с кем? Может быть, с Синим быком.
И конец… Когда хочется читать дальше, читать ещё, без остановки, без оглядки, продолжать жить рядом с героями. Но дальше текста нет. Автор ставит точку, и читатель остаётся наедине с самим собой. И что-то ещё теплится внутри, какие-то переживания, невысказанные слова, несформировавшиеся мысли. Это поразительно прекрасно. Всегда должно что-то оставаться, только так можно развиваться, совершенствоваться, жить, а не существовать одноклеточным организмом в повседневном мире.

владимир орлов, book, альтист данилов

Previous post Next post
Up