Мне тут кинули одну историю из житий старцев вот с таким комментарием: "Страшное дело. Берите пример, отцы семейств, настоящие и будущие. Бросайте детишек и спасайтесь со всех ног. Типа православие".
Читаем:
"Некоторый молодой человек, очень богатый, славного рода, имевший супругу и младенца сына, состоял в сане трибуна в отряде войск, находившихся в Египте. При частых походах против племени Бисмеев он имел случай ознакомиться с пустынею, видел многие хижины святых, услышал слово спасения от блаженного пустынножителя Иоанна. Он не затруднился оставить суетные почести и воинство по плоти, пришел в пустыню, в короткое время достиг совершенства во всех родах добродетелей. Могущественный в пощении, высокий смирением, твердый верою, он легко мог бы сравняться с древними монахами ревностию к добродетели. Но ему пришло помышление, насеянное диаволом, что он поступит правильнее, если возвратится в отечество и озаботится о спасении единственного сына, супруги и всего дома, что это будет пред Богом приятнее, нежели удаление его одного из мира, соединенное с небрежением о спасении своих. Обольщенный призраком ложной праведности, он оставил келлию и начатое жительство отшельника, пробыв в пустыне четыре года; на пути он зашел для рассуждения и совещания о своем намерении в соседний монастырь, в котором жило многочисленное братство. Все, в особенности авва монастыря, порицали его замысел; но он не мог или не захотел отвергнуть помышления, глубоко насадившегося в его душу; увлекаемый несчастным упрямством, вышел из монастыря, оставив братство в великой печали. Едва он отошел на такое пространство, что скрылся от них из виду, как подвергся беснованию, начал точить пену из уст и терзать себя зубами. Его принесли в тот же монастырь братия на плечах своих. Так как не было возможности управиться с нечистым духом, вошедшим в него, - по необходимости заковали его в цепи, соединив цепью руки с ногами. Казнь заслуженная беглецом! По прошествии двух годов он освободился от нечистого духа по молитве святых и немедленно возвратился в пустыню, которую оставил, будучи сам исправлен и служа примером для других, чтоб никто не дерзал оставить однажды принятого монашеского жительства по увлечению призраком ложной праведности или по необдуманному пожеланию и зловредному легкомыслию".
Как же быть, как быть? Запретить себе семью любить? Не могу я это сдеееелать, не могууууу... Действительно, дилемма: где же добро - в семье или в келье?
На самом деле, борьба между добром и злом всегда выглядит как борьба между одним добром и другим добром - иначе борьба была бы слишком легкой. Традиционная система ценностей тем и отличается от модерновой, что в ней есть иерархия добра: сравнив одно действие с другим, всегда можно взять простые принципы и решить, что одно решение все-таки лучше, другое - хуже. Современность же утверждает, что все добры одинаково добрые и каждому свое, и вообще добро и зло относительны. Вообще говоря, в христианской теории, в отличие от какого-нибудь зороастризма, где мир создали пополам добрый бог и злой, у зла нет своей природы. А раз свой природы нет, то разница между добром и злом и есть сравнение: здесь добра поменьше, здесь побольше.
Добро и зло, если говорить о поступках, конечно, относительны, и границы их размыты: но черного и белого нет только потому, что человек редко прыгает по духовной лестнице через сто ступенек вверх до вершин добра. Поэтому для одного что-то может быть добром: просто потому что вчера он был еще в полной яме.
Семья может быть добром, потому что сегодняшний примерный семьянин вчера матерился, бухал и вел беспорядочную половую жизнь. Но по поводу безбрачия ясно сказано: кто может вместить, тот вместит: очевидно, что ценность безбрачия ценится выше семейной любви. Для того, кто шагнул на эту ступеньку, семья - это уже не добро, а искушение, шаг назад по духовной лестнице.
А как же жена и дети, забота о них? Вдруг они голодают и холодают? Вообще-то для человека верующего такого вопроса не существует. Когда надеешься не на себя,а на Бога, то понимаешь, что твои молитвы сделают больше, чем все твои человеческие усилия...