Едем в Гамбург. Заоконный пейзаж вроде бы не отличается разнообразием: поле, деревца с омелой, деревушка, речка, церквушка, лошадка. Вдруг целая плантация солнечных батарей, следом лес ветряков. И опять поле, деревушка, церквушка… Краткая самодельная брошюра про Гамбург, которую прочитал в поезде, помогла выстроить приблизительный маршрут дневной прогулки. В идеале хочется успеть везде, но…
Немного отмотаю назад, пара слов про центральный вокзал Берлина. Хауптбанхоф продувается всеми ветрами насквозь, поэтому неудивительно, что здесь нет бездомных. По навигации вокзал очень даже простой, а непосредственно на станциях есть специальные таблички, с помощью которых пассажир может точно узнать, где останавливается вагон какого класса в нужном ему поезде. Очень удобное деление платформы на сектора. Кроме того, на e-mail приходит информация о нашем поезде, во сколько он прибывает, на какую платформу, а уже в пути уведомления, что в Гамбург мы прибудем с 10 минутным опозданием. Воспользоваться туалетом на вокзале стоит 1€, но в эту стоимость входит ваучер на 50¢, который можно использовать в качестве скидки в соседнем кафе. Такая вот “philosophy of WC” (как гласит плакат тут же).
В Гамбурге мы впервые за эту зимнюю поездку увидели снег. Снег в январе - фантастика! Только вот к осадкам ещё прилагается пронзительный ветер. Холодно в Гамбурге. Холодно в Берлине. Очень холодно зимой в Германии. Очень.
Город ещё пестрит рождественско-новогодними украшениями, ярмарка на берегу озера работает вовсю. Недолго продаём глаза, прогуливаясь по Юнгфернштиг (что-то не видно тут прогуливающихся семей, пытающихся выдать своих дочерей замуж), и углубляемся в закоулки в поисках “Майкла”. На смотровую площадку под самым куполом Церкви святого Михаила ведут 453 ступеньки. Для слабаков - лифт. Подъём, к слову, неживописный, никакой тебе шахты винтовой лестницы, никаких старинных механизмов. Зато зрелище с высоты в 106 метров потрясающее. Дух захватывает, дыхание перехватывает, а ветер пытается сдуть вниз. Люди быстро делают несколько кадров на фоне открывшейся панорамы и сбегают в укрытие. Ступенек за 80 до смотровой площадки кто-то устроил мини-бар, открывается он, видимо, вечером. А туалет внизу. Если представить: ты хорошо посидел в приятной компании, выпил кружки 3 пива, а затем неуверенной походкой по неудобным лестницам направился вниз. И если ты добрался до пункта назначения, не свернув голову и не переломав ноги, то тебе предлагается пожертвовать 50¢ за пользование уборной. То же предложение действует и для туристов, уже расставшихся с 5€ за возможность подняться на смотровую площадку. Резюмируя, в Германии за пользование уборными пробуют взять плату везде и всегда. А вода в 90% “заведений” исключительно холодная. Заглянули мы и в саму церковь, там с нас сразу же попытались взять ещё 2€ в качестве добровольного взноса. Мелочный я, видимо. А если представить, что человек платит налог на/за католичество, при этом приходит каждое воскресение в церковь, платит ещё там этот “добровольный взнос”, а то и сразу несколько, получится, что религия - удел богатых, но не масс, которые её придумали, поддержали и возвели на престол.
Жемчужна Гамбурга - исторический краснокирпичный район Шпейхерштадт [Speicherstadt]. Очень эффектное место, которое всё держится на деревянных сваях, вбитых в дно Эльбы. Кто бы мог подумать, что промзона станет наследием человечества, что самой обыденной рабочей обстановкой будут восхищаться миллионы людей, совершать в подобные кварталы настоящие паломничества. О. вспоминается Ливерпуль. И раз речь зашла про этот английский город, то нам ещё надо успеть на Репербан, местный аналог амстердамского района красных фонарей. Там, в одном из баров, “The Beatles” дали свой первый зарубежный концерт. Недалеко от бара даже есть площадь, названная именем знаменитой группы и соответствующая скульптурная композиция. Must see пункт в списке О. Забегая вперёд, замечу, что ожиданий ни бар, ни скульптура не оправдывают. Бар и вовсе закрыт, и никакого упоминания о битлах на нём нет, хотя названия многих других групп и исполнителей на фасаде присутствуют.
Но сначала мы дошли до Чилихауса [Chilehaus]. Чумовое здание в стиле немецкого “кирпичного экспрессионизма” [Backsteinexpressionismus]. Какое-то неимоверное количество деталей. А сама форма здания, словно кто-то возвёл корабль из кирпича. Это ж сколько надо было сил и сноровки потратить на строительство?! Чёрт, очень обидно, что так холодно и пасмурно, и приходится всё бегом и бегом. Тут бы со всех сторон осмотреть, погулять внутри. В один из “подъездов” Чилихауса мы, кстати, зашли погреться. Там нас поджидали коридоры скучных (или прагматичных, это с какой стороны посмотреть) офисов. Никакого занятного оформления. Либо надо точно знать, что и где искать. (Например, выяснилось, что в Чилихаусе есть великолепная, фотогеничная лестница, но я уже был очень далеко от Гамбурга, в частности, и от территории Германии, в целом). Копание в истории выявило занятный факт: оказывается, форма здания диктовалась, главным образом, дефицитом свободного места и ограниченностью земельного участка, выделенного под строительство. А сегодня это чудо архитектуры - факт, который говорит в пользу установки строгих пространственных и/или временных рамок исполнителям разнообразных проектов в любой области деятельности.
Рядом с Чилихаусом не менее сногсшибательное здание - Шпринкенхоф [Sprinkenhof]. Представитель всё того же “кирпичного экспрессионизма”. Что это и зачем узнавал уже постфактум, из “реальности” осталась только беглая фотография. Обидно, что не рассмотрели в деталях, не полазили вокруг, да около. Детали, интерьеры, лифты - всё это уже по возвращении домой на фотографиях в интернете. И так обидно, что не собственными глазами и руками.
Холод вынудил спуститься в метро, потратиться на поездку до Репербана (1,5€ с носа). Где и как валидировать купленные билеты - неясно. У меня лёгкое смятение, не хватало ещё разбираться с немецкими контролёрами.
На Репербане днём безлюдно, многие бары и клубы закрыты, те, что работают, делают это без обычного для таких мест ночного размаха. Редко из-за портьёры очередного стрип-клуба высовывается персонаж с маслянистыми глазками, пытаясь завлечь внутрь случайных прохожих. Конечно, интересно было бы взглянуть на эту улицу “во всей красе”, предварительно оставив все ценные вещи в надёжном месте, но мы только один день в Гамбурге и уедем ещё до того, как тут начнётся основное шоу. Обидно, что битловский бар оказался закрыт, пора бы уже и поддать.
Гамбургского водоноса Ханса Хуммеля, скульптуры которого встречаются то здесь, то там, можно рассматривать, как своеобразный ответ берлинскому медведю. Неясно, “памятник” ли это человеческому труду или сквернословию. Мальчишки регулярно обзывали водоносов (или конкретного водоноса) “отвратительным” словом “Шмель” (или это была его фамилия, в легенде много “возможно” и “может быть”), в ответ тот посылал всех в задницу.
Ещё в Гамбурге двойные красные пешеходные светофоры, т.е. три вертикально расположенных сигнала (как на обычном светофоре для автомобилистов), только на одного нижнего зелёного человечка приходится сразу два красных на верхнем и центральном сигналах. Зачем? В Германии любят выпендриваться с пешеходными светофорами. Поиски в Google дали не так много. Самая лучшая теория связана с человеческой психологией: учёные из Копенгагена доказали, что люди с меньшей вероятностью перебегают улицы на запрещающий сигнал светофора, если таких сигналов сразу два. За тобой следит уже не просто “Большой брат”, а его армия наёмников. (Какая связь между Копенгагеном и Гамбургом? Видимо, одни доказали, другие решили испробовать на практике. Или в Скандинавии такие светофоры тоже встречаются).
Гамбург - город грязный, портовый. В отличие от Берлина эмигрантов здесь больше, чем туристов. Так, по крайней мере, кажется. Через рыбную площадь (конечно же, рынка тут никакого нет в этот день и час, но запах…) и до понтонного променада. Определённо надо приезжать сюда летом и в ясную погоду. Паромы и туристические лодки сейчас выглядят как издевательство над человеческой природой. В тоннель под Эльбой не спускались. Может, зря. Увы, и в музей миниатюр не успели. Тут либо город посмотреть, либо в музее позависать, т.е. как обычно. Хотя хотелось, конечно, хотелось.
Гвоздём нашей программы должен был стать ужин в португальском квартале. Мы на море, тут надо есть рыбу, где лучше всего насладиться каким-нибудь морским обитателем, как не в португальском квартале? С высоты “Майкла” вышеупомянутый район находился быстро и легко. На земле же в переплетении улиц и домов всё оказалось несколько сложнее, но ноги сами привели, направление было выбрано верно, все повороты выполнены точно и своевременно. И в итоге осталось только определиться, в какой именно ресторанчик нам заглянуть. Только в одном заведении специально для нас, голодных и страждущих, на улицу вышел официант, чтобы милостиво позвать в гости именно в его заведение. Мы согласились и не пожалели. Рыба была превосходна. Нам даже сделали комплимент в виде лёгких закусок (кои оказались тут же уничтожены). В самой Португалии с этими закусками, которые тебе сразу приносят, хотя ты ничего не заказывал, можно здорово финансово прогореть. Выглядят они, опять же, как комплимент от заведения, а постфактум оказываются самыми дорогими блюдами в счёте. В Германии такой подход, возможно, не ужился, не нашёл понимания и отклика у прагматичных германцев.
Гамбург приглянулся, но осталось много вопросов, много неувиденного, непознанного. И счастье, и разочарование. Стоит ли пытаться покорить город за один день? Надо ли заранее выделять больше времени? Конечно, за короткий промежуток времени толком ничего не узнаешь, появятся какие-то эмоции после первой пробы, но эмоции не есть объективный показатель. Нужно чувство, а оно формируется и проверяется временем, качеством и количеством этого времени. Возможно, город должен даже слегка надоесть, или какие-то маршруты должны стать обыденными, а отдельные кварталы или улочки приесться, чтобы можно было дать ему, городу, честную, непредвзятую оценку.
<<< previous chapter next chapter >>>
Посмотреть другие фотографии на
Flickr