В оригинале опубликовано на
сайте православного маолодежного движения Челябинской епархии. Спасибо Кириллу Белоусову, который заставил систематизировать еще раз мои мысли на эту важную тему.
Вопрос: Как ты думаешь, существует ли подлинная доброта вне Христианства?
Я считаю, что подлинная доброта существует без Христианства… Но недолго. Это как спросить - существует ли рыба без воды? Да, существует. Но живая - недолго. Потом неизбежно дохнет и в лучшем случае попадает на стол в качестве ухи.
То же самое происходит и с добротой без христианства. Она, несомненно, существует - не зря же апостол Павел говорит, что в закон Божий у некоторых язычников написан в сердце (Рим 2:10-16). Это про совесть. Но очень сложно быть добрым вне Христианства. Сложно - и как-то, в целом, бессмысленно. Без Христианства быть добрым или злым - все равно. Это твой личный выбор. Без христианства абсолютно невозможно сказать, что добро “лучше” зла. То есть сказать-то можно, а доказать будет особо нечем. Можно говорить о естественных правах личности, о гуманизме, об “эволюционной“ взаимопомощи. Но все это не тянет на обязательность и опять-таки остается личным выбором.
Например, если мне удобно в данный момент сделать другому гадость - почему я должен остановиться перед какой-то там “эволюционной выгодой взаимопомощи для человеческого вида”? Ведь естественный отбор для вида тоже полезен. И я - тоже человек, более того - более сильная и хитрая особь, которая сможет обмануть, сделать гадость, украсть - и дать больше потомства. Имею право. И тоже вполне себе эволюционное.
Или почему меня должны останавливать перед злом гуманистические интересы и интересы человечества? ХХ век показывает, что гуманизмом вполне можно оправдать массовые расстрелы - а что, они же во имя “всеобщего блага”! А “всеобщему благу” вот эти конкретные расстрелянные и замученные нанесли бы вред. Это как бы недочеловеки, так что в отношении них “гуманизм” вроде как и не действует. Они, понимаете ли, не входят в понятие “настоящего человека”. И все - к стенке их. Или в газовую камеру. Во имя Идеала Человека, само собой. Вот такую примерно эволюцию проходит добро без Бога - оно теряет опору и может превратиться в что-то совсем далеко от добра…
Так что добро может быть понято очень по-разному. “Добро” вполне может оправдывать массовые расстрелы. Ответ на вопрос “что такое хорошо, а что такое плохо” не так уж очевиден. Вот один дикарь отвечал исследователю:“Хорошо - это когда я украл у кого-то жену, а плохо - это когда у меня украли”. Понимание “добра” в разных традициях и культурах может быть совершенно разным. Спартанцы детей ведь со скалы сбрасывали не потому что были злобными и жестокими, а во имя определенным образом понятого “общественного блага”.
Кстати, на тему сбрасывания со скалы. Ведь эта философия далеко не ушла. Вот редактор “Комсомолки” написал колонку, в которой утверждал, что христианский проповедник Ник Вуйчич без рук и ног - это недочеловек, и такие размножаться не должны. И все ругаются и возмущаются. А я думаю - ну а что, человек имеет право так думать, если он не христианин. Потому что вне Христианства нет оправдания Нику Вуйчичу. Он для экономики бесполезен. Он “полезен” и важен только как личность. Для других - тоже личностей. И советское время инвалидов - героев войны - не задумываясь, высылали из крупных советских городов, чтобы вид не портили… Все ради светлого будущего. Только в Христианстве человек ценен как уникальная личность, а не утилитарно - как экономическая единица, арийская особь, строитель коммунизма.
Вне Христианства добро все время усыхает. Быть добрым становится нормально только для кого-то и чего-то - и против кого-то или чего-то. За коммунизм - против врагов народа. За эволюцию - против инвалидов. За семью - против соседей. Всегда приходится жертвовать добром ради… другого добра, которое “ближе к телу”. Обмануть и украсть ради семьи, например.
И только в Христианстве добро абсолютно и даже радикально. Тут для тебя твой враг должен быть равноценным объектом добра. В абсолюте - ты должен интересы врага поставить выше своих!
Только в Христианстве добро ценно само по себе и прежде всего для того, кто делает добро. То есть можно не рассуждать о последствиях, ближних и дальних. Мол, я вот сейчас сделаю добро, а из этого по цепочке выйдет зло… Или сделаю зло, но ради добра! Потому что цель оправдывает средства. И все, пара хитрых манипуляций и логических выкладок - и добро, и зло становятся неразличимыми. Инь и ян сплошное. В добре есть зло, а в зле добро…И только в Христианстве есть простая концепция: Бог сам решит, как все устроить. Решит и устроит все, кроме одного - внутреннего согласия личности с Его Промыслом. Здесь человек должен сам решить, станет ли он проводником добра или зла, сделает гадость или поможет, спасет душу или погубит. И он должен обязательно выбрать добро. И никаких тебе оправданий.
Ведь почему так часто организации, которые должны помогать сиротам, детям, больным, убогим, превращаются в пыточные? Потому что люди, пытавшиеся быть добрыми, выгорают. Зачем я буду делать добро этим недочеловекам! Я его учу, а он домашку не сделал. Я его лечу, а он мне в лицо плюет. Я ему предлагаю кров и стол, а он из интерната норовит сбежать. Недочеловеки! Нельзя с ними добрыми быть! Распустятся! Нужна жесткая рука. Это очень часто искушение для всех, пытающихся делать “добро без Бога” - от школьной учительницы до Сталина.
Только христианство может дать силы быть добрым к врагам, быть добрым, не ожидая взамен добра, быть добрым, черпая силы в Боге, а не в благодарности “спасаемого” или в общественном признании. Быть добрым, преодолевая искушения эмоциональные (“Ах, гад неблагодарный!”) и интеллектуальные (“А к чему это приведет?”).
Так что, вполне легко быть добрым без Христианства. Смотря что назначить “добром”
Если серьезно - то и по-настоящему, по-христиански добрым тоже можно быть. Я завидую людям, которым хватает на это сил, которые не спиваются и не уходят в депрессию от одиночества своего добра в “жестоком и несправедливом мире”. Но сложно это, ой как сложно. И такие люди встречаются - очень редко. На тысячу людей, считающих себя “хорошими” без Христианства - и вкладывающих в это понятия все, что угодно - приходится один не-христианин, хороший по стандартам христианства. Я завидую таким людям, и мне всегда кажется, что им очень трудно, я бы ни за что не смогла. Помоги им Бог.